В 7 утра субботы, 11 ноября, в черте Рязани сошли с рельсов 19 вагонов грузового поезда – так это описали сами железнодорожники. Хотя, судя по фото с места, часть из них скорее разметало по сторонам. ЧП произошло на выезде из города в сторону столицы – в районе Немецкого кладбища, недалеко от станции Дягилево и в непосредственной близости от федеральной трассы М5 Москва- Челябинск. Пострадал один человек – помощник машиниста, получивший небольшие травмы. Ему тут же, на всякий случай, вызвали скорую помощь, но госпитализации не потребовалось.
Самая крепкая часть вагонов – тележки под ними. Здесь они местами разлетелись на части. А одна только ось колесной пары весит несколько центнеров. Фото: ТГ-аккаунт «Станислав Прибыльной»
Разрушительный наезд
Итак, хмурое осеннее утро, насыпь с ж/д путями, вокруг лесопосадки и никого. Грузовой поезд катится по своему маршруту, как вдруг бабахает два раза подряд прямо под ним.
«Неизвестные заложили два самодельных взрывных устройства под шпалы на расстоянии десяти метров друг от друга. Внутри каждого было более трех килограммов взрывчатки в тротиловом эквиваленте. Взрыв произошел, когда состав на них наехал», – сообщил позже телеграм-канал Shot.
Официально столь подробно происшедшее не объясняли, но уже вскоре после взрыва пресс-служба Московской железной дороги сама распространила сообщение, назвав причиной случившегося «вмешательство посторонних лиц в работу железнодорожного транспорта». Позже Следком объявил, что возбуждено уголовное дело по статьям «Террористический акт» и «Незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств».
Интересные подробности появились и на следующий день: около места подрыва взорвалась видеокамера. Ее закрепили рядом на дереве. Вместе с камерой была установлена взрывчатка, сработавшая примерно через пять часов после ЧП на путях. От детонации никто не пострадал.
Что касается исполнителей, якобы видели двух неизвестных, возившихся на участке за несколько часов до взрыва. Теперь их ищут.
Состав шел на скорости, и вагоны отлетели по инерции. Фото: ТГ-аккаунт «Станислав Прибыльной»
Фото: ТГ-аккаунт «Станислав Прибыльной»
Хлопок на ветке
Между станцией Дягилево и платформой 187 км проходит железнодорожная магистраль Рязань – Москва. На разных участках она состоит из двух или четырех путей, а в стороны отходят однопутные участки дороги, которые затем вновь пересекаются с основной трассой (см. схему). Ответвления предназначены для маневров составов, которые перестраиваются, чтобы попасть на нужный путь. На одной из таких веток и произошел теракт.
Зона перестройки и маневрирования составов
Судя по месту взрыва, диверсия была скорее показательной, чем реально навредившей железнодорожному сообщению. Или же здесь просто легче было подготовить такой акт. Так или иначе, шуму он наделал много – в буквальном смысле – по информации «Новой», взрыв слышали около Дягилевского поста ДПС, в прилегающих микрорайонах и даже на Московском.
От взрыва пострадали даже стекла кабины локомотива. Фото: ТГ-аккаунт «Станислав Прибыльной»
Занимательная химия
Версия с подрывом какого-то специального груза не подходит: поезд перевозил минеральные удобрения. Как только об этом сообщили в новостях, у всех, кто хорошо учил химию, возникла мысль: неужели селитра? Ведь это вещество используется не только как удобрение, но и как сырье для заводов по производству пороха и взрывчатых веществ.
На фото с места на одном из вагонов видна надпись: «Фосагро. Минеральные удобрения». Что-то можно понять, если разобраться в том, откуда и куда двигался поезд. Вагоны, отправившиеся под откос, шли на станцию Юльевка Приволжской железной дороги. Это окрестности города Балаково в Саратовской области, где расположено дочернее предприятие концерна «Фосагро» – АО «Апатит». Оно выпускает монокальцийфосфат и фосфат аммония (аммофос).
