Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№10 от 17 марта 2011 г.
Свежие новости
Вне конкуренции
Откуда в наших квитанциях на оплату услуг ЖКХ берутся накрученные тарифы



Во вторник президент Медведев заявил о необходимости тотальной проверки предприятий ЖКХ. Заявление сделано по итогам доклада руководителя контрольного управления президента России Константина Чуйченко, который сообщил, что выявлено «множества финансовых операций, которые имеют признаки сомнительности». По словам Чуйченко, только в ЦФО «объем средств (на финансирование сферы ЖКХ), выведенных за границу за два года (2009–2010 годы), составил 25 млрд рублей».

При чем тут конкурс?

Надеемся, что не во всей стране ситуация в ЖКХ выглядит так, как в Рязани, но из очевидного в голову сразу приходит, например, история с распределением 16 миллионов рублей на благоустройство дворовых территорий в 2010 году. Руководил процессом и возглавлял соответствующую комиссию замглавы администрации города Андрей Савичев.

Деньги тогда распределялись через управляющие компании. Шум подняли те из них, которые узнали о проведении конкурса уже после того, как были объявлены его победители. Как можно догадаться, среди них преобладали те, кого принято считать близкими к самому Савичеву. В итоге (хотя, надеемся, этот итог не окончательный) контролирующие органы и горадминистрация сошлись на том, что конкурс якобы был, а вот уведомить о нем потенциальных участников, действительно, «забыли».  

Мимо кассы

Согласно декларируемой городскими властями отчетности, основная часть жилого фонда в Рязани обслуживается управляющими компаниями. Реформа ЖКХ подразумевает, что управляющие компании в таком случае заключают с населением и договор на поставку ресурсов (вода, тепло, свет, газ), и несут ответственность за ресурсоснабжение. На деле же, как правило, договора по-прежнему заключаются между жителями и ресурсоснабжающими организациями (тепло- и электросети, «Водоканал», «Межрегионгаз»), а функция управляющих компаний в этом случае становится не совсем понятной. Точнее, таковые договора не всегда и заключаются, применяется понятие «публичного договора» – договор при отсутствии документа считается заключенным по самому факту предоставления услуг.

Компании, созданные в разгар реформы без теневого покровительства чиновников горадминистрации,  заключив договора с жителями, попытались начать работу по обслуживанию доверенных им рязанцами домов. Однако тут же выяснилось, мириться с зарождающейся конкуренцией в городском руководстве не намерены. Показательна в этом отношении история ООО «УК Техрембытсервис», которое обслуживает около пяти десятков домов в Горроще, на Московском и в Центре.

Долгое время единственной организацией, через которую можно собирать платежи населения за поставляемые им коммунальные услуги, было муниципальное предприятие «КВЦ». По сути, «КВЦ», возглавляемое господином Цулимовым, является не более чем операционной системой, то есть выполняет исключительно технические функции – перевод денег. Кстати, по некоторым расчетам обходится работа этой системы в полтора процента от коммунальных тарифов.

Однако на деле «КВЦ» стал главным инструментом лоббирования интересов управляющих компаний, имеющих покровительство во власти. Тому же «Техрембытсервису» в ответ на письмо с просьбой заключить договор на оказание услуг по начислению и обработке платежей, ответили, что это не так просто. Необходимо согласование со стороны ресурсоснабжающих организаций, управления ЖКХ города и… предыдущей обслуживающей организации! То есть согласование со стороны проигравшего в борьбе за право обслуживать тот или иной дом конкурента.

К слову, отказало в согласовании «Техрембытсервису» и само управление ЖКХ, практически не скрывая, что, несмотря на выбор жильцов, предпочло бы видеть в качестве получателя их денег другую, «проверенную» в кулуарных взаимоотношениях управляющую организацию.

Не собираясь сдаваться, «Техрем-бытсервис» идет на достаточно неожиданный для чиновников шаг – заключает договор на начисление и обработку платежей населения с частной структурой ООО «ЦОКП» (Центр обработки коммунальных платежей). И вот после этого со стороны администрации начинается настоящее наперстничество, целью которого, очевидно, является выдавить с рынка неподконтрольную структуру.

Ресурсоснабжающие организации возвращают деньги, собранные через «ЦОКП». Одновременно жителям, которые уже оплатили коммунальные услуги, направляют письма о наличии задолженности и необходимости ее оплаты через «КВЦ». Некоторые платят. Учитывая, что самыми дисциплинированными и боязливыми плательщиками являются пенсионеры, очевидно, что чиновные игры нанесли удар по карману не самых обеспеченных людей. А некоторые, запутавшись – чего и добивались авторы идеи «подметных» писем – платят только через «КВЦ» и теперь, получается, становятся неплательщиками перед управляющей компанией, которая теоретически может подать на них в суд.

Через какое-то время три из четырех (кроме «Межрегионгаза») ресурсоснабжающие организации перестают возвращать деньги, собранные через «ЦОКП», но… отказываются зачислять их на лицевые счета жителей. При этом растерявшихся рязанцев продолжают бомбить письмами о наличии задолженностей и необходимости их оплаты через «КВЦ».

