Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№43 от 16 ноября 2023 г.
«Прошу вас‚ прекратите кровавое мщение!»
ХХ век: хроника еврейских погромов в России. Убито от 100 до 150 тысяч человек. Но точного числа погибших до сих пор не знает никто

 

В марте 1903 года в городке Дубоссары исчез, а потом был найден убитым четырнадцатилетний подросток Михаил Рыбаченко. Единственная ежедневная кишиневская газета «Бессарабец», редактируемая известным антисемитом Крушеваном, стала обсуждать возможную ритуальную подоплеку этого убийства и занялась перепечаткой ходивших среди населения Дубоссар слухов в поддержку этой версии.


Еврейское кладбище. После похорон жертв погрома. 1919 год. Архивные фото

В частности, сообщалось, что труп был найден с зашитыми глазами, ушами и ртом, надрезами на венах и следами веревок на руках. Выдвигалось предположение: подросток был похищен и обескровлен евреями с целью использования его крови в «пасхальном ритуале». В какой-то из статей было написано, что один из уже пойманных убийц-евреев рассказал о деталях преступления.

По требованию следователя, установившего к тому времени отсутствие ритуального характера убийства (настоящего убийцу нашли позже, им оказался дядя мальчика, претендовавший на наследство), в том же «Бессарабце» было опубликовано официальное опровержение, приводились результаты вскрытия, показавшего, что подросток погиб от множественных колотых ран, а не от кровопотери. Указывалось на отсутствие надрезов, швов на глазах и т.п. Но многие горожане сочли опровержение попыткой властей скрыть преступление под давлением евреев.

И в воскресенье днем 6 апреля 1903 года – в последний день еврейской Пасхи и в первый день Пасхи православной – из толпы на площади в еврейские дома полетели камни. «Непринятие полицией энергичных мер к немедленному подавлению беспорядков» привело к разгрому двух еврейских лавок.

К вечеру все стихло, и ночь прошла спокойно. Полиция арестовала 60 человек. На улицы вывели воинские патрули, но никаких приказов солдаты не получили. Кишиневский губернатор и прочие высшие должностные лица своим бездействием фактически спровоцировали погром.

Нерасторопность полиции породила новые слухи о том, что правительство разрешило бить евреев, потому что они – враги отечества. «Часть евреев, вооружась револьверами, прибегла к самозащите и начала стрелять в громил… бесцельно и неумело». Это вызвало «…дикий разгул страстей. Толпа громил озверела, и всюду, где раздавались выстрелы, она немедленно врывалась и разносила все вдребезги, чиня насилия над попадавшимися там евреями».

Роковым стал «выстрел, коим был убит русский мальчик Останов». К часу дня «насилия над евреями принимали все более и более тяжелый характер», сопровождаясь «целым рядом убийств» (Александр Солженицын, «Двести лет вместе»).


После погрома, 1919 год. Архивные фото

По данным Еврейской энциклопедии, в результате погрома погибли 49 человек, 586 получили ранения, было разрушено 1500 домов (более трети имевшихся на то время в Кишиневе).

Власти арестовали свыше 800 погромщиков, около 300 из них было предано суду, проходившему в закрытом режиме. Некоторых приговорили к каторжным работам и тюремному заключению, а губернатора Рудольфа фон Раабена отправили в отставку. В ходе независимого расследования высказывались подозрения, что погром был подготовлен и организован ротмистром Охранного отделения бароном Левендалем с целью натравливания одних групп населения на другие.

После кишиневских событий русское слово «погром» вошло во все языки мира.

Броненосец «Кишинев» для японцев

Русско-японская война вызвала поначалу взрыв патриотического восторга по всей стране. Еврейская газета «Восход» писала в те дни: «Россия – наша родина‚ и все мы… до последнего‚ свято исполним свой долг перед родиной‚ с которой связали нас исторические судьбы… Постараемся‚ поскольку это в силах наших‚ забыть и недавнее изгнание из Порт-Артура‚ и кишиневский и гомельский погромы‚ и многое‚ многое другое…» В синагогах служили торжественные молебны «о даровании доблестной победы русскому воинству», по всем общинам собирали пожертвования «на военные нужды»‚ «на усиление отечественного флота»‚ «на нужды семейств убитых и изувеченных воинов», одесский банкир Ашкенази на собственные средства сформировал санитарный отряд, нищие местечки жертвовали крупные суммы из средств «коробочного сбора».