Но зачем везти удобрения туда, где их производят? Возможно, разгадкой станет точка отправления – станция Титан Октябрьской железной дороги. Это место в Мурманской области, где в горах под названием Хибины добывается минерал апатит – сырье для тех самых удобрений. Так что вагоны, скорее всего, содержали основу для производства удобрений, из которого, кстати, также получают в качестве побочного продукта гипсофосфат – материал для строительства дорог, укрепляющий их от дождей.
Триста путейцев
Всю субботу и последующее воскресенье на станции Дягилево регулярно раздавался голос из громкоговорителей: «Внимание, поезд… по второму пути… на Рыбное». Это было предупреждение для тех немногочисленных пассажиров, что находятся на станции: осторожнее, сейчас мимо перрона «грузовик» поедет.
Раньше все транзитные грузовые поезда шли по отдельно проложенным сбоку путям. После ЧП не только электровозы, но и тепловозы, дымя дизельными двигателями, тащили вагоны с углем и цистерны с нефтью там, где недавно останавливались электрички. Что касается пассажиров, то утром 11 ноября была информация о небольших задержках, но путей в этом месте много, и пропускную способность быстро восстановили.
Завалы разбирала техника с трех станций – Рязани, Рыбного и Воскресенска. Работали порядка 300 человек. Только днем 12 ноября аварийные автомобили и ремонтные поезда покинули место крушения. В 15:34 по восстановленному пути прошел первый грузовой поезд.
Беззащитное полотно
В Беларуси, где диверсии на железных дорогах начались еще прошлой весной, первыми жертвами терактов стали шкафы с электрическим оборудованием, расставленные вдоль рельсовых путей через каждые несколько километров. В Рязанской области таких шкафов тоже хватает, но никто не пытался их крушить ломами или поджигать. Присутствие подростков около этого оборудования доказывают многочисленные граффити, сделанные маркерами или краской из баллончиков на дверцах шкафов. Но не более.
Если же говорить о защите железнодорожного полотна, то его провели по всем европейским правилам только на дороге между Москвой и Санкт-Петербургом. Там ходит скоростной поезд «Сапсан», и чтобы ни люди, ни лоси, ни коровы с козами не приблизились вплотную к путям и не попали под стремительно движущиеся вагоны, все 600 км пути огорожены металлическим забором.
Сделать то же самое в Рязанской области хотели еще в 2012 году, когда задумали пустить скоростной «олимпийский» поезд Москва – Сочи. Но денег не хватило, планы сорвались и не исполнены до сих пор.
На железных дорогах, проходящих через Рязанскую область, то и дело задерживают и проверяют пассажирские поезда – это вынужденная реакция на сообщения о заложенных в них бомбах. В последний раз перед дягилевской аварией такое случилось 9 ноября: утром этого дня поезд Москва – Челябинск простоял лишние 40 минут рядом с вокзалом Рязань-1, из которого тоже вывели пассажиров.
Автомобили уезжают с места происшествия
Почти рабочие гипотезы
Следствие по факту ЧП идет. Информацию о его ходе пока успешно скрывают. Поэтому заинтересованные обыватели сами пытаются предположить, кто мог организовать дерзкий взрыв. В разговорах слышны три версии.
1. Военно-политическая. Идет СВО, и «сторонники киевского режима» готовы любыми способами навредить инфраструктуре и посеять страх у жителей даже отдаленных от линии боевого соприкосновения городов.
2. Экстремально-экономическая. Крупнейшие российские производители минеральных удобрений активно бьются за рынки сбыта в условиях санкций и используют любые меры давления друг на друга.
3. Почти фантастическая. В околокремлевских кругах ищут повод для смены руководства РЖД, и взрыв у станции Дягилево – как бы «доказательство» слабого уровня безопасности на путях. Ущерб от ЧП – это убытки железнодорожного ведомства, производителя и получателей удобрений.
Реальных доказательств ни по одной из трех изложенных версий силовики пока не приводят.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