В Рязани массово исчезают мелкие торговые точки, предприниматели пополняют ряды безработных
Мы отвыкли от того, что некоторые предметы, необходимые в хозяйстве, нужно «искать» и «доставать». В большинстве случаев трусы-носки-колготы, кухонные скатерти, постельное белье, детскую одежду можно было купить, не выезжая за пределы квартала, благо, мелких магазинчиков и отделов на крупных торговых площадях рядом с домом существовало предостаточно. Выйдя из дома на полчаса, можно было моментально приобрести суши и домашнюю квашеную капусту, обувь для ребенка, садовую лопату и корм для кошки. Поболтать со знакомыми продавцами, обсудить последние новости местного масштаба и посетовать на безудержное повышение цен.
Не снять...
Маленькие перемены, едва заметные маленьким людям из маленьких спальных районов, начались еще в 2014-м на фоне наших «глобальных» достижений: сочинской Олимпиады и «возвращения домой» Крыма. Продавцы маринованных огурчиков и разливного молока как-то внезапно были вытеснены из под общей крыши непомерными ценами за аренду торговых площадей с коммунальными благами. На их места мгновенно въехали «Магниты», «Пятерочки» и другие крупные торговые сети, не имеющие ничего общего с рязанскими производителями. Оставшиеся торговцы «мелочевкой» до поры крепились, надеялись и через силу улыбались покупателям. В начале 2016-го и они «сдулись»: говорят, что дело уже не в аренде и налогах, а в повальном обнищании рязанцев. «Даже носки перестали покупать – старые штопают», – высказалась мне в эти выходные одна лавочница.
– Открыла отдел детской одежды и обуви в 2011 году, закрылась в 2014-м, – вспоминает предпринимательница Алена Г. – Взяла в аренду 31 квадратный метр. Старалась выбирать качественный товар, ведь в спальном районе все друг друга знают, мне было бы очень неприятно, если бы кто-то из знакомых вернул мне детские ботинки, которые развалились на следующий день. И никто никогда не жаловался, наоборот, возвращались за новыми покупками, высказывали свои пожелания. Это очень ценно в наше время: найти своего постоянного покупателя, завоевать его доверие. Когда я закрывалась, многие покупатели неподдельно сочувствовали, сожалели. А закрыть точку пришлось, потому что арендная плата повышалась каждый год, а покупательская способность уже начала снижаться. Перед закрытием пришлось взять кредит на приобретение товара, потому что вся выручка уходила на налоги и арендную плату, которая достигла 28 тысяч за 30 «квадратов». И, насколько я знаю, все девочки, с которыми я работала в те годы, из ТЦ «Витязь» ушли – тоже не смогли оплачивать аренду.
Действительно, на цокольном этаже единственного на весь поселок Шлаковый торгового центра происходила постоянная «движуха»: одних продавцов мебели сменяли другие, затем появлялись и пропадали отделы дешевой одежды. В начале 2016-го закрылись все отделы, просуществовавшие не один год. Потому что платить восемь тысяч в месяц за «пятачок» в 3 кв.м – на нищей окраине города, да еще и фактически в подвале – не каждому под силу. Осталась единственная «будка», которая неизменно пользуется спросом у населения: ломбард. Этот «бизнес на слезах» в последующие годы, судя по всему, ждет оглушительный успех.
Торговые площади пустуют не только на окраинах. Арендаторы в торговых центрах «Круиз» и «Премьер», «М5 Молл» и «Виктория-плаза», смотрят в свое предпринимательское будущее со вселенской тоской в глазах.
...и не сдать
Другая сторона – собственники небольших торговых площадей разоряются точно так же, как и мелкие торговцы-арендаторы.
– Несколько лет назад мы решили переделать пустующую квартиру на первом этаже в Приокском в нежилое помещение и сдать в наем. Вложили около 700 тысяч: перенесли перегородки, поменяли систему отопления и канализации, электропроводку, сделали отдельный вход, крыльцо, оформили все надлежащие документы. Вложенные средства до сих пор не удалось окупить. А минувшую зиму помещение вообще пустовало, нашей семье приходилось оплачивать коммунальные платежи, не имея никакой отдачи. Только сейчас въехали предприниматели. Арендная плата составляет 35 тысяч за 50 «квадратов». Несколькими годами раньше такую площадь, да еще на проходном месте – почти на остановке – не сдавали меньше, чем за 50 тысяч, – поделилась рязанка Наталья З. – У нас трое несовершеннолетних детей, мы с мужем считали, что нежилое помещение – хорошее вложение в их будущее, но пока имеем только убытки.
Согласно официальным данным, в 2015 году в Рязанской области появилось 369 смельчаков, решивших стать предпринимателями. Получилось ли у них «попредпринимательствовать» хотя бы эти несколько месяцев – история умалчивает.
Нина ЛАВРОВА