«Техрембытсервис», возмущаясь поведением «КВЦ», прошел уже, наверное, все возможные инстанции – районную и областную прокуратуры, антимонопольную службу, Роскомнадзор. Однако считать нарушением сбор денег через «КВЦ» везде отказываются. Жаловались и жители. Они не согласны с тем, что их обманным путем заставляют заплатить второй раз за оплаченную услугу. Другая серьезная претензия – использование «КВЦ» их персональных данных. Помимо ограничений, содержащихся в законе, есть и прямые запреты жителей на то, чтобы «КВЦ» оперировал их адресами, паспортными данными и т.п. Ответов пока не поступило, но, насколько известно, есть люди, готовые обратиться в суд.

Кому выгодно

С точки зрения экономической, производственной, да и любой другой логики объяснить поведение ресурсоснабжающих организаций невозможно. Имея единственную коммерческую задачу – продать ресурсы, поставщику должно быть совершенно все равно, кто собирает для него деньги с конечных покупателей. Значит, МУПы выполняют указания кого-то еще.

Этот кто-то – упомянутый заместитель главы администрации города Андрей Савичев, который курирует вопросы ЖКХ и городского хозяйства в городе. Одновременно, сходятся во мнении участники рынка услуг ЖКХ, является и одним из главных игроков на этом рынке.

Одно из наиболее опекаемых Савичевым детищ – четыре управляющие компании, созданные в каждом районе города на базе прежних ЖЭУ. ООО «Управляющая жилищная компания» Железнодорожного,  Советского, Октябрьского и Московского районов появились в 2008 году. Формальными учредителями каждой из них стали «Водоканал» и РГРЭС. С чего это вдруг энергоснабжающие МУПы затеяли новый для себя вид бизнеса, совершенно непонятно. А вот тот факт, что процесс создания этих УЖК курировала напрямую горадминистрация в лице Савичева, ни для кого не секрет. Да и преподносят себя УЖК, например, ведя переговоры с жителями об обслуживании их домов, как, по сути, муниципальные организации, серьезность позиций которых якобы обеспечена городскими властями. Но почему же в таком случае администрация не выступила их учредителем напрямую? Дело в том, что в этом случае речь бы уже шла о распоряжении муниципальной собственностью, что подразумевает определенную открытость процесса. А это явно не входило в планы предприимчивого вице-мэра.

Дальнейшие действия создателей УЖК прозрачностью также не отличаются. Каждая из фирм учреждает еще по одной ОООшке, которые называются «Городская управляющая жилищная компания Железнодорожного (и так далее) района» (ГУЖК). Начинается масштабная работа по заключению договоров обслуживания домов. Одновременно ГУЖК, как правило, без каких-либо конкурсных процедур, получают имущество ликвидируемых ЖЭУ.

А в итоге каждое из ГУЖК продается частным лицам по символическим ценам. Таким образом, имущество бывших ЖЭУ было выведено из-под муниципального контроля.

По слухам, фактическая доля Савичева в каждой из четырех управляющих компаний составляет треть. Столько же, по тем же слухам, приходится на долю Олега Шишова – без бывшего мэра операция была бы невозможна.

Кстати, две из четырех компаний возглавляют депутаты городской Думы – Александр Сидоров (в Советском районе) и Игорь Яшин (в Железнодорожном). Это обстоятельство является ответом тем, кто задается вопросом, почему сделки, «признаки сомнительности» которых написаны на лбу у их авторов, лишены какого-либо депутатского внимания и контроля. Яшин, более того, в гордуме возглавляет комитет по городскому хозяйству. То есть главный, по идее, контролер деятельности исполнительной власти в сфере ЖКХ целиком и полностью обязан своим положением и доходами этой самой исполнительной власти.

А вот директор УЖК Московского района господин Петухов, по свидетельствам очевидцев, разоткровенничавшись на одной из встреч с жителями, сообщил, что в его организации, на самом деле, работают... 7 человек. Функцию же подведомственной конторы он описал как «контроль за работой ЖЭУ». К слову, на небольшой коллектив, который даже, по словам его руководителя, занимается каким-то мифическим контролем, а не как таковым обслуживанием домов, уходит более 5% от тарифов, по которым оплачивают коммуналку жители Московского района. В живых деньгах – это 12 миллионов рублей в год, полученных за коммунальные услуги.

Передовые технологии

Весьма вероятно, что в  ближайшее время горадминистрация возьмет на вооружение еще один способ борьбы с неугодными управляющими компаниями – ресурсоснабжающим организациям будет дана команда не соглашаться с показаниями общедомовых счетчиков. Как минимум один подобный случай уже произошел. МУП «РМПТС» на основании неких расчетов затребовало с управляющей компании сумму за обслуживание одного из домов, значительно превышающую показания счетчика. Это требование, конечно, можно обжаловать в суде, но в случае повсеместного внедрения этой практики деятельность управляющих организаций будет практически блокирована.

И вряд ли МУПы, выполняющие указания горадминистрации, смутит тот факт, что в домах установлены, как правило, счетчики, приобретенные у рекомендованного городскими властями производителя.