Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№37 от 16 сентября 2010 г.
Учитель всегда на дне

С одной стороны, мне понравилось, что Александр Николаевич так горячо защищает интересы учителей. А с другой... я с ним не согласен. Прежде всего с тем постулатом, что за последние 10–15 лет учителей опустили на дно. Насколько я знаю из своего горького опыта, учитель в советской России всегда был на дне, хотя власть делала вид (и сейчас делает), что она учителя уважает. Часто в доказательство коммунисты приводили слова Ленина, что «учи­тель у нас должен стоять на такой высоте, на какой он никогда не стоял в буржуазном обществе».

Слова Ленина – это чистая демагогия. Советская власть не дала учителю даже того, что еще до Октябрьской революции имел учитель c высшим об­разованием, работающий в средней школе. В зависимости от стажа работы, в пе­реводе на наши деньги, он получал от 15000 до 41000 рублей в месяц. Работающий в начальной школе без высшего образования получал, соответственно, от 12000 до 26000 рублей в месяц. Поэтому и уважение к учителю было высокое, а глав­ное – самоуважение.

Далее. Бабий пишет, что он в 1960 году получал учительскую зарплату в размере 30 рублей. Весьма странно, так как в это время в пединституте мы полу­чали стипендию – обыкновенную 22 рубля и повышенную 27 рублей. Я тоже начинал работать в школе в эти годы, и моя первая зарплата составляла 120 рублей. Но я не могу ее назвать высокой. Я получал столько же, сколько и уборщица – в два раза мень­ше среднего рабочего (250 руб.). Меньше учителей получали лишь библиотекари и музейные работники (75 руб.).

Тенденция пренебрежительно обращаться с учителем продолжается и в наше время, и ему приходится прибегать к поборам с учеников и их родителей. Как мне известно из печати, зарплата учителя в Великобритании в 50 раз выше, чем у нас. Музейные работники – самые высокооплачиваемые.

Престижность профессии учителя и в советское время была низкой: ребя­та шли преимущественно в технические вузы. Я думаю, Бабий все это хорошо знает. Только я не понимаю, почему он берет за образец советскую школу. Для нас образцом отношения к школе могут стать страны Европы и Япония. Там и средств на образование выделяют достаточно, и труд учителя поднят на должную высоту, и, соответственно, отдача от такой школы весьма высокая, ибо эти страны находятся в авангарде современной цивилизации.
Марк МУХАРЕВСКИЙ