Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№18 от 17 мая 2018 г.
В чреве торговых гигантов
 Пристрастный путеводитель по рязанским гипермаркетам от обозревателя «Новой»

Гипермаркеты, активно строящиеся в Рязани последние 12 лет, по-настоящему изменили жизнь горожан. Огромные одноэтажные ангары, где можно купить продукты на любой вкус и кошелек, плюс тут же ознакомиться с выбором более-менее ходовой одежды и бытовой электроники, быстро стали местом паломничества рязанцев. Городские рынки и небольшие магазинчики шаговой доступности, многие из которых стали частью крупных сетей вроде «Магнита», потеряли за это время изрядное количество покупателей в конкурентной борьбе. Расскажу о собственном опыте пользования местными торговыми гигантами.



Пионер с дурацким названием 

Пионером был «МЕТRО», но подозрительно быстро уступил позиции более разворотливым конкурентам. По крайней мере, в моих глазах. И не только из-за дурацкого названия, совершенно не адаптированного к российским реалиям, где все привыкли к тому же слову, но с другим ударением. Ну, куда это годится, когда человек может получить скидочную карточку не сам по себе, а только через фирму, где работает? Да и подходы к нему, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Потому что «МЕТRО» изначально был рассчитан на автомобилистов, но кассу гипермаркетов делают еще и «пешеходы». А в середине 2000-х, когда он появился, и ситуация с автомобилизацией горожан была заметно хуже. 

Сам я был в «МЕТRО» всего несколько раз, хотя там долгое время работал мой бывший тесть и, возможно, до сих пор работает. Далеко, неудобно и, в конечном счете, не так уж дешево. Даже карточки «МЕТRО» у меня до сих пор нет. И теперь уже, наверное, не будет. 

Относительно недавно рядом с ним появился «Ашан» в «Премьере». Не знаю, правда, соответствует ли он названию «гипермаркет» – так величают магазины площадью более 4000 кв.м. Как бы то ни было, долго говорить о маркете, расположенном в торговом центре, где люди с эскалаторов падают, а детские аттракционы расположены на манер «Зимней вишни» – это не для меня. Заходить туда без крайней надобности – тем более. 

Песочня – Мекка гипермаркетов 

Новая эра в наступлении гипермаркетов на город началась в 2008 году, с почти одновременным открытием «Глобуса» и «Ленты». Мне повезло. «Яндекс» показывает, что от моего подъезда до «Глобуса» всего 800 с чем-то метров, а до «Ленты» – и вовсе меньше 500. Разумеется, именно в этих двух гипермаркетах я самый частый гость, поэтому неплохо знаю их достоинства и недостатки. Чуть позже по соседству отстроилась «Европа», и они с «Лентой» и «Глобусом» образовали треугольник со сторонами в несколько сот метров. А на окраине Дашково-Песочни еще раньше «Европы» открылся «Зельгрос». Но пока рассказ о фаворитах – «Глобусе» и «Ленте». 

Долгое время для меня было загадкой, почему у «Глобуса» посетителей гораздо больше, чем у «Ленты»: финансовые отчеты не смотрел, но если на глаз, то раза в три минимум. «Глобус», конечно, побольше. Там есть полноценное кафе, где можно посидеть именно как в кафе, и вообще полно торговых точек, помимо собственно гипермаркета. Причем самых разных: от продажи мягкого мороженого и дешевых бутербродов со свежим мясным хлебом – до модных бутиков. Имеется в наличии даже маленький «квадратик» сайта «Кассы.Ру» по продаже билетов в филармонию и на другие крупные концерты. 



«Глобус» фактически являет собой не просто гипермаркет, а полноценный торговый центр, только берет площадью, а не этажностью. Плюс автобусы бесплатные от Театральной площади и 11-й больницы. Плюс недавно появившийся рядом «Леруа Марлен», только добавивший посетителей соседу. Плюс целый микрорайон, выстроенный по той же улице. Еще одна немаловажная деталь – в «Глобусе», в отличие от главных конкурентов, отсутствуют скидочные карты. То есть нет вообще никакой элитности, даже в зачатке. А скидочные акции – есть. Вместе с более выгодным расположением перечисленное выше, наверное, и привело к тому, что «Глобус» выигрывает конкуренцию у находящейся по соседству «Ленты». Там свои плюсы, их много, но практика убедительно показала, что бизнес-модель «Глобуса» в рязанских условиях работает лучше.   

Чирикающая «Лента»  

Повторюсь, что мне повезло: я живу так, что по соседству расположены сразу три гипермаркета – «Глобус», «Европа», «Лента». У каждого из них есть странности, порой озадачивающие. Например, в «Глобусе» отсутствует камера хранения: если пришел туда с какими-то вещами – приходится таскать их с собой, да еще предварительно запаковать в полиэтилен, потому что без этого могут не пустить. В «Ленту» с вещами заходить куда удобней – там камера хранения есть. Зато отсутствуют корзинки, как в «Глобусе»: либо с голыми руками ходи, либо с громоздкой тележкой. В общем, глупости везде хватает: такое ощущение, что хваленые европейские сети не в последнюю очередь числят в своих учителях легендарную советскую торговлю с ее многократно описанными ужасами. 



