Семейная пара рязанских керамистов приглашает рязанцев проверить чувство юмора
Уже более 20 лет они занимаются керамикой. И, наверное, столько же лет они вместе. А вот двойную выставку представили впервые: в картинной галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» (Первомайский пр., 14) работает выставка керамики и акварелей Галины ХОХЛОВОЙ и Григория КРАСИЛЬНИКОВА «Приглашение к путешествию».
Хохлова и Красильников – керамисты в городе известные. Их работы хорошо знакомы зрителям по коллективным выставкам Рязанской организации Союза художников. Да и посетители художественных салонов с первого взгляда вычисляют их почерк, выбирая к себе в коллекцию замысловатый сосуд или потешную скульптурку.
В нашем доме забавный глиняный народец этих мастеров прописался давно и надолго. На кухне обживают шкафчики экзотические синие бутыли. На сувенирной полке нацеливает фотоаппарат глиняный сами-знаете-кто. А под новогодней елкой каждый год выстраивается целый хоровод тигров, зайцев и драконов. Дерзко задрав носы и всунув лапы в карманы, они хвастают широкими клешами и с независимым видом принимают в свою компанию очередного представителя восточного календаря.
Поэтому на вернисаже мне довелось испытать странное дежавю. Галина и Григорий перенесли в музейные стены теплую атмосферу своего дома. Их работы настолько интерьерные, что сами по себе начинают создавать пространство вокруг. Чайный дуэт Галины Хохловой, закрученный березовой берестой, рисует в воображении камин с потрескивающими поленьями. Разноцветные аптекарские склянки таят под плотными пробками алхимический эликсир. Гигантские груши словно только что упали с ветки в садовую корзину: их восковые бока приятно шуршат по ладони, а маленькая червоточинка окончательно стирает все границы между живым и неживым.
Морская коллекция Григория Красильникова любую квартиру наполнит океанским воздухом: причудливые раковины, отполированные волнами и блестящие крупинками соли, замысловатые амфоры и корабли с парусами-плавниками…
Современное искусство керамики неотделимо от старинных традиций. И в рамках этой выставки можно видеть, как, сохраняя традиционные формы и приемы, рязанские мастера осваивают новые технологии и ищут свое уникальное авторское лицо. Рукотворным произведениям Хохловой и Красильникова не откажешь в утилитарности, отличающей искусство керамики (так, светодиоды, спрятанные внутрь раковин, превращают их в удобные ночники для спальни). Но эстетская палитра красок, выдержанность композиций, одушевленность форм делают эти арт-объекты ярким художественным явлением.
Несмотря на индивидуальный стиль каждого автора, чувствуется, что они – семейная пара. Находясь рядом и в быту, и в творчестве, трудно не поддаться взаимовлиянию. Лаконичность Григория Красильникова и тонкий юмор Галины Хохловой переходят из работы в работу и объединяют обе коллекции в единое целое.
А самоиронию, присущую в большей степени, конечно, Галине, – можно смело выносить эпиграфом ко всей выставке. В каждом из женских скульптурных портретов Хохловой угадывается она сама. Радостные, широко улыбающиеся!.. Они лихо примеряют царские короны: «Прынцесса! Нет, королевна!» А ведь и не поспоришь!
Вера НОВИКОВА, Фото Андрея ПАВЛУШИНА