В начале войны не только в правительственных кругах России, но и в народе преобладала уверенность в быстрой победе над врагом. Но вскоре стало ясно‚ что война не будет «короткой и победоносной». С фронта приходили сообщения о неудачах русской армии‚ об огромных потерях среди солдат и офицеров. Например, под Ляояном русские потеряли 19 тысяч убитыми и ранеными‚ под Мукденом – 42 тысячи. Надо было найти виноватых. И их нашли.


Жители м. Любань Бобруйского уезда Минской губернии, получившие ранения во время погрома. Архивное фото

«Новое время» обвинило «всемирное еврейство»‚ будто бы подтолкнувшее Японию на эту войну, правые газеты наперебой писали о том‚ каким образом российские евреи помогают «родственным им по расе» японцам. Повсюду раздавали бесплатно петербургскую газету «Знамя» с подстрекательскими статьями‚ а в Одессе агитаторы разъясняли толпе: «Жиды в Америке собрали деньги‚ чтобы построить броненосец «Кишинев» и подарить его японцам. Этот броненосец – в отместку за Кишиневский погром – будет сражаться против русского флота».

Все худшее, что есть в любом народе, вдруг поднялось и протерло глаза…

В городе Александрия Херсонской губернии в Йом-Кипур пьяная толпа ворвалась в синагогу, были убитые.

В Могилеве целый день громили еврейские дома‚ где ютились чернорабочие‚ калеки‚ вдовы с детьми‚ нищие. Среди погромщиков евреи узнавали своих соседей.

В Быхове толпа разграбила все еврейские лавки‚ а затем их сожгла. Буйствовали Смоленск‚ Минск‚ Мстиславль, Симферополь, Житомир…

В Одессе евреи участвовали в общих демонстрациях с красными флагами и призывами «Долой самодержавие!». Стычки с полицией привели к первым жертвам с обеих сторон, а затем начался погром, который продолжался 4 дня. Официальное расследование установило‚ что местные власти лишь наблюдали за погромщиками, не препятствуя им. Одесский градоначальник раскланивался с толпой громил: «Спасибо‚ братцы!» А когда избиваемые кинулись к нему за помощью‚ он сказал: «Я ничего не могу сделать. Вы хотели свободу – вот вам жидовская свобода».

С 18 по 29 октября 1905 года‚ в течение 12 дней‚ прошло 690 еврейских погромов в губернских и уездных городах‚ в деревнях и местечках. Большинство – в южных и юго-западных губерниях «черты оседлости». Погромы охватили и города вне черты оседлости – Великие Луки‚ Вязьму‚ Орел‚ Брянск‚ Курск‚ Тверь, Ростов-на-Дону‚ Воронеж‚ Рязань‚ Ярославль‚ Казань‚ Саратов. В погромах принимали участие торговцы‚ ремесленники‚ железнодорожные и заводские рабочие‚ крестьяне‚ служащие и чиновники.

По официальной статистике, за эти 12 дней было убито 810 евреев‚ из них в Одессе – более 400‚ в Ростове-на-Дону – более 150‚ в Екатеринославе – 67‚ в Минске – 54‚ в Симферополе – свыше 40‚ в Орше – более 30‚ в Кишиневе – 19.

Но царизм, как известно, это не спасло. Началась революция.

