Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№31 от 17 августа 2017 г.
Музейный парадиз или движение вниз?
 Как спасти Рязанский кремль от запустения

На днях пообщалась с тульскими коллегами-музейщиками. Тула, как известно, наряду с Ярославлем, Владимиром, Татарстаном, является одним из наиболее развитых в музейном отношении регионов. Есть чему поучиться. Что же там происходит?

Прежде всего, хочу напомнить, что Тульский кремль – не церковный объект. Да, там есть действующий собор и не более. Все остальное, включая второй собор – музеи. Разумный расклад, если мы говорим о развитии туризма в регионе? Более чем. И Кремль там становится все более и более музеефицированным. Там не закрываются, а открываются новые экспозиции. Музейщики придумывают все новые интересные вещи. Например такие, как обозначение на поверхности выявленных археологических построек. То есть в Кремле появится некий призрак средневекового города, по улицам которого можно будет прогуляться. И так далее.

Последние тульские новости поразили. Власти договорились с оружейным заводом, который находится рядом с Кремлем, о высвобождении части заводской территории. Завод отказался от нее в пользу музеев, и там планируют открыть музейный квартал. Высвобождаются несколько зданий, которые распределяются между разными музеями, такими как Куликово поле, Тульское музейное объединение, Поленово и др. Они должны будут там открыть свои выставочные залы и экспозиции. Представляете, какой рывок вперед? Как обогатится культура города? Вот это я понимаю – налицо политическая воля власти развивать регион как туристический.

Что мы имеем в Рязани? Музей-заповедник из Кремля выводят в безобразный бетонный саркофаг. Сам Кремль за последнее десятилетие очень сдал. Многие памятники элементарно давно не белены и просто устрашают туристов своей неопрятностью. Территория неухоженная, асфальт (до сих пор не плитка!) потертый и драный, парапет набережной Трубежа местами выломан, повсюду висят провода, которые должны быть в земле, а не на виду. Общественный туалет – не для слабонервных, да еще как издевательство, перед входом в него – церковная коробочка для сбора денег. К часовне 900-летия Рязани лучше не приближаться: мало того, что не достроена, вот уже двадцать лет как сияет пустыми нишами, так еще и облезла порядком, плитки на ступенях выломаны. Рядом совершенно убогий престарелый фонтан, корявые его стенки выкрашены дешевой масляной краской. По памятнику Есенину разъезжают скейтбордисты, потому что в городе нет для них специальной площадки. Недавно поставленный памятник князю Олегу вдруг решили зачем-то отремонтировать, после трудолюбивых узбекских рук пьедестал оказался весь в цементных подтеках, а табличка с указанием имени князя вообще куда-то исчезла. Изюминкой на торте – пластиковый Сергий Радонежский, с пламенным приветом от папы Мединского.

Это то, что видят приезжающие в Рязань туристы. Как говорится, парадная часть города, его лицо. А заодно и лицо нашей власти.

Но даже если навести порядок, этого будет недостаточно. Если мы действительно озабочены развитием туризма, надо задумываться о более серьезных и перспективных вещах, развивать непосредственно кремлевскую и прилегающую к ней территорию. Район Кремля должен стать своего рода музейным городом, кварталом, где будет сосредоточена разнообразная инфраструктура, заточенная на прием туристов – музеи государственные, муниципальные, частные; мастерские художников и ремесленников, культурные и выставочные центры, музыкальные площадки, небольшие уютные гостиницы, кафе и рестораны, чайные и кофейни, дегустационные залы, продуктовые, подарочные и сувенирные магазины и лавки, офисы туркомпаний. 

Можно пойти по пути Тулы и устроить вокруг Кремля представительства наиболее интересных музеев региона. В городе очень мало музеев, хотя материалов и тем для них более чем достаточно! Хотелось бы, чтобы в доме на Соборной улице, 34, где вырос Эраст Гарин, открылся бы Музей кино, где можно было бы познакомиться с историей кино в Рязани и знаменитыми киноактерами-рязанцами. Чуть в стороне, на Семинарской, открыть Музей сестер Хвощинских, рядом с ним в резных деревянных домах Овсянникова и Еропкиной – Музей Рязани косопузой – история деревянного зодчества.



