В первобытные родо-племенные времена мобильность населения была значительно выше, чем сейчас – в эпоху скоростных поездов и восьмиполосных автострад. Ознакомившись с публикациями нашего интернет-обзора, поневоле приходишь к этому парадоксальному выводу.
Пользователь merjanin опубликовал в жж-сообществе historyfakts весьма любопытный обзор уклада жизни наших предков по финской линии – финно-угров Волго-Окского междуречья, обитавших в наших краях в течение III–IV веков нашей эры.
Да-да. Именно предков. Вспомним, что говорит о великорусском этносе словарь Брокзауза и Ефрона: «Великорусское племя произошло от смешения древних славянских племен, населявших северную, приозерную область, бассейны верхнего Поволжья и Оки с соседними финскими племенами». Для точности картины приставку «на-» в слове «населявших» следовало бы изменить на «за-», но давайте простим авторам великого энциклопедического труда этот жест исторической политкорректности.
Итак…
в ойкумене Городецко-дьяковских племен на рубеже 2–3 века нашей эры имеет место явление, условно называемое рязано-окским импульсом. На среднюю Оку происходит вторжение высоко милитаризованной финно-угорской группировки, которая в течение 3–4 века создает то, что мы называем культурой рязано-окских могильников (КРОМ). […]
Знаменитая Старая Рязань. Ока здесь делает резкий поворот на север, а с юга в нее вливается полноводный приток Проня. Внизу лежит небольшой городок Спасск-Рязанский, против него – остатки села Старая Рязань. Село возникло под склоном городища летописной Рязани, погубленной Батыевым нашествием. О драматической судьбе одного из древнерусских центров знают многие, а о загадочном народе, который почти тысячу лет жил на этих землях до возникновения Рязанского княжества, известно единицам. […]
Рязано-окцы не были аборигенами Поочья. Они пришли сюда на рубеже 2–3 века нашей эры. С точки зрения археологии их приход прослеживается очень хорошо. И так же хорошо характеризует новопоселенцев. Местные племена так называемой Городецкой культуры (их считают предками эрзи) в этой зоне Оки оказались насильственно потеснены, частью ассимилированы. Агрессивные пришельцы взяли под свой контроль огромную территорию Поочья – от современных границ Московской области до Касимова. На юг и на север от реки на многие десятки километров простирались выпасы и охотничьи угодья этих воинов. Средняя Ока была стратегически выгодным местом. Во-первых, по ней шел большой торговый путь с востока на запад. Во-вторых, река являлась границей зоны сплошных лесов и лесостепи. Живущие по ее берегам получали преимущества сразу двух климатических зон: охоту и скотоводство.
Ученые предполагают, что рязано-окские насельники пришли на Оку с востока. Но на протяжении своей почти тысячелетней истории они были тесно связаны с югом, с германскими племенами готов. В начале I тысячелетия готы кочевали на Дону, откуда впоследствии ушли в Западную Европу. В национальном костюме рязано-окцев много готских элементов. Их оружие ничем не хуже германского, а короны родовых князей напоминают короны ранних готских королей. Историками высказывается предположение о военном союзе рязано-окцев и готов – что они были эдакой северной военной фалангой готской империи, державшей в страхе половину Восточной Европы. […]
Рязано-окцы питали страсть к красивым видам с реки: древние эстеты непременно выбирали для кладбищ и святилищ открытые участки берега с прекрасной перспективой. […]
От человеческого тела в песках древней дюны не остается ничего, только темный цвет песчинок на месте погребения говорит о том, что когда-то здесь лежал человек. Продолговатый серый след в песке – и все. Проржавевшие мечи, металлические детали костюма или спекшаяся в единый кусок кольчуга не производят большого впечатления. А вот женские косы темного цвета в белом песке сохраняются прекрасно, пугая абсолютной нетленностью. Длинные, всегда прямые волосы соседствуют с оружием и костями лошадей (еще одна загадка: части конских скелетов в могилах знатных воинов – обычное явление для рязано-окской культуры). Женщины этих племен были настоящими амазонками».
