Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№37 от 17 сентября 2015 г.
Тактика Поветкина
Кто в Рязанской области мешает цивилизованной работе общественного транспорта


 
В Скопине сложилась интересная ситуация: контролирующие органы всячески мешают работе «цивилизованных» перевозчиков, совершенно не трогая «диких». Как это получилось, кому это выгодно – давайте попробуем разобраться.
 
Из Рязани – в Скопин
 
Итак, с 2001 года в Рязани и области занимается пассажирскими перевозками ИП Завгородняя Т.Н. В 2002 году Тальяна Николаевна была избрана председателем Некоммерческого партнерства «Русская тройка», объединяющего 68 пассажироперевозчиков с общим подвижным составом около 300 единиц. В этой должности она представляла их интересы в Администрации г.Рязани, в ГАИ, а также в организации с длинным названием Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН). В общем-то, из-за последней конторы и начались в Скопине странные действия, но обо всем по порядку.
 
После того как в нулевые годы при неоднократной смене городской власти произошел передел городских маршрутов, Тальяна Николаевна задумалась о том, чтобы перевести часть автобусов в область. Довольно перспективным ей показался Скопин, ведь там как раз местная администрация пыталась заставить «диких» перевозчиков работать по правилам. Однако в объявляемых Администрацией г.Скопина конкурсах местные участвовать попросту отказывались, не желая ограничивать себя такой ерундой как график движения и пр. Формально же они мотивировали свой отказ от участия в конкурсе тем, что сначала местные власти должны отремонтировать дороги, организовать остановки, места ожидания транспорта, освещения в вечернее и ночное время. И вот только потом, мол, мы согласимся работать по правилам.
 
И тут появляется ИП Завгородняя с прекрасной репутацией: к моменту заключения договора с администрацией, то есть до сентября 2012г., по данным того же УГАДН по Рязанской области у этого ИП не было ни одного ДТП по вине ее водителей, ни одного пострадавшего. 
 
В общем, Завгородняя выигрывает конкурс Скопинской горадминистрации, причем в конкурсе этом она была единственным участником, местные его в очередной раз проигнорировали. И при этом почему-то очень удивились, узнав о том, что потеряли право работать на переданных Завгородней маршрутах. Зато когда удивление закончилось, они начали писать многочисленные жалобы как на Администрацию г.Скопина, так и на ИП. 
 
И тут случилось странное: сторону местных перевозчиков, которые не имели законных оснований для осуществления пассажирских перевозок в Скопине, занял руководитель УГАДН по Рязанской области Анатолий ПОВЕТКИН.


«Дикари» и чиновник
 
Для начала Поветкин инициировал проверку администрации по законности проведения конкурса. По результатам этой проверки было выдано предписание, одним из пунктов которого было расторжение договора с ИП Завгородняя и заключение договора с другими перевозчиками, которые в конкурсе не участвовали. Однако это предписание было оспорено в суде, и требования Администрации г.Скопина были удовлетворены в полном объеме. Впоследствии судебными инстанциями были приняты решения о законности проведения конкурса об организации перевозок в г.Скопине. Таким образом, первый «наезд» у Поветкина не получился, тем более что ситуация с транспортом в Скопине стала потихоньку налаживаться.
 
Поняв, что «дикая» жизнь закончилась, в течение 2013 года большинство нелегальных перевозчиков заключили с ИП договоры аренды. То есть после того как они согласились работать по правилам, им была предоставлена возможность работать. Но осталось несколько «активистов», которых условия не устроили.
 
В 2013 году Администрацией г.Скопина был проведен очередной конкурс на перевозку пассажиров по Скопину. Незаконные перевозчики опять его саботировали. Но между тем продолжали ездить по маршрутам, выигранным ИП! Понятно, что цивилизованной работе это сильно мешало. Представьте себе, к примеру, состояние водителя, которому предстоит двинуться по маршруту строго по графику, а тут перед носом у него выруливает «дикарь» и собирает всех пассажиров! Причем, что интересно, в большой Рязани незаконных перевозчиков удалось убрать с маршрутов довольно быстро, а вот в Скопине, где все у всех на виду, это оказалось большой проблемой. Жалобы местной администрации и победившего в конкурсе индивидуального предпринимателя остались без внимания. Мало того, во время проверок УГАДН, проводимых совместно с Госавтоинспекцией, проверялись только законные перевозчики, а «дикари» становились «невидимками». Причем рейды эти были внеплановыми, не согласовывались с прокуратурой.
 
