Иногда власть делает такие вещи, в которые в буквальном смысле этого выражения отказываешься верить. Труд школьного учителя лет двадцать как стал ассоциироваться, прежде всего, с нищетой и бесправием. В 2010-м, в Год учителя педагогов решили добить – их просто увольняют. Но – зачем?
Почему именно сейчас – понятно. Летом много других, отвлекающих внимание информповодов, связанных с образованием – экзамены, выпускные и т.д.
Какие-то слухи о готовящихся сокращениях появились в педагогической среде примерно год назад. Говорили, например, о том, что школам будет дана команда избав-
ляться от «непрофильных» кадров – логопедов, психологов и др. Но, как выяснилось, рязанскому политическому руководству мешают не только эти люди, но и, собственно, учителя.
Оформляется все это дело приказами школьных директоров – органы власти как бы не при чем. Хотя наличие неформальной директивы очевидно.
Перед вами типовой приказ. В данном случае – директора 49-й школы (поселок Строитель) об увольнении восьми сотрудников этого учебного заведения. Трое
учителей, логопед, психолог, вожатая и две уборщицы остаются без работы. Директор 49-й школы Николай Колодкин в комментарии «Новой» объяснил происходящее демографической ситуацией – количество детей в школе сокращается каждый год, соответственно снижается и нагрузка на учителей. (Вот вам и рост рождаемости!) При этом нормативы нагрузки никто не отменял и держать учителей, не вырабатывающих положенное количество часов – это нарушение. Николай Алексеевич надеется на то, что в ближайшем будущем россияне начнут активнее обзаводиться детьми и учителей можно будет в школу вернуть. Пока же, по
его словам, 49-ю школу спасают мигранты, которые селятся в пос. Строитель и отдают своих детей в местное учебное заведение. При вопросе о роли городского и областного управлений образования во всей этой истории директора от ответа стараются уйти. Говорят, что, мол, управления лишь требуют соблюдения нормативов.
Но даже из этого уклончивого ответа следует, что они таким образом настаивают на увольнении «лишних» кадров. Некоторые директора пытаются решить
вопрос малой кровью – за счет перераспределения нагрузки и т.п., стараясь обойтись без увольнений или, по крайней мере, отсрочить этот шаг. Каковы в итоге будут масштабы сокращений – вопрос, на который не может ответить никто.
Вообще, что делать в школах в связи с демографическим спадом, говорилось с момен-
та начала этого спада, и ответ на этот вопрос очевиден. Для сохранения учительских ставок необходимо менять эти самые злосчастные нормативы и, в частности, уменьшать количество учеников в классе. Такой подход предлагал еще в 2000 году тогдашний депутат Рязоблдумы Сергей Таболин – единственный учитель среди народных избранников областных Дум всех созывов. Такая реформа позволила бы не только ставки сохранить, но и повысить качество образования. В свое время на какой-то пресс-конференции я задавал вопрос о возможности подобной меры Александру Канунникову, многие годы и при двух губернаторах возглавлявшему областное управление образования. Канунников с целесообразностью этой меры согласился, однако ни при одной региональной власти ни одного шага в этом направлении сделано не было.
К о м м е н т и р о в а т ь п р о и с х о д я щ е е Александр Дмитриевич, ныне находящийся на пенсии, а на последних выборах выдвигавшийся в облдуму от КПРФ, отказался. Сказал, что ничего не знает и вопросы надо адресовать действующему руководству. На вопрос, имелись ли какие-то предпосылки в период его «правления» в областном образовании, ответить тоже не смог.
Действующая власть в лице пресс-службы облправительства на момент подготовки материала каким-либо образом объяснить происходящее также не смогла.
«Новая» будет внимательнийшим образом следить за развитием событий. Мы призываем всех участников образовательного процесса и прежде всего самих учителей не молчать и делиться информацией о фактах уничтожения школьного образования в Рязани. Молчать из корпоративной солидарности и пытаться подсидеть друг друга – плохая и заведомо проигрышная тактика. Любая огласка – в вашу пользу, уважаемые учителя.Константин СМИРНОВ