Пользователь volkovoron: «Ох уж эти «фино-угры»! Угры были только у венгров, у ханты с манси! У финского народа угров нет!»
Пользователь telesyk: «Это лингвистическое, а не этническое название».
Пользователь beckbulat: «Наверное, это волна переселенцев с востока, предшествующая гуннам. Они, овладев железом, смогли потеснить тех, кто пришел в леса до них в Европу. А также не дали возможности новым переселенцам селиться в лесах, вынудив их (новых переселенцев) заселять степи и стать гуннами».
Из доисторических времен – в самую, что ни на есть, современность. Пользователь tikandelaki попыталась понять причины малой мобильности россиян. Наилучший ответ на ее вопрос пришел из Рязани.
«Наши города – наследство старинных времен. Особенно это касается Москвы: жить в столице, значит, быть ближе к властям, а это дает новые и новые возможности. Не только в работе – в досуге.
Говорят, в правительстве придумали программу внутренней миграции. Безработным предложат переезжать в города, где не хватает специалистов. Обещают гарантированное трудоустройство и даже подъемные. Но авторитетные эксперты сомневаются в успехе: слишком многое нас держит на месте.
Простая ситуация – кредит за квартиру. Если европеец может договориться с банком и поменять квартиру вместе с кредитом, то у нас это невозможно. Наши обязательства привязаны к конкретному адресу. Банки не готовы меняться кредитными обязательствами заемщиков, а это намертво прибивает нас к месту жительства.
Хорошие дороги кончаются на границе Московской области, а ужасное состояние дорожного полотна на трассе М5 под Рязанью в прямом смысле слова отбивает любое желание покидать насиженные места. Вечные проблемы с билетами на поезд мешают двигаться хоть куда-нибудь.
Для активного человека, который хочет изменить свою жизнь, место жительства – не самый важный фактор. Но при одном маленьком условии: свобода передвижения должна быть настоящей. Желание двигаться вперед – пожалуй, одно из ключевых в развитии не только отдельного человека, но и всей страны.
Как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы россияне смогли комфортно жить и с удовольствием работать там, где им действительно хочется?»
Пользователь kolezev: «У нас в Екатеринбурге очень хорошо. Только всем сразу ехать не надо, а то станет очень плохо».
Пользователь mamaciita: «Смысл куда-то уезжать и начинать там все сначала, если у тебя здесь все нормально? Это чисто на любителя и только для молодых. Сейчас переезжать, если ты не специалист, – лузерство».
Пользователь nefedov: «Я, осуществляя инвест. проекты на территории всей нашей необъятной, переехал Россию вдоль и поперек. И уже готов был возглавить один завод в Курске, да сын родился и дочь в первый класс пошла, и мы в Москве остались. А так и я, и жена готовы к переезду. Была бы работа.
Везде хорошо, если есть голова и руки. И очень ошибочное мнение, что житель мегаполиса не переедет. Просто жителю мегаполиса надо внушать, что в других городах тоже инфраструктура имеется».
Пользователь monzdrpower: «Таки «она там имеется» или «надо внушить, что имеется»?»
Пользователь ryazanets62: «Есть такое понятие – уклад. В Рязани, Костроме и даже в Москве он будет одинаковым. Ведь если западного человека держат на месте только родственные узы, то человек наш, российский, буквально опутан по рукам и особенно (!) ногам разными полезными связями – «своими» (т.е. прикормленными) врачами, учителями, гаишниками. То есть внутренняя миграция начнется лишь тогда, когда кормить их будет не надо. «Жаль только, жить в это время прекрасное уж не придется ни мне, ни тебе» © Н.Некрасов».
Пользователь archdetail: «Да... наш человек привязан к месту... как когда-то крепостные... Спокойно перемещаться по стране, менять место жительства, работы, учебы и т.д. может позволить себе Свободный человек в Свободной стране!
Согласен переехать не только в другой город, а в другую страну из России!»
На этой малопатриотической ноте мы, пожалуй, и закончим. Что поделаешь? Из песни слова не выкинешь.
Дарья СВЕТЛОВА, Денис СТРОГАНОВ