В общем, терпение у Завгородней лопнуло, и она обратилась за помощью к Главному федеральному инспектору по Рязанской области Владимиру САРАФАНОВУ. Однако в январе 2014г. в ходе обсуждения проблемы у Сарафанова Поветкин характеризовал Тальяну Николаевну (по ее словам) как «перевозчика, злостно нарушающего требования действующего законодательства в сфере перевозок», не предоставив при этом никаких доказательств. Обрушился он и на главу Администрации г.Скопина Татьяну МАСТЮКОВУ. Оказать помощь в решении проблемы незаконных перевозчиков он отказался.
 
Лицензия и суды
 
В январе 2014 года Завгородняя обратилась в УГАДН с заявлением о переоформлении лицензии в связи с тем, что в ранее выданной ей лицензии не был указан вид деятельности. Фактически лицензия являлась бессрочной на основании ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». По результатам проверки предоставленных на переоформление документов нарушений выявлено не было, однако лицензия переоформлена не была. Руководством УГАДН было назначено проведение выездной проверки.
 
В результате сотрудники УГАДН провели целых две выездные проверки: 5 марта и 17 марта 2014г. Так как Завгородняя не была уведомлена о данных проверках, они были проведены без нее. Возможности предоставить какие-либо объяснения ей предоставлено не было. По результатам проведенных проверок было отказано в переоформлении лицензии, о чем начальником УГАДН был издан приказ от 27.03.2014г. Основанием для отказа было указано несоответствие лицензионным требованиям, хотя документальная проверка подтвердила соответствие этим требованиям. Начался жесткий прессинг.
 
После данного приказа начальником УГАДН в Администрацию г.Скопина, в прокуратуру, в полицию Скопина были направлены письма с сообщением, что лицензия у Завгородней отсутствует, и что им необходимо принять меры для приостановлении ее деятельности. Такие же письма были направлены даже ее водителям! Хотя на тот момент вопрос о законности отказа о переоформлении лицензии уже оспаривался в суде. Стоит заметить, что вопрос с переоформлением лицензии никак не связан с ее лишением, то есть Завгородняя продолжала работать на законных основаниях, а в рассылаемых письмах содержалась ложная информация.
 
Только в апреле 2014г. в Скопине сотрудниками УГАДН на основании распоряжения начальника было проведено 6 внеплановых рейдов. Останавливали лишь машины Завгородней, проверялись и составлялись протоколы за работу без лицензии. Все протоколы, кстати, были судами потом отменены. Рейды затем были в июне и в июле.
 
Водители, работавшие с Завгородней, рассказывают: «При этом незаконные перевозчики продолжали ездить, психологически воздействуя на нас. Сотрудники УГАДН откровенно говорили водителям, чтобы прекращали работать. Они не проверяли незаконных перевозчиков, мило с ними беседовали, предупреждали о проверках. В течение 2014г. проверяли все возможные инстанции, даже ОБЭП. Никаких нарушений не выявлено. Прессинг со стороны УГАДН не ослабевал».
 
Наконец в июле 2014г. решением Арбитражного суда Рязанской области требования ИП Завгородней были удовлетворены, на УГАДН возложена обязанность переоформить уже действующую лицензию.
 
УГАДН решение Арбитражного суда обжаловал в апелляционном порядке, однако решение суда первой инстанции оставлено без изменения. И в декабре 2014г. приказом руководителя УГАДН на основании поданных документов и заявления Завгородней наконец переоформили и выдали лицензию.
Однако совершенно неожиданно в марте 2015г. решением суда кассационной инстанции решения судов первой и апелляционной инстанции отменяются, приказ УГАДН от 24.03.2014г. (об отказе в переоформлении лицензии) признается законным. Вместе с тем, судом приказ УГАДН от 10.12.2014г. (о переоформлении лицензии) отменен не был.
 