Не убивали евреев только… немцы

По пути из Житомира в Киев солдаты украинских полков устраивали погромы, евреев грабили и убивали в Коростене‚ Бердичеве‚ на железнодорожных станциях по пути следования, особенно жестокое насилие совершалось в поездах: отнимали деньги‚ резали‚ душили ремнями и веревками‚ выбрасывали на ходу из вагонов. Когда сменилась власть, на улицах освобожденного Киева гайдамаки избивали евреев нагайками‚ уводили в Михайловский монастырь и расстреливали под видом «жидовских комиссаров»‚ а трупы сбрасывали в Днепр. Городской голова напечатал в газете призыв к военному начальству: «Остановите казни без суда… Остановите преследование казаками евреев – только потому‚ что в среде большевиков были евреи. Евреи были и есть и в числе боровшихся против большевиков‚ как были и украинцы среди большевиков… Прошу Вас‚ прекратите кровавое мщение!..»


Эйдия Альтшуль. Тяжело ранена во время погрома. Умерла от ран в Бобруйской городской больнице. Архивное фото

Во время отступления Красной армии ее бойцы, в свою очередь, громили еврейские поселения возле Николаева‚ Херсона‚ Полтавы‚ Екатеринослава‚ Харькова. В марте 1918 года они убили 15 евреев в городе Мглине Черниговской губернии, среди погибших оказалась двухлетняя девочка. Отряд Первого полка имени Ленина грабил в Сураже еврейские квартиры‚ но самый страшный погром пришелся на Глухов: «Двое с половиной суток город был во власти разъяренной черни… Пострадали почти исключительно евреи… У многих из оставшихся в живых отрублены руки. На глазах у матерей убивали малолетних детей… Мужчин выволакивали на улицу‚ били прикладами‚ кололи и расстреливали. Все это с пьяными песнями и дикой руганью…»

Два дня подряд красноармейцы грабили еврейское население‚ а затем появились крестьяне из окрестных сел и забрали оставшееся имущество и товары в разгромленных домах и лавках‚ сняли даже одежду с убитых.

«Правда» назвала эту бойню (в Глухове было убито больше сотни евреев) военным эпизодом: «Доблестный Рославльский отряд занял Глухов после упорного сопротивления. Улицы Глухова и прилегающие к железнодорожной линии места покрыты трупами. В городе организован Совет».

Следом красноармейцы разгромили Новгород-Северский: погибло 88 евреев. Погром в городе прекратился с приходом немецких войск‚ но через день красноармейцы выбили немцев из города‚ и за отступающим немецким отрядом‚ сообщали очевидцы‚ «как в дни великого исхода из Египта‚ потянулось все еврейское население».

Согласно Брестскому договору на Украину вступили германские войска. И снова‚ как прежде‚ в числе виновников оказались евреи. «Жиды привели немцев!» – кричали крестьяне во время разбоев.

Только в начале 1921 года с обращением к украинскому народу обратился Петлюра: «Передавайте это воззвание из села в село, из хаты в хату, из рук в руки… Еврейское население, мелкие торговцы, ремесленники и рабочие… так же, как и вы, селяне, ждет не дождется освобождения от коммунистов-грабителей. Если вы встретите среди коммунистов евреев, помните, что они для своего народа такие же каины-предатели, забывшие веру и законы отцов своих, как и те наши предатели, что пристали к коммунистам; несправедливо было бы перекладывать вину за них на весь еврейский народ, как нельзя перекладывать вину за наших предателей-коммунистов на весь украинский народ…»

Петлюра был убит в 1926 году в Париже террористом-евреем.


Обложка «Книги погромов»

«Мы не можем допустить жидовского царства в России»

16 лет назад в издательстве РОСПЭН вышла «Книга погромов. 1918-22 гг.». 1032 страницы документов – это профессиональный подвиг авторского коллектива во главе с Лидией Миляковой из Института славяноведения РАН. Книга «совершенно сокрушительная по отношению к той версии Гражданской войны, которая сегодня навязывается людям как в России, так и на Украине». И конечно, необходимо сказать слово запоздалой благодарности тем, кто собрал тысячи свидетельств от уцелевших очевидцев. Эти материалы лишь в малой части были опубликованы в 20-е годы прошлого века. Потом это собрание, некоторое время хранимое главным его собирателем И. Чериковером (1881-1943), распалось. Часть была утрачена, часть ушла из России. Остальное было помещено под крепкие замки советских архивов.