Пожалуй, чемпион по этому «советскому наследию» – все-таки «Лента». Хожу там как-то между полок – фигак! – и на плечо мне прилетает что-то жидкое, зеленое и противное. А сверху раздается задорное чириканье. Стал приглядываться к полкам – и там кое-где заметны следы деятельности мелких пернатых. Да и пострадал, скорее всего, не я один: наверняка, есть и другие, вплоть до сотрудников магазина. И даже не знаю, что тут еще сказать: может, сначала надо сделать так, чтоб на клиентов воробьиное говно не сыпалось, а потом уже торговлей заниматься? В других гипермаркетах такого беспредела со стороны фауны пока не встречал.  

Но при этом именно в «Ленте» я бываю чаще, чем в других гипермаркетах вместе взятых. Даже несмотря на галдящих и гадящих воробьев, как и на то, что меня уже раз двадцать обманывали или пытались обмануть со скидками (на ценниках регулярно указывают скидки, которые потом «не проходят» на кассе). И за те десять лет, что я туда хожу, по самым скоромным подсчетам оставил в «Ленте» около миллиона рублей. А когда несколько месяцев назад была акция к очередному дню рождения, в рамках которой скидочные карты давали не по 200 рублей, а по 10 – накупил их несколько десятков и раздал друзьям. Потому что есть вещи, перевешивающие воробьев и регулярные обсчеты. 

Во-первых, именно этот гипермаркет совсем рядом. Во-вторых, он круглосуточный (до недавнего времени – единственный среди конкурентов), а это для меня крайне важно: в магазин я часто хожу не просто за покупками, а ради прогулки. И часто бывает так, что прогуляться хочется именно ночью, когда устанешь сидеть весь день за компьютером. В-третьих, он реально дешевый. Если сравнить цены на пересекающиеся с «Глобусом» и «Европой» товары, то в «Глобусе» они, как правило, стоят чуть дороже, а в «Европе» – по той же цене или чуть дешевле. Но это только на первый взгляд. Потому что, кроме основных цен, присутствуют регулярные скидочные акции. И не на копейки, как у других, а весьма серьезные – в 30–40–50%, попадались даже в 70%. Когда можешь, зная ассортимент и слегка подождав, купить понравившийся товар на треть дешевле, а то и в половину стоимости – чего бы не ходить в такой магазин? Тем более, если он рядом. 

Думаю, именно регулярные и массовые скидочные акции – главная причина того, что с недавних пор «Лент» у нас в городе не одна, а три (или «две с половиной» – в «Круизе» все-таки супермаркет). А если глянуть общероссийскую статистику компаний этого сегмента – «Лента» уже стала лидером по площади своих магазинов.  
 
Курская аномалия

В «Европе» тоже есть тележки и камера хранения, но вот товары – как бы помягче сказать… По сравнению с «Глобусом» и «Лентой» они, если и дешевые, то часто не только в буквальном смысле (знаю людей, реально отравившихся купленными там продуктами). Из трех скучковавшихся на небольшом треугольнике главных песоченских гипермаркетов именно «Европа», по-моему, самый провинциальный и бестолковый. 

Очень смешно было наблюдать за открытием – узнав, когда оно ожидается, сунулся было посмотреть, но тщетно. Было не пройти в толпе решивших оккупировать маркет тетушек с кошелками, явно пришедших с ближайшего рынка. 



Есть там глупости даже на уровне инженерных решений. Например, входных дверей сразу три. И это не обычные магнитные двери, как в «Ленте» или «Глобусе», которые сами открываются перед посетителем. «Европе» магнитные двери не указ. 

Дверки по краям – обычные, как в рядовом магазинчике где-нибудь на окраине или вообще в деревне, такую самому надо открывать. Зато по центру – многосекционный поворотный круг, вращающийся вокруг своей оси. Пафосно, конечно, но пользоваться неудобно. Особенно бабушкам и тетенькам с кошелками, которые составляют изрядную часть посетителей этого громоздкого маркета, вызывающего у меня стойкие ассоциации с каким-нибудь сельпо. Немудрено, что они поворотного круга дружно шугаются и куда охотней пользуются обычными маленькими дверками. Да и не только они – многим так удобней. 

Одно время этот поворотный круг вообще не работал. Видимо, за ненадобностью. Зато маленькие дверки редко закрывались. А когда заходил в крайний раз – заработал снова. Кстати, между последним и предпоследним моими визитами в «Европу» прошло что-то около двух месяцев, хотя от меня до нее даже ближе, чем до «Ленты», вдобавок по высокой лестнице спускаться-подниматься не надо. Думаю, вам ясно, почему. Хотя во многом другом всячески готов поддерживать «отечественного производителя», а «Европа» – проект бизнесменов из Курска, единственный российский гипермаркет в Рязани, остальные являются, в основном, частью немецких сетей или имеют смешанный капитал. 