Данный приказ самостоятельно отменяет Поветкин и исключает лицензию предпринимателя из реестра лицензий. В качестве основания указано решения суда кассационной инстанции. При этом в кассационной инстанции вопрос о законности или незаконности приказа УГАДН от 10.12.2014г., по которому ИП Завгородней Т.Н. была переоформлена лицензия, не рассматривался. Поясним еще раз: отказ в переоформлении не является аннулированием лицензии, уже оформленную лицензию можно изъять только по решению суда об аннулировании.
 
УГАДН поэтому подал заявление в Арбитражный суд Рязанской области о повороте исполнения судебного акта, где просил суд приостановить деятельность ИП и изъять у нее лицензию. В удовлетворении этого заявления УГАДН было отказано.
 
На данный момент в Арбитражном суде обжалуется приказ УГАДН об исключении  лицензии из реестра.
 
То есть ситуация получилась следующая: в настоящее время законно выданная лицензия не аннулирована, в связи с чем Завгородняя справедливо полагает, что имеет право осуществлять деятельность по перевозкам пассажиров в г.Скопине. Она пишет: «Но давление на меня со стороны УГАДН не ослабевает. Ими были отправлены письма в УВД, ОБЭП. Мало того, на скопинском телевидении был организован сюжет, в котором говорилось о том, что у Завгородней нет лицензии. Теперь Поветкин пытается обвинить меня в коррупции. Были проведены проверки, но нарушений не выявлено. Но проверки на маршрутах и давление на водителей продолжаются. Меня удивляет упорство, с которым начальник УГАДН защищает и поддерживает незаконных перевозчиков. И способствует продолжению их работы на маршрутах, не предпринимая мер по приостановлению их незаконной деятельности. Я подозреваю в этом коррупционную составляющую и прошу Прокуратуру Рязанской области проверить данный факт».
 
Краткое резюме
 
В нынешнее время на территории Скопина осуществляют деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок 25 автомобиля девяти незаконных перевозчиков (в прошлом году таких машин было только 10), при отсутствии договора на осуществление данных перевозок с Администрацией города. Эту деятельность поддерживают чиновники УГАДН по Рязанской области, которые многочисленными рейдами и проверками препятствуют осуществлению деятельности по перевозке единственному законному перевозчику, выигравшему конкурс и заключившему с Администрацией договор на осуществление данных перевозок. И поощряют перевозчиков незаконных. В ходе рейдовых мероприятий проверяются (с последующим составлением протоколов) только автомобили законного перевозчика, к незаконным меры по пресечению их деятельности не предпринимаются. Как согласуется данная ситуация с разговорами о необходимости перевода рынка пассажирских перевозок в цивилизованное русло – не очень понятно. Какой смысл государственному чиновнику Поветкину умножать рынок «диких» перевозчиков – непонятно. В голову приходит только мысль о какой-то личной заинтересованности.
 
Вишенка на торте
 
Жители Скопина утверждают, что после проведения последнего рейдового мероприятия УГАДН по Рязанской области в августе 2015г. сотрудники данного ведомства были замечены в кафе за одним столом с незаконными перевозчиками. И что в доказательство могут быть предоставлены фотографии. Так что, нам кажется, в данную ситуацию просто необходимо вмешаться Уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Борису ТИТОВУ, губернатору Олегу КОВАЛЕВУ и, несомненно, областному прокурору Олегу ЧЕРНЫШУ.

 
 
Тем временем
 
7 августа этого года ИП Завгородняя Т.Н. сама после всех этих войн расторгла договор с Администрацией г.Скопина. Сейчас в городе появился новый законный перевозчик, но у него начались те же самые проблемы: бесконечные проверки УГАДН... Кто-то вообще может повлиять на эту ситуацию? Ведь данная ситуация всерьез угрожает как безопасности движения, так и безопасности пассажиров.
 
Отдел расследований