Но «Книгу погромов» практически не заметили. В одной из немногих рецензий, опубликованных по горячим следам в «Новом мире», социолог Алексей Левинсон написал: «В большинстве определений погрома, находимых в энциклопедиях и словарях, отсутствует один важнейший момент, а именно: погром возможен тогда и постольку, поскольку в данной социальной ситуации отменены обычные нормы и правила поведения, а также уголовные законы, охраняющие покой, достоинство, имущество, собственность, здоровье и жизнь гражданина. Иначе говоря, когда посягательство на таковые признается правомерным со стороны держателей нормы и не репрессируется ими.

Именно наличие у погромщиков сознания/ощущения не только фактической ненаказуемости, но и оправданности своих действий отличает погромы от общественно осуждаемых криминальных проявлений, таких как хулиганство и бандитизм, с одной стороны, и военных действий, предполагающих санкционированные законом и общественной моралью человекоубийства и разрушения – с другой. Эта проблема «социально разрешенного насилия» стоит как в отношении исторических событий, описанных в книге, так и в отношении многих процессов, происходящих в наши дни».

Эту книгу впору перепечатывать с любой страницы – если, конечно, хватит сил человеческих все это читать. Привожу выборочно, без ссылок на номера архивных дел (они есть в книге).

«…За 3,5 часа в городе (Житомире) было убито около 1650 евреев, в том числе дети разного возраста, включая грудных младенцев.

…В селе Гешево проживало несколько евреев, но все они успели разбежаться. Остался лишь один глухой старик – меламед (учитель). Его-то казаки захватили с собой и повезли по направлению к Овручу. По дороге они встретили возвращавшегося в свое местечко еще одного старика. Они его также захватили и тут же обоих повесили на высоком дереве, одного – на телеграфной проволоке, другого на ремешке. Последний, по рассказам крестьян, несколько раз срывался, но его каждый раз вновь подвешивали. Затем они тут же их сняли с высокого дерева и повесили на низком деревце, к которому прибили записку о том, что «тому, кто их снимет, жить не более двух минут». Вследствие этого крестьяне не давали их снимать. И лишь когда трупы стали разлагаться, евреям удалось снять их и похоронить в ближайшем местечке.

…Фельштинский погром продолжался несколько часов. Убитых оказалось 485 человек, а раненых – 180. Из числа раненых свыше 100 человек умерло от ран. Таким образом, убитых оказалось 600 человек, что составляет почти треть еврейского населения в местечке, насчитывающем всего около 1900 еврейских жителей.

…Отдельных могил евреям копать не позволили, требуя скорее закопать убитых в общих могилах. Когда согнанные евреи, в числе коих были отцы, матери, жены, братья, сестры и дети убитых, плача, рыли ямы, повстанцы всячески смеялись и издевались над ними, передразнивали их, не давали женщинам плакать, грозя оружием. Проходившие мимо кладбища группы повстанцев при виде похорон запевали веселые песни».


Похороны жертв погрома. Архивное фото

Из доклада уполномоченного по Черкасскому району И. Верника Центральной секции помощи пострадавшим от погромов Отдела помощи жертвам контрреволюции НКСО УССР о помощи населению после григорьевских погромов мая 1919 года:

«По количеству убитых и раненых первое место принадлежит Черкассам. Убитых зарегистрировано 617 чел., раненых 100 чел. и пропавших без вести 25… Оставили население только в той одежде, которая была на нем, и это уже снято с погромленного населения 1-м Советским кавалерийским полком, который, проходя две недели тому назад через местечко и не имея что грабить, снимал одежду с населения и оставлял очень многих в одном белье.

…В середине августа советские войска покинули м. Корсунь. Последними через местечко прошли конные советские части: некоторые из красноармейцев начали грабить еврейское население, при этом было совершено три убийства.

