Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№10 от 17 марта 2016 г.
«Вот рассказать бы Гоголю…»
Почему рязанским чиновникам плевать на земляков и на классиков мировой литературы?



Есть в Рязани место, в котором сошлись, словно сговорились, классики русской классической литературы: улица Чернышевского, чуть поодаль – Льва Толстого, а замыкает микрорайон проклинаемая автолюбителями и таксистами, случайными пешеходами и жителями улица Гоголя, дорога которой как была тридцать лет назад в аварийном состоянии, так и… продолжает оставаться  в этом состоянии по сей день. Будто кто-то заколдовал ее, дорогу эту. Вместе с улицей, потому что дворы  на ней тоже бездорожны хронически.

Какое-то время назад возрадовались жители этой забытой властями города улицы, увидев, наконец, что дошла очередь и до их проклятого места. Вроде бы и старались дорожники-ремонтники, и что-то долго-долго делали, и техника трещала за окнами с утра до вечера, и даже… Было очень приятно смотреть на новую дорогу первые несколько месяцев, пока не превратилась она снова в ту самую, которую еще и забыть не смогли – разбитую, словно разбомбленную, всю в ухабах и рытвинах, ямах и канавах, глубина которых велика. Так износилось за короткий срок дорожное полотно, будто по нему все месяцы без перерыва шли танковые ученья, а с неба отрабатывала точность удара по проезжей части наша авиация. Где же еще учиться, как не на улице Гоголя! 

Машина – едет, человек, он же водитель машины, хоть и проклинает всех святых, проезжая по Гоголя, но все же сидит в теплом уютном салоне и ног замочить не может. А вот пешеходам что делать? Они вынуждены скакать по лужам в период таяния снегов или после дождя, прокладывать себе путь во время снегопада, потому что дворники в этом месте города, видимо, навсегда не предусмотрены никакой  сметой никакого ЖЭУ. 

Улица Гоголя – такое заповедно-первозданное место, что на нее прилично одетым и обутым женщинам лучше не выходить.

Почему? 

Все очень просто: если вас не обрызгает машина и вы не задохнетесь от дорожной пыли, которая не сметалась здесь, кажется, со времен советского авангарда, когда прилично было блюсти порядок в городе, то вы, уважаемая любительница стильной обуви на высоком каблуке, можете оставить на улице Гоголя не только ваш очень модный поломанный на гоголевском бездорожье каблук, но и ваша удивительная ножка может не выдержать такого испытания и… 

Не будем о грустном, милые дамы! Просто помните, что если вам предстоит променад по улице Гоголя в городе Рязани, то не надевайте приличную обувь во избежание ее повреждения. Оденьтесь так, чтобы не жаль было принять волну песчаной пыли на хороший костюм. Одним словом, готовьтесь к тому, что не будет приятной дорога по улице Гоголя. Это все, что можно сказать о тротуаре одной стороны – разбитом, во многих местах перекрываемом лужами, которые глубоки очень. 

«Что делать?» спросил бы градоначальника Николай Чернышевский, на улицу которого с Гоголя пройти бывает чрезвычайно трудно. 

Про большущую лужу написал однажды Николай Васильевич и… как в воду этой самой лужи глядел, потому что много на Руси городов и в каждом – по не одной такой луже имеется. Можно сказать, что улица Гоголя – такая лужа и есть.

Одна из сторон улицы тротуара не имеет на очень протяженном участке. Его нет ни летом, ни зимой, ни весной, ни осенью. Был когда-то, в веке прошлом, но весь вышел. Кому очень хочется выйти на улицу, должны перейти на другую сторону, если на том берегу не окажется лужи или сугроба. То есть, если повезет, то пройти – можно. А если… 

«Везет» на этой улице не часто и не всем. Люди, живущие на этой, совсем уже не тихой окраинной улочке, превратились в экстремалов, навсегда смирившись с тем, что до их уголка города никогда не докатится эхо цивилизации. Даже отголоском. Даже… 

Дети здесь родились и выросли, внуков дождались, а дороги… 

Или дураки? 

Или – и те, и другие, – остаются на том же уровне. 

«Что делать?» – спрашивают тебя, отец родной, Николай Гаврилович, дошедшие до тебя, на пузе приползшие к твоему памятнику жители улицы Гоголя.

А он и сам не знает, этот Николай Гаврилович. Знал бы, никогда этого вопроса своего не задал, потому как ответа на него знать в городе Рязани не может никто.

А ведь по грязной и разбитой улице Гоголя нет-нет, да и увидишь мальчиков-девочек, которые пытаются пройти вброд по луже, высоко поднимая – кто скрипку, кто гитару, кто виолончель, потому что идут эти мальчишки и девчонки по улице Гоголя к Детской музыкальной школе №5 им. В.Ф.Бобылева, который воспитал многих и многих талантливых музыкантов города. Правду говорят – через тернии – к звездам.

А с другого конца этой самой улицы – опасный перекресток, который хоть и обложили знаками со всех сторон, но мало кто из водителей на эти знаки внимание обращает, а потому вспоминается монолог Винокура о том, что «Водители у нас ездят на любой свет, а пешеходы переходят – на какой повезет». С одной стороны – подобие промзоны – гаражи и бездорожье, и тротуара нет, а с другой – стрелка высотного дома, которая тоже лишена тротуаров. Зимой – проще – протоптали тропинки, а вот летом – столбовые дороги – и пыль, и лужи, и грязь. И еще – XXI век на дворе. 

– Ау, цивилизация!

– Ау-у-у-у-у, – доносится ее печальное эхо.

Посмотрите, ДПСники, на этот перекресток и подскажите горожанам, как им и дорогу здесь перейти, и ноги не замочить (не сломать), и в живых остаться?

При повороте налево – та же история. Слева пешеходной зоны нет совсем, а справа, прямо на ней, нашли себе укромное местечко машины, припарковавшись прямо там, где в идеале должен идти, не думая об опасности, пешеход-горожанин. «Нет, уважаемый!», – отвечают ему автовладельцы брошенных на тротуаре машин. И пешеход-горожанин не ропщет, потому что против лома нет приема, потому что никто его защитить-поддержать не сможет, потому что кто сильнее, тот и прав.

«Что делать?» – пытаются докричаться с улицы Гоголя на улицу Чернышевского.

Что делать, что делать… Там, на улице Чернышевского, те же самые проблемы, потому что окраина города, и вопрос другого классика «Кто виноват?» услышан никогда не будет и останется навсегда вопросом – подобием гамлетовского. В каждой стране – свои вопросы, но если сравнивать Россию с Англией, то против их «Быть или не быть?» – наши два посильнее оказываются. И не потому, что так же не решаемы, нет. Потому что решить эти вопросы – пара пустяков: надо не включать дурочку и делать вид, что работа исполнена, а под страхом смертной казни бояться сделать эту работу плохо.
 
Ольга МИЩЕНКОВА