В конце минувшей недели голеадор-рекордсмен Владислав МАЙОРОВ отпраздновал свой 40-й день рождения
В 2000-е имя Владислава МАЙОРОВА не сходило со страниц печатных изданий. Он с завидным постоянством входил в число лучших снайперов зоны «Центр», зачастую в одиночку решал судьбу матчей главной дружины региона. На профессиональном уровне за клубы России и Украины Влад забил без малого полторы сотни мячей – больше всех из воспитанников рязанского футбола. Однако, положа руку на сердце, сказать, что ему удалось в полной мере реализовать свой немереный потенциал, вряд ли можно.
Матушка-природа с избытком одарила Майорова, кажется, всем необходимым для того, чтобы стать форвардом экстра-класса. Гренадерский рост, фактура, пробивная мощь – настоящий таран, готовый взломать любую, даже самую непроходимую оборону. Опять же амбициозность, лидерские задатки, характер – столь качественный набор встречается совсем нечасто, даже у великих игроков. Но, видимо, чего-то очень важного в нем все же не оказалось.
Можно сказать, что в футбол Влад пошел по наследству. Его отец, Николай Николаевич, чемпион области 1970 года, в свое время с успехом защищал цвета родного завода ТКПО. И ничего удивительного, что по проторенной им дорожке вскоре направили свои стопы и сыновья, талантом заметно превзошедшие родителя. Оба впоследствии доросли до уровня главной дружины области, но старший Дмитрий оказался там в тот момент, когда вратарей было в избытке.
Именно отец уберег младшего сына от непоправимой ошибки, когда тот уже в довольно зрелом юношеском возрасте задумал было повесить бутсы на гвоздь. В огранке таланта юного дарования свое заметное участие приняли многие ведущие специалисты, такие как Валентин Ивлиев, Владислав Гаврилов, Владимир Болотин, Игорь Тарасов, а на новый уровень выводили уже Сергей Недосекин, Александр Архипов и Виктор Лаволин. И у семи «нянек» вырос грозный бомбардир.
Столь яркий талант был заметен невооруженным глазом, так что по городу довольно быстро распространилась информация, что подрастает настоящая звезда. Складывается такое впечатление, что с первых шагов в футболе Владу все давалось легко и просто. Поездка в составе «Феникса» на престижный юношеский турнир в США оказалась победной, а Майоров стал лучшим снайпером. Осенью того же 1994 года вышел на замену в матче за Суперкубок области и уже в дополнительное время принес своей команде столь желанный трофей.
А уже в следующем году начал свою профессиональную карьеру, и тоже вроде неплохо. Едва перешагнув 20-летний возраст, уже имел в своем активе без малого два десятка забитых в первенстве России мячей – показатель хоть и не самый выдающийся, но очень даже ничего.
1998 год стал для подающего надежды форварда настоящей проверкой на прочность. В течение года, как щепку в бушующем океане, его то кидало на прибрежные скалы, то отправляло в свободное плавание. Уже в самом его начале Майоров оказался на просмотре в столичном ЦСКА и даже успел отличиться в одном из контрольных матчей. Однако места в основе ему никто не гарантировал, а «терять» время в дубле не пожелал уже сам Влад. С учетом того, что поджидало его в дальнейшем, может, и совершенно напрасно.
Возвращение в родной клуб лавров ему также не принесло, скорее, даже наоборот. Уже в третьей игре первенства за драку в Луховицах он получил пятиматчевую дисквалификацию. Столь длительный простой не лучшим образом сказался на его результативности – голы давались с превеликим трудом. Неприятный инцидент по дороге из Питера с кубкового матча лишь усугубил ситуацию: толком не разобравшись, ему указали на дверь. После выяснения всех обстоятельств дела давать обратный ход было уже не с руки.
Когда казалось, что рушатся все честолюбивые помыслы, неожиданно поступило спасительное предложение от сочинской «Жемчужины». И Майоров отправился в аренду – в высшую лигу, где вскоре состоялся его дебют. Мог ли он на сей раз закрепиться в элите отечественного футбола? Скорее всего, ответ будет положительным, тем более что сочинцы и сами были заинтересованы в услугах фактурного нападающего, но обстоятельства вновь сыграли против него.
