Столетие революции оттеснило на второй план не менее занимательные вернисажи Рязани
7 ноября, на которое в этом году пришлось столетие Октябрьской революции, прошло, вызвав среди россиян далеко неоднозначное и прямо противоположное отношение к нему. Но, по крайней мере, до начала декабря во многих галереях Рязани будут проходить экспозиции, посвященные этой дате. Среди них как художественные, так фотографические и книжные выставки. Среди площадок – Областной художественный музей, Рязанский кремль, Музей путешественников и Музей истории молодежного движения. На данном «революционном» фоне, задавившем собой культурную афишу, об иных пристрастиях любителей искусства, правда, не забывают и в других местах, где потихоньку презентуют вернисажи иного содержания.
В Рязанском областном художественном музее им. И.П.Пожалостина (ул.Свободы, д.57) до 3 декабря работает выставка «Искусство, рожденное революцией». На экспозиции представлены произведения, созданные, начиная с 1918 года. Этой цифрой датировано полотно Сергея Виноградова «Московский кремль». Двадцатые и тридцатые годы отражены холстами: «Рязанская пригородная девица» Абрама Архипова, ставшая своеобразным брендом музея, а также его «Октябрь в деревне». Дух периода становления Советской власти передан также в произведениях «Портрет рабфаковца», «Демонстрация», «Уборка сена», «Бессемеровский цех», «Колхозная стройка», «Кузнец», «Луганск. Цех, где работал тов. Ворошилов» и «Школа имени КИМ». Не обошлось без портретов Ленина на митинге, Сталина и Ворошилова, шагающих по набережной, и Кирова на трибуне.
Послевоенное время уже отдает не импульсивностью, а дышит умиротворенностью. Здесь работы под названиями «Весна», «Полая вода», «Девочка с мячом», «Букет», «Тишина», «Улица в Венеции», «Наташа» и неизменный «Сергей Есенин». Причем, кроме рязанского тотема, демонстрируются бюсты других писателей и поэтов, среди которых Владимир Маяковский, Михаил Шолохов и Максим Горький. И неожиданно завершает экспозицию модель монумента Зураба Церетели в виде скульптуры «Добро побеждает зло», изображающего Георгия Победоносца, крушащего дракона в виде американских ракет.
Параллельно в вестибюле музея до 3 декабря проходит выставка «Архивная фотолетопись. 1917», где рязанцы смогут посмотреть, как выглядел наш город сто лет назад. Экспозиция приурочена к столетней годовщине со дня революционных событий в России, и на ней представлены цифровые воспроизведения фотографий из фондов Государственного архива Рязанской области (ГАРО). Многие дома на фотографиях узнаются сразу. Здесь и сам Художественный музей, здания, где теперь располагаются правительство Рязанской области и областной Думы.
К тому же можно увидеть, как уже в советские годы заканчивалось строительство нынешней мэрии. Есть снимки чудом сохранившегося до сих пор дома Херасковых на улице Свободы и снесенного не так давно дома Муратовых. Кроме этого имеется потрясающий вид сверху на Ильинскую площадь и перспектива на улицу Соборную. Архитектурные фотографии дополнены кадрами торжеств на той же Ильинской площади в середине 1910-х годов, а также празднованием Международного юношеского дня там же в 1920-м.
Режим работы музея: вход с 11.00 до 19.00 (касса работает до 18.00), по четвергам до 21.00 (касса до 20.00). Выходной день – понедельник. Первая пятница месяца – санитарный день. Телефон для справок: 44-18-83.
В Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества (ул.Урицкого, д.72) в рамках цикла «Мастера Рязанщины – 80-летию образования Рязанской области» открылись сразу три выставки, на двух из которых свои изделия показывают рязанские рукодельницы. Но вначале я расскажу о фотовыставке «Ожидание», где свои работы представляет Ашот Григорян. Фотохудожник родился в Ленинакане. Посещал студию киноактера при «Арменфильме», а после службы в армии работал в Государственном театре кукол города Ленинакана. В 1978 году переехал в Скопин, где более тридцати лет трудится фотокорреспондентом в районной газете «Скопинский вестник».
Член Союза журналистов России с 1984 года. Собственно, на самой выставке как раз и демонстрируется более 40 снимков в жанре «репортажной съемки». Это серия, сделанная в Санкт-Петербурге, портреты священников и другие зарисовки, запечатленные Григоряном, которые посетители увидят до 30 ноября.
Также в Центре народного творчества до 30 ноября работает выставка Татьяны Винокуровой под названием «Краса рукотворная», куда вошло более 200 работ, выполненных в различных техниках вышивки и кружевоплетения на коклюшках. Рукодельница родилась в Мурманске.
Декоративно-прикладным творчеством начала заниматься в юности. С тех пор изучила все виды рукоделия, среди которых вязание крючком и на спицах, кройка и шитье, моделирование, машинная вышивка, вышивка крестом, художественная вышивка и макраме. В 2003 году поселилась в селе Подвязье Рязанского района, где сначала занималась свободным творчеством. С 2005 по 2010 годы руководила кружком декоративно-прикладного творчества «Плетенка» в Подвязьевском доме культуры. Не раз проводила мастер-классы по кружевоплетению на коклюшках. В 2012-м освоила «михайловское» кружево. На проходящей выставке мастерица представляет женские платья и шляпы, кружевные салфетки и воротники, различные панно и многое другое.
И, наконец, в этом же Центре и тоже до 30 ноября продолжается выставка «Тепло моей души», на которой вышивку, выполненную петельчатым швом, показывает Зинаида Трифонова. Мастерица родилась селе Мосолово Шиловского района. В 1972 году окончила Культпросвет училище в Шацке.
Ковровым вышиванием занимается более 27 лет, создав за это время около 150 панно. На самой экспозиции представлено около десяти произведений, среди которых пейзажи «Березки у реки», «Лесная поляна», «Зимний закат» и цветочные натюрморты.
Посетить эти три экспозиции можно ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней. Перерыв на обед с 13.00 до 14.00. Вход бесплатный. Телефон для справок: 25-26-97.
Фото автора
Георгий ТИТОВ