В час дня в воскресенье в Корсунь вступили деникинцы. Еврейское население выползло из своих нор. На этот раз в местечко вступил полк 2-й Терской пластунской бригады. Солдаты сейчас же приступили к грабежам и убийствам. В числе прочих был убит раввин. Погромщики подвергли его ужасающим мучениям: отрезывали части тела, кололи штыками и наконец зарезали.

…Раввин решился и отправился в сопровождении нескольких евреев к генералу, начальнику дивизии Маркевичу. Депутацию заставили долго ждать… Раввин Мень обратил внимание генерала на творившиеся ужасы-убийства (за это время уже было зарегистрировано 14 убийств и изнасилований). В особенности г-н Мень настаивал на прекращении вакханалии изнасилований. «А разве я могу забыть, что жидовский комиссар в Ростове убил мою мать и мою сестру? – был ответ генерала. – Мои солдаты озлоблены против коммунистов, а все коммунисты – евреи. Мы не можем допустить жидовского царства в России»…

…Казаки задавали стереотипный вопрос: «Ты жид?» Если еврей заявлял себя русским, то ему неизменно предлагали произнести слово «кукуруза», дабы убедиться, не картавит ли он.

…Казакам усиленно помогали и добровольцы из местного населения. Одного еврея увели для расстрела и, раздев его, сказали: «Убегай, Троцкий», – вообще евреев называют Троцкими.

…Черкассы пережили три погрома: григорьевский (16 мая 1919 г.), деникинский (17-20 августа 1919 г.) и второй деникинский (декабрь 1919 г.). Григорьевский погром дал следующие результаты: убитых – 617, пропавших без вести – 25, раненых – свыше 100. Разгромлено около 2500 квартир и все магазины. Подавляющее большинство убитых составляют мужчины в возрасте от 18 до 25 лет. Во время первого деникинского погрома убито 129 чел., раненых – 202, зарегистрировано в еврейском комитете помощи – изнасилованных 84 (по словам врачей, число изнасилованных достигает 400), разгромлено 2178 семейств с общим числом душ 9862. Во время второго деникинского погрома убито 112 чел., сожжено около 80 магазинов и домов. Всего около 900 убитых и свыше 300 раненых. Более подробных сведений о последнем [деникинском] погроме не удалось собрать. В феврале в город ворвались красные партизаны, которые в течение одного часа убили 28 евреев».


Похороны жертв погрома. Архивное фото

Из опросов городского медицинского персонала о пострадавших от добровольческих погромов в г. Черкассы Киевской губ. в декабре 1919 г.:

«Изнасилования носили групповой характер. Насильников было большей частью 3-4 чел. Бывали случаи, когда число насильников доходило до 10-12 чел. на женщину. Случаи индивидуального изнасилования – 1 чел. – были крайне редки.

Так, одну несчастную изнасиловало 12 чел. После этого негодяи заставили мужа пострадавшей в свою очередь совершить половой акт с несчастной жертвой. Казак при этом следил, чтобы не было симуляции. Часто в одном и том же доме насиловали нескольких девушек одновременно, одна группа насиловала в одной комнате одну девушку, другая группа насиловала в следующей комнате другую и т.д. Крики и вопли жертв шли с разных сторон и сливались в один хор. Родителей и хозяев дома в это время обыкновенно избивали…

При входе добровольцев ими было произведено до 66 изнасилований (это официальная, зарегистрированная врачами цифра). При уходе деникинцев было, по предположению доктора, не менее 200 случаев…»

Из доклада следственной комиссии о погроме красноармейцами 391-го Таращанского полка РККА в м. Корсунь Каневского уезда Киевской губ. 11-18 мая 1920 г.:

«…Еврейское население м. Корсуня пострадало поголовно в количестве около 500 семейств, а русского – 20 семейств.

В пятницу 14 мая, после ухода поляков из местечка, вошло несколько красноармейцев со стороны р. Рось, которые и начали грабить. Местная охрана задержала двух красноармейцев и повела в штаб 391-го Таращанского полка. По дороге группа красноармейцев разоружила охрану, освободила красноармейцев и стала избивать охрану. После этого в течение пяти дней происходили повальные грабежи, избиения, в которых принимали участие красноармейцы Таращанского полка и местные бандиты».