Впрочем, без работы Влад скучал недолго, вскоре поменяв российскую «вышку» на украинскую. Новый клуб Майорова криворожский «Кривбасс» в тот период ставил серьезные задачи, и усиление атаки пришлось как нельзя вовремя. Ярким итогом сезона стала «бронза» чемпионата. Казалось, что за столь впечатляющим дебютом непременно последует соответствующее продолжение, но… Жизнь скучна без приключений!
Вновь как-то совсем некстати дал о себе знать характер, и отношения с главным тренером «Кривбасса» Олегом Тараном (тем самым, что в 1983-м сделал чемпионом СССР днепропетровский «Днепр») разладились в одночасье. Его помощник, небезызвестный Геннадий Литовченко, посоветовал переждать опалу в дубле, но даже забитые мячи не сменили гнев наставника на милость. Мириться со столь незавидной участью амбициозный рязанец не стал: контракт был расторгнут, однако права на футболиста остались у криворожцев.
Ощущение близкой свободы оказалось обманчивым. Трансферная стоимость игрока, уже успевшего отметиться в элитных дивизионах двух стран, вполне соответствовала его истинным возможностям. Исходя из этого, выкупить его под силу было лишь клубу соответствующего ранга. Не то чтобы таковых вовсе не нашлось, скорее уже сам Влад проявил некоторую беспечность, да и с проявившим интерес столичным «Динамо» что-то не срослось. И мастер спорта Незалежной прямиком отправился в чемпионат Рязанской области, и вместе с «Пилигримом» завоевал региональную корону.
В следующем сезоне наколотил целый мешок в турнире КФК, а когда команда РПК приказала долго жить, отправился в Скопин. Пропасть заблудшему таланту в рязанской глубинке не позволили, наоборот, условия для поддержания формы создали просто идеальные. Кроме футбола, два раза в день Майоров проводил занятия с личным тренером по легкой атлетике, и, когда пришло время вернуться в большой футбол, к этому шагу оказался полностью готов.
А доказывать 25-летнему нападающему, на два с лишним года выпавшему из поля зрения широких масс, действительно, было что. Вступив в пору зрелости, он большей частью продолжал жить на старом багаже. Да и предсказать, сколь успешным окажется столь сложный процесс, вряд ли был кто-то в состоянии. Однако болельщики в своем большинстве продолжали верить в звезду своего кумира, и он их нисколько не разочаровал. 23 гола в 2002 году лишнее тому подтверждение.
Дальше больше. За четыре сезона, проведенных в «Агрокомплекте», его бомбардирский капитал вырос на 85 мячей! Он непременно входил в тройку лучших бомбардиров зоны «Центр», дважды (2003, 2005 гг.) был вторым, но лучшим, словно по закону подлости, так и не стал. В первенстве 2003 года Майоров обновил рекорд результативности главной дружины области – 25 разящих ударов. В 2005-м вслед за Юрием Борисовым и Александром Коробковым стал третьим игроком команды, преодолевшим гроссмейстерский рубеж в 100 забитых мячей. Однако ведомая им команда уступила в борьбе за первое место белгородскому «Салюту», что в какой-то степени и послужило поводом к смене обстановки.
Свои победные амбиции он реализовал уже в другом клубе. Наверное, мало кто знает, что именно Влад вывел «Спартак-МЖК» в первый дивизион. Однако в полной мере насладиться плодами своего труда ему было не суждено: достигнув своей наивысшей точки, «строители» по ходу сезона вышли из состава участников первенства страны. Впрочем, Майоров к тому времени уже успел вернуться в свой прежний коллектив.
Выйдя «на пенсию», бомбардир продолжил свое служение футболу. Приятно отметить, что и на тренерской стезе дела у него складываются совсем неплохо. В уходящем году ведомая им «АМКА» сотворила настоящий фурор, выиграв все пять региональных турниров на большом поле, включая чемпионат, кубок и Суперкубок. Как принято говорить в подобных случаях, превзойти это достижение уже нельзя, можно лишь повторить.
Самую малость не дотянув до 40-летнего рубежа, Владислав Николаевич стал дедом. Так что жизнь продолжает – теперь уже в новом статусе, с чем «Новая» его и поздравляет.
Юрий МАТЫЦИН