11 февраля 1991 года было создано Рязанское отделение Союза фотохудожников России. Одна из наиболее интересных творческих организаций города родилась в годы перестройки, шальные и неблагодарные для искусства, годы перестройки. Рязанское отделение – одно из первых региональных отделений СФР: оно было создано буквально через месяц после того, как в декабре 1990 года в Курске состоялся учредительный съезд, объявивший о создании Союза фотохудожников России.
Менялись государственные строи, главы правительства, страну мотало из кризиса в кризис, но Союз жил и плодотворно работал. Юбилейную фотовыставку «ХХ лет Союза фотохудожников России» принимает во Дворце Олега Рязанский кремль.
«Рязанская организация – одна их самых активно и плодотворно действующих», – эти слова председателя СФР Андрея Баскакова передал на открытии выставки член Рязанской организации Николай Середа. И на самом деле это вовсе не комплиментарный поклон. Виктор Агеев и Евгений Каширин, возглавлявшие Рязанский Союз, широко известны в фотографических кругах.
В первый же год существования организации рязанские фотохудожники заявили о себе Международной фотовыставкой «Фотографируют женщины», проведенной совместно с центральным отделением СФР.
За последующие годы рязанскому зрителю было показано несколько сотен фотовыставок – от персональных до международных. Самым известным и большим проектом выставочной деятельности организации стало проведение в Рязани первого в истории России международного фотоконкурса «Берега» под эгидой Международной федерации фотоискусства (FIAP). За 2009 и 2010 годы в конкурсе приняло участие более 1000 авторов из 54 стран мира.
На сегодняшний день членами Рязанской организации являются 20 фотохудожников. Хотелось бы соблюсти красивую нумерологию и сказать, что на выставке к 20-летнему юбилею представлены работы 20 авторов, но не все члены Союза решили отметить круглую дату: по факту в экспозиции выставки «ХХ лет СФР» представлено 100 работ 15 членов организации. Еще три стенда посвящены авторам, ушедшим из жизни: Евгению Каширину, Геннадию Шлоеву и Игорю Евстифееву.
Новые, ранее не выставлявшиеся работы, фотографии, вошедшие в рязанскую классику, и снимки из разряда the best – каждый из участников выставки представил работы по своему выбору.
Рязанское отделение СФР – разнообразный по характеру коллектив фотографов, каждый из которых бесспорно яркая личность со своими художественными представлениями и идеями. И это, безусловно, нашло отражение и в экспозиции выставки, которая в итоге получилась весьма разноплановой. Но если искать общую тональность, то можно отметить, что, несмотря на естественное присутствие в разножанровой подборке пейзажей, натюрмортов, этюдов и т.п., главный герой выставки – человек. Внимание к человеку – то, что всегда отличало рязанскую школу фотографии.
В своих коронных жанрах «ню» и портрет выступает Виктор Агеев, гармонично сочетая изящество форм и богатство содержания. Тонкие материи взаимопроникновения человека, природы и времени исследует Ирина Сергеева. Пристально всматриваются «Наши» со снимков Андрея Карева: серия портретов, крупных, неприукрашенных, бескомпромиссных, создающих обобщенный образ простого – «нашего» – человека. Внутренний мир рязанских художников раскрывает Алексей Казеев: в моменты творческого вдохновения и минуты глубоких раздумий. Живописную линию продолжает Виктор Покатилов. Андрей Павлушин создает галерею широко и не очень знаменитых людей, пересекшихся с Рязанью: поэт Евгений Евтушенко, французский славист Ренэ Герра, поэтесса Римма Казакова, художник Сергей Ковригин, пианисты Денис Мацуев и Николай Луганский… Классические черно-белые жанровые работы представляет Татьяна Исаенко. «Женские миры» изучает Сергей Романов. Посвящая несколько работ походу по заполярью, Романов одновременно сам предстает героем фотографии «Портрет полярника» Николая Середы. И еще одна профессия (особенно актуальная этим летом) попадает в поле зрения Середы – «Портрет пожарника». Иноземную нотку вносят в общую «человекографию» Игорь Хомутовский и Александр Загородников, представляя зарисовки Стокгольма, портреты американки, египтянки…
Незримое присутствие человека чувствуется в мире неживой природы Александра Кретова, в медитативных пейзажах Андрея Алексеева, в изящной сканографии Ольги Патриной. Впрочем, даже отсутствие человека в деревенских мотивах Владимира Кованова делает безлюдность глухой рязанской глубинки еще одним штрихом к единому человеческому портрету.
Вера НОВИКОВА