Из справки Еврейской общественной комиссии о погромах (Евобщесткома) в Киевской губернии в 1919 г. и в мае 1920 г.:

«…Если патронов мало и пуль жалко, то убивают другими способами. Так, в Проскурове 15 февраля (атаман) Семесенко приказал применять только холодное оружие, и 1600 евреев были убиты в течение четырех часов саблями и штыками. В м. Дубово 13 мая их убивали топорами, а 17 июня пригоняли к подвалу, и двое палачей ударами кривых сабель по голове сваливали их мертвыми или ранеными в погреб… В Фастове в сентябре любимым приемом пластунов-казаков для получения денег было подвешивание, а в Белой Церкви поджаривание на огне… Раны наносятся крайне тяжелые, многочисленные. Раненые редко выживают, громилы обычно добивают их. Поэтому соотношение раненых к убитым гораздо менее, чем на войне. Изнасилование в июне и июле чрезвычайно увеличилось. Врывались иногда специально для насилия над женщинами после того, как ограблено было все до последней нитки. В августе и сентябре без массовых изнасилований и растлений малолетних не обходился ни один набег погромных банд…»

Запись начальника городской милиции г. Житомира Аббариуса о действиях польских воинских подразделений в городе с 9 по 12 июня 1920 г.:

«Мы пришли сюда с тем, чтобы избавить вас от ига большевиков, а вы заплатили нам за это пулею в спину», – сказал полковник. «Вот уже третий год уже двадцать пятая власть приходит к нам, – возразил ему остроумно В.Н. Добринский, – с тем, чтобы спасать нас. Одни спасают нас от большевиков, другие от поляков, третьи от Петлюры, и при этом все нас жестоко бьют. Мы же молим судьбу об одном – чтобы нас покинули все наши спасители и предоставили бы нам спасаться нашими собственными силами».

«Подвиги» Первой конной

Осенью 1921 года Красная армия потерпела поражение в советско-польской войне и в панике отступила. 3 октября в Реввоенсовет пришла телеграмма от командира дивизии красного казачества Виталия Примакова. Телеграмма вызвала немедленную реакцию Троцкого, главкома Каменева и военкома Полевого штаба РВСР Данишевского, направивших Реввоенсовету 1-й Конармии требование «проверки донесения начальника 8-й кавалерийской дивизии Примакова о погромах буденновцев».


Могилы жертв погрома на еврейском кладбище. Архивное фото

ТЕЛЕГРАММА

«Вчера и сегодня, – рапортовал Примаков, – через расположение вверенной мне дивизии проходила 6-я дивизия 1-й Конной армии, которая по пути производит массовые грабежи, убийства и погромы. Вчера убито свыше 30 чел., в м. Сальница убит председатель Ревкома и его семейство, в м(естечке) Любар свыше 50 чел. убито. Командный и комиссарский составы не принимают никаких мер. Сейчас в м. Уланов продолжается погром, в котором участвуют три эскадрона 2-й бригады 6-й дивизии 1-й Конармии. Какие будут приказания от Вас: применить ли вооруженную силу по отношению к погромщикам ввиду того, что в погроме принимает участие и командный состав; борьба с погромщиками, очевидно, выльется в форму вооруженного столкновения между моими казаками и буденновцами. Вчера я говорил с начдивом 6-й. Начдив сообщил мне, что военком дивизии и несколько лиц комсостава несколько дней тому назад убиты своими солдатами за расстрел бандитов. Солдатские массы не слушают своих командиров и, по словам начдива, ему больше не подчиняются».

Отбрехаться командованию Первой конной не удалось. 6-ю дивизию расформировали, трибунал в закрытом заседании приговорил сразу 151 бойца и командира к расстрелу (расстреляно более 100). Куда там Бабелю с его «Конармией», которую сам Буденный обвинил в клевете!

