Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№09 от 17 марта 2022 г.
Хватательный рефлекс
Исчезновение из рязанских магазинов дешевых продуктов – что это было?

Первые дни после двух взлетов курса доллара (до 95 рублей 24-25 февраля и до 115 рублей 1 марта) ситуация с товарами в продовольственных магазинах была спокойной, и казалось, что Рязань переживет этот «санкционный кризис» спокойно, как пережила начало коронавирусной пандемии в марте 2020 года: тогда в больших количествах продукты скупали только волонтеры, разносившие их по домам.

Но запрет продавать населению валюту 8 марта и анонс будущих (с апреля) выплат малоимущим подсказал гражданам, что ситуация нешуточная.

Первым с полок пропал сахар, причем с прошлогодних 52-54 рублей он резко подорожал сначала до 60 рублей, а потом и выше. Вслед за сахаром из магазинов унесли дешевую соль первого сорта. Затем ограничения пришлось вводить на покупку гречневой и пшенной круп, муки (не более 10 пачек по 2 кг в одни руки), кое-где – макарон.

В одном супермаркете Канищева замечена была даже избыточная скупка белокочанной капусты. Но там, как выяснилось, цены были на три-четыре рубля ниже, чем у соседей.

Рост велик, стоять не велит

За ценами на потребительском рынке – в магазинах и на ярмарках – следит Рязаньстат, то есть территориальное управление Росстата. Оно фиксирует рост цен вначале на импортные товары (под влиянием взлета курса доллара), а потом и на отечественные. Но рост этот невелик, и к тому же домохозяйки, постоянно посещающие магазины, не могут узнать в статистических отчетах цифры, которые видят на ценниках.   

Например, по данным Рязаньстата, бананы в Рязанской области 18 февраля стоили в среднем 97,66 руб. за кг, а 4 марта – уже 84,95. Налицо явное снижение цены. «Но мы не покупали в середине февраля какие-то элитные бананы за 97 рублей с лишним! Мы брали их за 70 рублей, а теперь берем за 75», – уверяют покупательницы, не привыкшие сорить деньгами.

Рязаньстат в отчете от 4 марта уверяет, что свинина с костями подешевела на 1,6%, а колбасы вареные и полукопченые – на 2%. Но если найти в социальных сетях фото одних и тех же витрин в каком-нибудь «Магните» или «Пятерочке» спального района в феврале и марте (или завалявшиеся чеки оттуда), впечатление останется совсем другое.

Популярные у населения сыры с надписью «Брест-Литовск» разного процентного содержания молока и жира вроде бы привезены из единого с Россией таможенного пространства. Но если раньше их стоимость начиналась в магазинах со 109 рублей, то теперь – со 127. Рост почти на двадцать процентов ощутимо бьет по кошелькам.

Правда еще и в том, что самые обездоленные слои населения делают необходимые покупки в магазинах только в определенные дни или часы, когда ценники меняются на желтые или красные, то есть объявляются скидки для всех покупателей или определенных категорий (например, пенсионеров). И эти скидки все меньше размером или назначаются все реже.       

«В магазин страшно заходить»

Лидерами подорожания стали овощи – как раз пища бедняков. Даже Рязаньстат признает, что за неделю перед 4 марта на 6% стала дороже морковь (действительно, на ценниках теперь значится уже 42-45 рублей за килограмм), на 4% – картофель (40-45 рублей за килограмм), на 6,2% – помидоры, на 2,5% – капуста белокочанная.     

– В магазин становится страшно заходить, – говорят рязанцы. – И ведь мы понимаем, что это не конец. Раз наше правительство ограничивает вывоз за границу то пшеницы, то сахара, то муки, то кондитерских изделий, это значит, что без таких мер у нас на всех продовольствия не хватит. Без подсчета ведь не приняли бы такие решения.

Минэкономразвития Рязанской области заверило, что с оптовых складов в магазины вскоре завезут продовольствие по прежним ценам.

«Дефицита продовольствия и товаров первой необходимости нет. Поставки идут в регулярном режиме, а запасы на складах в достаточном количестве» – старались чиновники успокоить население. Также они сделали намек на то, что есть какие-то «перекупщики», которые хотят взвинтить цены. Но если это злодеи крупного размера, они бы скупили все еще на перерабатывающих предприятиях и складах – зачем им идти в магазины и утаскивать все оттуда?

Запасливый народ

Товары не просто пропали с полок – пропали самые дешевые варианты, которыми можно получить то же самое количество калорий, а также белков, жиров и углеводов. Если рядом с сахаром-песком стоял рафинад по 86 рублей за килограмм или тростниковый сахар по 136 рублей – они так и стоят. Если рядом с туалетной бумагой производства Нижегородской области стояли дорогие импортные мягкие «катушки» – они так и стоят.

Рязанцы боятся не голода, как предположила одна из психологов, комментировавшая ажиотаж в интернете (последний голод 1946 года практически никто из живущих ныне уже не помнит), а подорожаний. Подорожания 1992-93, 1998, 2009, 2014-15 годов памятны всем. Начиналось каждый раз с доллара, а в результате падало потребление населением Рязанской области основных продуктов – мяса, молока, хлеба, масла.

И запасается население тем, что может долго простоять в кладовке. Например, подсолнечным маслом. «Золотую семечку» по 89 рублей расхватали первой, потом она исчезла и за 97 рублей. Теперь литр растительного масла стоит от 115 до 125 рублей. А старания магазинов прикрыться расфасовкой по 900 мл ни к чему не привели: население упрямо пересчитывает на калькуляторах в телефонах цену в настоящую.

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Алексей ДАРИКОВ