В Кремле не только гости, там любят отдыхать в тишине, на чистом воздухе многие рязанцы. Часто приходят с детьми, которые не могут без движения. Нужно обеспечить им культурный и занимательный досуг, оборудовать какие-то игровые площадки, желательно с неким историческим контекстом, но не обязательно, велодорожки, пристроить куда-то, наконец, лошадей, которые бродят меж толп туристов тут же, на центральной, ведущей к Кремлю аллее.

Никакого асфальта в музейном квартале не должно быть. Неужели город не в состоянии облагородить плиткой свою главную достопримечательность? Побольше цветов (не нынешних дешевых бархоток!) и декоративной зелени, красивых лавочек, фонарей и прочих малых архитектурных форм.

Как абсолютный нонсенс выглядит рядом с Кремлем обувная фабрика. На обращения общественников о недопустимости подобного в XXI веке, городская администрация и Минкультуры бодро рапортуют, что это-де частные владения и умывают руки. А кто должен формировать городскую территорию, развивать ее? Смею предположить, для чего-то вы там сидите? Интересно для чего? В Туле власти оборонное(!) предприятие смогли подвинуть, договорились в интересах города, а мы в Рязани только отписываемся.

Здание обувной фабрики - бывшие присутственные места, главное административное здание губернии. В других городах такие постройки приспосабливают под музеи, как, например, во Владимире, нужно придумать что-то подобное и в Рязани. Фабрика обнесена высоким бетонным забором, который также ни к чему рядом с Кремлем. Если эту территорию разгородить – высвободится место под парковку. Проблема с парковкой у Кремля, после перевода на Соборную площадь центрального загса, просто катастрофическая.

Сегодня совсем не задействовано замечательное здание бывшей гауптвахты в сквере у Кремля – лучший образец рязанского ампира. Его тоже надо включать в культурно-туристическое пространство.

Совершенно заброшенной выглядит территория у южной оконечности Кремля. На бывшей Всесвятской горке у Лыбеди ­– еще одна фабрика, мебельная, еще один унылый производственный корпус. Он был построен в ХХ веке и совсем закрыл собой необыкновенной красоты древнюю Входоиерусалимскую церковь. Вот бы расчистить это место! Рядом в безобразном состоянии федеральный памятник – Дашковская богадельня, здание XVIII века. Его хорошо бы отдать бездомному ныне ВООПИиКу, а лучше музею-заповеднику. Даром, что основатель богадельни Владимир Дашков ­– один из самых известных музейщиков России ХIХ века, директор легендарного Румянцевского музея.

Давно пора привести в порядок поросшее американским кленом русло Лыбеди у Кремля, устроить там парапеты, декоративные мостики, превратить его в зеленый бульвар, место отдыха.

Кстати, заметили, что процесс формирования музейного квартала, не дожидаясь властей, начался стихийно? Все больше на кремлевской аллее сувениров, художников, музыкантов. В бывшем «Детском мире» – музей нового типа – «Экспериментория». Отрадно было наблюдать появление у Кремля частного Музея стрельца, сотрудники которого в стрелецких кафтанах с бердышами на плечах весьма антуражно дополняли исторический ландшафт Кремля.



Но, увы, нет сегодня Музея стрельца, не вынес финансовых тягот. Хотя, казалось бы, почему горадминистрации не помочь таким энтузиастам с арендой, чтобы они не только выживали, но и множились?

Только что на Соборной улице открылся еще один музей – бар-музей «Сикера». Отличная идея, очень хотелось бы, чтобы судьба этого музея оказалась более благополучной, чем Музея стрельца.

Но пока, к сожалению, такие позитивные сдвиги идут скорее вопреки власти или, в лучшем случае, при ее молчаливом бездействии. Если так будет продолжаться, боюсь, мало кто из ныне живущих рязанцев увидит в кремле и вокруг него не офисы строительных магнатов, бетонные заборы и промышленные предприятия, что мы имеем сегодня, а музейный парадиз, о котором рязанская интеллигенция мечтала еще сотню лет назад.
 
Автор - кандидат исторических наук, общественный деятель
Ирина КУСОВА