Пожалуй, единственная польза, которую вижу от «Европы» – сделанный ею по соседству с собственным зданием парк, носящий имя Александра Васильевича Александрова, автора великой песни «Священная война», а также гимна СССР и России. Пусть и в качестве обременения, но все-таки раньше собственного здания этот парк в строй ввели. Парк и детский – летом не протолкнуться среди толпящихся у аттракционов родителей и хохочущей детворы. Парк и спортивный – круглый год работает несколько десятков тренажеров. Раньше на его месте был обычный, ничем не примечательный овраг, где мы детьми катались зимой на санках с горки, рискуя порасшибать себе головы. Летом все зарастало не пойми чем, и можно было использовать территорию разве что как туалет. А теперь вместо диких зарослей получился отличный парк с кучей аттракционов, тренажеров, дорожками для прогулок и ухоженными водоемами. Хороший пример того, как бизнес может облагородить значительный кусок городской земли, если правильно объяснить, что и как нужно делать. Так что спасибо «Европе» хотя бы за парк. 

Гипермаркет за чертой города 

Среди громких коммерческих неудач, так или иначе связанных с Рязанью, безусловный лидер – масштабный фестиваль «Место встречи», с треском провалившийся в 2010-м. На него тогда попросту никто не пришел. Ну, почти никто. 

Но есть у организаторов этого фестиваля и достойные конкуренты, на мой взгляд, страдающие тем же комплексом самонадеянного жителя столицы, решившего облагодетельствовать убогих провинциалов. Дело в том, что зачастую иногородние, а то и западные коммерсанты свято уверены, что в глухой Рязани можно делать что угодно и где угодно – косопузые схавают. Многим эта уверенность выходит боком. 



Вот, например, творцы сети гипермаркетов-великанов «Зельгрос» откуда-то узнали, что Рязань – это дикое место, где на весь город парочка сельпо, куда продукты завозят только раз в неделю. И решили, что если выстроят в нашем городе свой гипермаркет, то народ сразу валом повалит. И построили. Место выбрали удачное: прямо у черта на куличках, на окраине Дашково-Песочни, уже за городской чертой, где Восточная окружная дорога. Но народ почему-то не повалил, хотя рекламой весь город завесили. Даже автомобилисты не очень-то заезжают, а про «безлошадных» – и говорить нечего. Пешком до «Зельгроса» даже от окраины Дашково-Песочни далеко, а из транспорта – пара маршруток.  

Зачем огромный магазин в таком месте, куда сначала фиг доедешь, а потом оттуда фиг уедешь – загадка. Особенно, если вспомнить, что в той же Дашково-Песочне куда ближе к очагам цивилизации расположены задолго до того открывшиеся «Лента» с «Глобусом», а теперь еще и «Европа». Может, ценами хотели взять? Но цены во всех гипермаркетах примерно одни и те же, «Зельгрос» тут совсем не рекордсмен по скидкам.  

Итог закономерен. Товаров в огромном магазине: выбирай – не хочу. А покупателей – увы, кот наплакал. В основном – проезжие автомобилисты, использующие его как придорожный киоск. Как ни зайду туда (а такое бывает нечасто) – каждый раз посетителей меньше, чем персонала, а то и вовсе только три-четыре человека по огромным пространствам шарятся. Хотите погулять с тележкой между полок в почти полном безлюдье – добро пожаловать в «Зельгрос». Лично у меня давно уже спортивный интерес: долго ли этот гипермаркет-великан на задворках Песочни проработает? Может, они еще в Солотче такой же отгрохают? 

Что депутаты нам готовят

Надеюсь и дальше регулярно ходить в «Ленту», особенно ночами, когда хочется размять кости после долгого сидения за компьютером. И другие гипермаркеты время от времени посещать – исключительно когда захочется. Но полной уверенности, что так все и будет, к сожалению, нет. Моим желаниям могут помешать альтернативно одаренные депутаты. Дело в том, что еще год назад в Госдуму был внесен проект поправок к закону «О торговле», по которому ночная работа гипермаркетов отменяется, и все они должны будут не только закрываться вечером, но еще и не работать в выходные. Фамилии героев-депутатов – Сергей Лисовский и Ирина Яровая. На мой взгляд, лишнее свидетельство того, что в нашей «правящей партии» количество идиотов, пожалуй, великовато. Прикрывается инициатива заботой о соблюдении прав работников торговли и о выживании небольших магазинчиков шаговой доступности с одной-двумя кассами, которым тяжело конкурировать с гигантами. Тяжело, конечно: во многих из них как наследие советских времен хозяйничают ленивые неразворотливые кассиры и продавцы, там в целом хуже товары и выбор их в разы меньше, регулярно тараканы по мясу ползают и т.д. Радует, что пока безумная идея Лисовского и Яровой особой поддержки не нашла.    
Анатолий ОБЫДЁНКИН