Сводка Евобщесткома о погромах еврейского населения частями 1-й Конной армии в Киевской губернии в начале октября 1920 г.:

«Вахновка Киевской губ., Липовецкого уезда:

2 октября 1920 г. части 6-й кав. дивизии совершили ряд налетов на еврейские квартиры. Погром в полном смысле этого слова начался 3 октября. Солдаты целыми партиями врывались в еврейские дома, требовали денег, грабили, избивали и убивали евреев, рвали священные книги.

Изнасилованы почти все еврейские женщины, не различая возраста. Вечером солдаты подожгли много еврейских домов, не давая тушить пожар. В результате убито 28, тяжело ранено 30, легко ранено ок. 100, сожжено около 20 домов, масса изнасилованных.

Милиция пыталась приостановить погром, но безуспешно.

м. Самгородок Киевской губ. Бердичевского уезда:

В начале октября 1920 г. 6-я дивизия 1-й Конной армии устроила в местечке погром. Начали погром главные силы дивизии, в первый же день ограбившие большую часть еврейских квартир и лавок. В последующие дни солдаты группами совершали налеты на местечко. Во всех еврейских квартирах разбиты стекла, ограблены или сломаны вещи. Кроме грабежей, буденновцы несколько евреев убили. Около 30 женщин изнасиловано, причем сопротивляющихся калечили.

Спиченцы Киевской губ. Бердичевского уезда:

4 октября 1920 г. от проходившей буденновской части отделился отряд человек в 50, который ограбил большую часть еврейского населения, причем двое евреев было убито… Тех, кто пытался бежать из местечка, солдаты ловили и убивали. Был случай, когда несколько женщин, желая избегнуть насилия, бросились в реку. Солдаты вытащили их и изнасиловали. Вообще погром носил крайне жестокий характер. Детям разбивали голову о камни, женщинам отрезали груди и т.п.

Убито несколько десятков чел., изнасиловано более 100 женщин, население совершенно ограблено, дома разгромлены…»

Очевидно, уже тогда дело недопущения в «публичное пространство» компрометирующих материалов о защитниках Отечества было поставлено хорошо. Вот и Реввоенсовет республики лаконично сообщает в Евобщестком о непричастности Красной армии к еврейским погромам: «Несмотря на самые тщательные справки, не было установлено ни одного случая какого бы то ни было отношения Красной армии к еврейским погромам, кроме повсемерной и повседневной агитации и борьбы, производимой частями Красной армии против таковых погромов, организуемых бандами Петлюры, Савинкова и другими бандами зарубежного происхождения».

Обратите внимание: все неприятности у нас – исключительно «зарубежного происхождения». И так – десятилетиями.


Пострадавшие от еврейских погромов в больнице. Архивное фото

* * *

Белые, красные, зеленые, петлюровцы, гайдамаки, махновцы… Погромщики!

Точного подсчета жертв, разумеется, нет и не будет. Называют от 100 до 150 тысяч убитыми. Для сравнения: «при царе» в погромах погибло (максимум) около 900 человек. Уровень одичания и совершенных зверств тоже несравним, его рост можно определить словом «катастрофический».

Впрочем, что считать? На каких весах взвешивать?

Еще раз процитирую социолога Левинсона: «Коль скоро речь идет о состоявшихся погромах, то все они без исключения имели место либо при попустительстве властей, либо при полном безвластии. Какая ирония истории веет с тех страниц книги, на которых видно, что и деникинская власть, и большевистская в России, и, почитай, все, кто себя провозглашал во главе Украины, выпускали воззвания, приказы и указы, которые в одних и тех же словах декларировали недопустимость насилия над людьми по национальному признаку, их равные права на жизнь и т.п. А повод приводить эти документы в «Книге погромов» тот, что войска всех этих сторон либо сами чинили погромы, либо нарочито попустительствовали погромщикам».

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кого убивал капитан Матвеев

 

Наши страницы в соцсетях

Павел Гутионтов