Рязанский художник-экспериментатор – о «Лиловом трубаче», часовом хайтеке и пользе штукатурки
В Музее истории молодежного движения (ул. Свободы, 79) открылась выставка рязанского художника Владислава Ефремова «Точка кристаллизации». Побывать на ней можно до 10 октября ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме воскресенья. Первая персональная экспозиция Владислава «Внутренняя карта» проходила здесь же в 2016 году. И теперь живописный экспериментатор представляет свои новые творения.
– В чем заключается концепция выставки?
– Основная идея для выставки немного искусственная. И в этом нет ничего плохого. Экспозиция призывает обратить внимание на процесс созидания, будь то музыка, литература или живопись. Точка кристаллизации – это такая внутренняя художественная кухня, вокруг которой кружится сама идея. Тот самый случай, когда пишешь картину, и наступает переходный момент. Когда есть до и после, происходит рождение, вещи кристаллизуются. Если ты эту точку не улавливаешь, то процесс не происходит. И в большинстве представленных работ, как мне кажется, ощущается эта точка перехода. Они такие не замусоленные. Нечто созрело, родилось, и ты их так оставил.
– За какой период собраны работы?
– За последние пять лет.
– В одном из прошлых интервью мы обсуждали, что ты используешь в своих работах довольно необычные материалы вроде декоративной штукатурки. Сейчас продолжаешь эксперименты?
– Да, здесь показаны свежие работы. Например, «Лиловый трубач», напоминающий рязанского историка Александра Никитина. Тут надо было отобразить музыку. А штукатурка демонстрирует ритм и оказалась очень в тему.
– Сходство с Никитиным неслучайно?
– Я писал это в декабре с некоторым упором на его образ. Тогда проходил фестиваль «Окраина», устраиваемый им. Получилось на подсознательном уровне – Никитин играет на черной трубе в промозглом кинотеатре «Октябрь».
– В последнее время кроме экспериментов со штукатуркой ты обратился к часовой теме и оформляешь свои работы в форме часов.
– Да. Меня привлекает то, что на поверхности часов есть строго заданные участки. Стрелки, размеченный циферблат, такая аксиома. Изначально я не заморачивался, чтобы часы были функциональными и циферблат сразу узнавался. Кое-где это незаметно. Хотя все соблюдено – углы соответствуют каждому часу. Потом мне захотелось, чтобы часы стали реальными, не каким-то панно. И одновременно, чтобы считывалась и существовала пластическая идея. Чтобы она играла. Например, в работе «Тропы лета» она растительная. А в другой – угловатые линии и цепи определены инфографикой. Такая связь, коммуникация, интернет, хайтек, в общем. В третьей – фантазии на тему музыки, ноктюрн и так далее. Не напрямую, а отстраненно. Потому что, когда начинаешь задавать тему, она начинает управлять процессом. Даже облегчает его.
– В дальнейших планах еще какие-нибудь эксперименты есть?
– Есть. Но я их не буду пока раскрывать. Потому что, когда об этом рассказываешь, происходит разгерметизация, и напряжение гаснет.
досье «Новой»
Владислав ЕФРЕМОВ окончил художественную школу № 1, затем Муниципальный колледж искусств № 1 по специальности «Художественная обработка металла», в 2002 году продолжил обучение в Институте декоративно-прикладного искусства в Санкт-Петербурге по специальности «Текстиль в интерьере». Неоднократный участник городских, областных, региональных и международных выставок. Работы художника находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
Фото автора
Георгий ТИТОВ