15 ноября в фотогалерее Областной библиотеки им. Горького открылась выставка, рассказывающая об истории АЛЖИРа.
Среди узниц этого легендарного лагеря – три уроженки Рязани, причисленных к лику святых.
Фотодокументальная выставка «Надо мной раскаленный шатер Казахстана...» подготовлена Николаем Середой, членом союза фотохудожников России, в сотрудничестве с историками Рязанского и Международного обществ «Мемориал». Она составлена из фотографий, сделанных во время экспедиции «Мемориала» в Казахстан, к местам содержания «ЧСИров» (членов семей изменников родины). В экспозицию также входят копии уникальных архивных материалов – писем, документов, личных вещей узниц АЛЖИРа – Акмолинского лагеря жен изменников родины.
Как удалось выяснить Рязанскому «Мемориалу», в Акмолинском лагере содержалось не менее 67 уроженок Рязанской губернии. Трое из них были приговорены к расстрелу за то, что проводили на территории лагеря религиозные (православные) обряды, а также не согласились «отречься от веры» по требованию лагерного руководства. В 2000 году Александра СМОЛЯКОВА, Наталья КАРИХ и Наталья КОПЫТИНА были канонизированы Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
На открытии выставки председатель Рязанского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» Андрей Блинушов подробно представил полученную «Мемориалом» информацию о рязанках-заключенных АЛЖИРа.
– В эпоху коммунистического террора репрессиям подвергались не только «враги народа» – их жены считались потенциально опасными для советского режима и оказывались в специальных лагерях, нередко вместе с детьми, – поясняет председатель рязанского «Мемориала» Андрей Блинушов. – Одним из таких мест содержания членов семей политзаключенных был АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников родины, образованный НКВД в 1937 году недалеко от Караганды.
Автор-составитель Николай Середа рассказал об экспедиции в Казахстан и работе над проектом.
По словам Середы, концепция выставки во многом строится на контрасте между страшной историей лагеря, трагическими судьбами людей, ставших жертвами политического террора и невероятно красивой природой этих мест. «Можно было, конечно, включить в выставку не самые красивые кадры, обработать их в черно-белом цвете, сделать поконтрастней и помрачней. Но я так делать не стал, – рассказывает Николай. – В этом и есть драматизм, что весь ужас лагерной жизни происходил среди этой прекрасной природы, ничуть не изменившейся с тех лет».
Галина САМОЛЕТОВА