Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№44 от 16 ноября 2017 г.
Собачья сага о двух лампочках
 Пару светильников в обычном рязанском дворе пообещали отремонтировать только после того, как об этом узнал губернатор

Несколько дней назад на одном из новостных сайтов опубликовали заметку «Рязанцы больше двух месяцев ждут ремонта фонаря на улице Разина». Жители соседних домов №5/8 на ул.Трудовой и №23 на ул.Ломоносова долго смеялись, созваниваясь друг с другом, и гадали, что за фантастически наивные люди живут на Разина. Потому что во дворе домов по Трудовой и Ломоносова света нет ровно 15 месяцев, с августа 2016 года. 

Хроника жалоб и «отмазок»

Два светильника погасли во время ливня, которым залило город 20 августа прошлого года. С тех пор жители сначала постоянно, потом с перерывами разной продолжительности названивали в Управление благоустройства города Рязани, но тщетно. От них либо отмахивались, либо «ставили в план», либо возмущенно вопрошали: «А вы знаете, сколько у нас таких дворов?!»

В августе и сентябре 2016 года жильцы буквально «обрывали» телефон горячей линии по вопросам организации уличного освещения (21-01-80. – Ред.). Бывали дни, когда жильцам отвечали, что уже вот-вот, буквально завтра в вашем дворе засияют сломанные фонари. А порой телефон целыми днями был занят, либо никто не отвечал.

Автору статьи пришлось изучить портал «Исправим вместе», призванный стать посредником между многочисленными чиновниками многочисленных ведомств и рязанцами, заметившими некачественную работу городских служб. Сайт показался делом серьезным: вот на фотографии гора мусора – вот ее уже нет, вот яма посреди двора – вот ее уже засыпали. К тому же, портал является проектом администрации города Рязани, что само по себе внушает доверие.  

Первое сообщение о вышедших из строя дворовых светильниках появилось на этом портале ровно год назад, день в день, 16 ноября. Через несколько часов появилась резолюция модератора: «Статус заявки изменен на "Ждет ответа"», чуть позже – «Ваша заявка принята в работу. Следите за изменениями в личном кабинете. Спасибо за внимание к порталу "Исправим вместе"!» На здоровье, только б помогли с освещением двора. 

8 декабря 2016 года модератор оставил послание следующего содержания: «Муниципальных сетей наружного освещения во дворе домов №5/8 по ул.Трудовая и № 23 по ул.Ломоносова нет. По вопросу восстановления работоспособности светильников собственникам дома необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую данный жилищный фонд».

Примерно то же самое начали отвечать по телефону «горячей линии». 

Жильцы бросились за объяснениями к директору ООО «ЖЭУ-18», которое обслуживает эти дома и дворовое пространство. Рубен Давтян удивился и объяснил, что вызывать автовышку не входит в круг его обязанностей, что этим занимается Дирекция благоустройства города. 



Подготовка к новогодним праздникам и постновогодняя финансовая депрессия, в которую из года в год погружаются россияне, отняли у жильцов все силы: в течение двух месяцев они не набирали телефон «горячей линии». Во время февральской слякоти жильцы снова попробовали «поймать удачу за хвост» и опять начали обращаться в ответственное за свет управление.

26 февраля 2017 года пришлось оставить на «исправительном» портале очередное сообщение: «За четыре месяца освещение во дворе так и не появилось. Снег сошел – двор снова погрузился в полную тьму. Отношение к людям в этом городе – абсолютно наплевательское, ни одно ведомство не выполняет своих прямых обязательств». 

27 февраля 2017 года в личном кабинете появляется ответ: «Уважаемая Екатерина, вы обращались в управляющую компанию? Каков был их ответ?»

Здесь напрашивается лирическое отступление. Помните, в детстве была такая забава: отбирали у самого беззащитного, затюканного одноклассника школьную сумку (шапку, учебник) и кидали по кругу? При этом хохотали и приговаривали: «Фас, собачка! Возьми, фас!» Одной мне кажется, что чиновники детскую жестокую игру сделали принципом своей «взрослой» ответственной работы? Потому как не слишком понятно, с какой стати в обязанностях управлений, ведомств и «контор» должны разбираться жильцы, а не сами эти ведомства и «конторы». 

Но – ближе к свету.

В весенне-летний период в центральной России, спасибо создателю, и так достаточно светло, поэтому жильцы двух домов не тревожили очень занятых ответственных лиц. Жильцы могли видеть, какую яму нужно обойти, в какую лужу не попасть. С наступлением осени люди снова начали поспешать юркнуть в свои квартиры до наступления темноты, потому что после 17:00 стало невозможно увидеть собственные пальцы вытянутой руки. 

Они снова начали звонить на «горячую линию», где в сотый и двухсотый раз услышали, что «поставлены в план».

11 ноября 2017 года на портале появляется запись: «Ровно год прошел с подачи этой простейшей заявки. Света во дворе нет». 

На этот раз модератор даже не удостоил автора ответом. 

«Губернатор в курсе»

Власть и «бизнесмены», во владении которых находятся банки, газо- и нефтепроводы, придумали отличные механизмы воздействия на рядовых граждан: не платишь за свет – отключат свет, не платишь по кредиту – оберут до нитки, поставил на бесплатное (а значит, обязательно запрещенное) место машину – оштрафуют. Механизмы же воздействия на чиновников настолько эфемерны, настолько неприменимы на практике, что даже упоминать о них не стоит. Потому что только у одного человека из ста обнаруживается свободное время, стальные нервы, лишние средства, личный юрист и твердое желание разобраться с проблемой через суд. Но все же механизмы воздействия попроще быть должны. К примеру, не починили светильник в течение месяца – ответственному чиновнику поступает на зарплатную карту не ежемесячная кругленькая сумма, а sms-привет от «благодарных жильцов». Не починили и на следующий месяц – чиновника обязуют за свой счет нанять автовышку, купить лампочку, оплатить труд электриков, починить все сломанные каблуки и выплатить моральную компенсацию. В этом случае «косяки» будут исправляться не просто моментально, но большинство из них вовсе не возникнут.

Пока подобного механизма не разработано, пришлось снова прибегнуть к единственному методу – звонку на «горячую линию». На мой «крик души» оператор ответила, что «губернатор в курсе проблемы», светильники установят до конца текущего года. Стопроцентно. Железобетонно. И даже назвала номер заявки (№2281). 

Видимо, на этот раз стоит поверить. По всем признакам, в регионе включили режим «ручного управления»: пока просьба не дойдет до губернатора, она ни за что не будет решена. Вот это и есть – проблема проблем. Остается, пользуясь случаем, напрямую сообщить, что со стороны фасада дома полтора месяца назад меняли отопительные коммуникации, а яму так и не зарыли. 

P.S. Предъявить фотодоказательство кромешной тьмы не представляется возможным: на каждом снимке получается копия знаменитой картины Малевича. 
 
Екатерина ВУЛИХ