Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№23 от 17 июня 2021 г.
Свежие новости
Антигона против целого мира
 Скопинский театр «Предел» выпустил моноспектакль о противостоянии человека с совестью и человека с властью 

В 442 году до н.э. в прекрасных и демократических Афинах Софокл впервые представляет зрителям трагедию «Антигона». В 1943-м в оккупированном Париже Жан Ануй на основе античного мифа пишет свою «Антигону». В 2021 году в тихом провинциальном Скопине режиссер Владимир Дель выпускает спектакль «Мы не умрем сегодня вечером», где воскрешает на сцене историю древнегреческой героини. Почти две с половиной тысячи лет! Временная пропасть, которую трудно даже представить. А люди все так же мучаются выбором: смерть с чувством выполненного долга или жизнь с молчаливой совестью? Человек или государство? Самоотречение или конформизм?

Пересказать современному человеку историю Антигоны все равно, что уместить «Игру престолов» в одном абзаце. Дочь царя Эдипа. Сестра двух братьев – Этеокла и Полиника – вступивших в войну и убивших друг друга под стенами Фив. Бунтовщица, пошедшая против воли царя Креонта, запретившего хоронить мятежного Полиника. Сестра красавицы Исмены, уговаривавшей Антигону одуматься, оставить тело брата на растерзание воронам и жить спокойно и счастливо. Несчастная жертва, наказанная за свой проступок, замурованная в пещере, обреченная на голодную смерть и повесившаяся от отчаяния. Невеста Гемона, сына царя Креона, пронзившего себя кинжалом после смерти Антигоны. Несостоявшаяся сноха Эвридики, лишившей себя жизни после гибели сына. 

Наконец, просто маленькая девочка, которая делает то, что должно. И с ужасом ждет то, что будет.

История скопинской Антигоны – актрисы театра «Предел» Елены Талалаевой – гораздо спокойней. Свою первую и сразу главную роль: в спектакле «Девушка Снегурочка» по пьесе Александра Островского – Елена сыграла в 1997 году. Дальше были другие постановки, высшие награды на международных фестивалях Германии, Латвии, в Санкт-Петербурге, Москве, Челябинске. По профессии лингвист, живет и работает в Рязани. Обустраивает загородный дом. Бегает марафон. Занимается этнографией. Поет в фольклорном ансамбле. Играет на гуслях.

Но, наверное, есть что-то в жизни Елены и в жизни нашего общества, что заставило ее в течение года в любую погоду: метель, жару, дождь и град – мотаться между Рязанью и Скопиным на репетиции. Выходить на сцену. Выворачивать себя. Рвать душу. И разматывать кровавый клубок древнегреческой трагедии в поисках той единственной путеводной ниточки из лабиринта вечных вопросов.



Елена Талалаева играет в этом моноспектакле все роли. Подвижная актерская психика и живая пластика позволяют ей мастерски перевоплощаться. Тонкими хрупкими руками Антигоны складывает она вещи погибшего брата: футболки, брюки, рубашки – словно перебирая детские воспоминания. Обувает туфли на высоких каблуках, обнажает красивые ноги, поддергивая платье повыше, и обводит зал циничным взглядом Исмены: «Счастье так близко! Тебе нужно только протянуть руку, и оно твое». Влезает в кирзовые сапоги, накидывает серую шинель и становится грубым Стражником. А то и вовсе, подключаясь к коллективному разуму, исполняет партии Хора.

Она словно перетекает из одного образа в другой. Балансирует на тонкой эмоциональной грани. Нежное, искаженное мукой лицо Антигоны, хищная маска царя Креона, наполненные страданием мудрые глаза Кормилицы – актриса существует на стыке всех персонажей, замыкая их на себе. 

Несмотря на все неподдающиеся однозначной расшифровке символы, которыми наполнены спектакли Владимира Деля, постановка вполне конкретна и витальна. Двухтысячелетняя трагедия – это основа, на которой он выстраивает свое, вполне определенное, высказывание. Решительно выкраивает из драматургического полотна нужные куски, соединяет их в упругую пружину, придавая действию современную скорость, размер и динамику. Катя Drummatix, Led Zeppelin, Maksim Dark, Бетховен – музыкальные темы рисуют нужные смысловые векторы: непокорность, любовь, жестокость власти, величие человеческого духа.

Тускло поблескивая металлическими боками, на сцене возвышается уникальный инструмент: стальной идиофон ханг. Медитативные звуки, извлекаемые из него актрисой, придают всему действию космические масштабы. Но отстраниться не получится. Ироничный громкоголосый Хор, стократно усиленный микрофоном, возвращает зрителей с небес на землю: «Если вдруг во время спектакля вы испытали катарсис, воспользуйтесь греческими каплями для глаз «Око Софокла»!»

Все происходит здесь и сейчас. С нами. Это нам осатаневший Креонт бросает в лицо: «Царей должно уважать именно за то, что они цари. Этого достаточно!» Это к нам обреченная Антигона обращает свой прощальный монолог на чистом французском языке, даже не надеясь, что мы сможем ее понять. Это у нас ищет одобрения торжествующая – и выжившая! – Исмена, такая уверенная в своей правоте.

…Все закончилось. Все умерли. Выброшены в окно. Все герои, правые и виноватые – их больше нет. К их праху прагматичные потомки будут водить экскурсии, а подвиги растащат на рекламные слоганы. Антигона выступила одна против царя, против целого мира. И умерла. Но при этом она будет жить вечно. А мы… Мы не умрем сегодня вечером.

Премьера спектакля «Мы не умрем сегодня вечером» состоялась в Скопинском театре «Предел» 6 июня. Рязанские зрители могут увидеть постановку 2 июля на сцене культурного пространства «FABRIKA» (Соборная площадь, 21). Начало в 19:00.

от первого лица

Владимир ДЕЛЬ, режиссер Скопинского театра «Предел»:



– Ночью в полном одиночестве Антигона идет в поле, чтобы оплакать и похоронить тело брата. Для нее это чрезвычайно важно – не допустить, чтобы тело родного человека осталось неупокоенным, чтобы его растерзали вороны и шакалы. Она ощущает себя маленькой девочкой, которая делает хорошее дело. В этом есть определенный героизм, но, совершая его, она не делает ставку на будущее. Она понимает, что умрет, хотя очень бы хотела жить: любить, выйти замуж, родить детей. Но она просто не рассматривает другие варианты: она должна похоронить брата и точка. Почему? Потому что для Антигоны существует такое понятие как совесть. Дело не в том, что она должна выполнить волю богов или еще что-то. Ей просто будет стыдно, если она этого не сделает. И для маленькой хрупкой девочки – это серьезный, большой поступок. Да, это подвиг. Другое дело, что в наше время такие подвиги не востребованы. Поэтому главный монолог Антигоны мы оставляем на французском языке. Непонятном для нас.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА