Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№50 от 17 декабря 2015 г.
Приехали
Плата за проезд в Рязани вырастет, но увеличенный тариф введут нам постепенно, без рывков



В понедельник, 14 декабря, состоялось мероприятие, касающееся практически всех рязанцев:  совещание по вопросам изменения размера тарифов на автотранспортные пассажирские перевозки в 2016 году. Пресс-релиз, опубликованный по результатам этого мероприятия, вызывает много вопросов, хотя и раскрывает методику принятия властью важных решений.

Вел мероприятие самый заслуженный дорожный работник области, которого ради важного дела отвлекли от решения проблем с безнадзорными животными, заместитель председателя Правительства Рязанской области Шаукат Ахметов. Как сообщается, приняли участие, кроме министра транспорта и автомобильных дорог региона Евгения Межорина, начальника ГУ «Региональная энергетическая комиссия» Олега Голыхова, руководителей автотранспортных предприятий региона, также и представители профсоюзных, общественных организаций.

Какие в Рязани общественные организации ратуют за повышение платы за проезд – это еще предстоит выяснить, дабы предъявить их ангельские лики всему честному народу. А проблемы на совещании обсуждались действительно серьезные: «результаты работы автотранспортных предприятий (и какие они, интересно знать?), вопросы улучшения организации пассажирских перевозок, повышения качества обслуживания (улучшение и повышение есть, или пока только вопросы?), а также меры государственной поддержки транспортной отрасли. Представители предприятий-перевозчиков высказали ряд предложений о повышении размера тарифов на проезд в городском общественном и коммерческом транспорте, а также на пригородных и межмуниципальных маршрутах. Среди причин, из-за которых должны быть повышены тарифы на пассажирские перевозки в г.Рязани, были названы рост налоговой нагрузки на автотранспортные предприятия, увеличение стоимости запасных частей и ГСМ, ОСАГО, расходов на обеспечение безопасности пассажиров, создание условий для транспортировки инвалидов. Руководители транспортных компаний высказали предложение о повышении стоимости проезда до 22 рублей.

Стоп-стоп-стоп, не так резко! Какие это новые налоги для транспортников ввели, что там повысили? Если кто подскажет – буду благодарен. Увеличение стоимости ОСАГО компенсируется максимум одним днем работы транспортной единицы. Про увеличение расходов на обеспечение безопасности пассажиров лучше бы вообще промолчать: где эти расходы и где эта безопасность? И кстати, кто и где создал условия для проезда инвалидов? Никто и нигде? Откуда тогда расходы? Единственно, стоимость топлива и запчастей действительно выросла, но с момента последнего повышения платы за проезд явно не настолько, чтобы сейчас повышать ее почти на 40%. Так откуда же взялась эта цена – 22 рубля?

Вот и Шаукат Ахметов как-то засомневался и заявил в результате, что «прежде чем принять решение, будут проведены мониторинг уровня тарифов на пассажирские перевозки в других регионах ЦФО, ряда других экономических показателей, и тщательные расчеты. 

– Обязательно будет учтено мнение всех сторон, – сказал Шаукат Ахметов. – Мы стараемся максимально сдерживать тарифы по всем направлениям. Их возможное увеличение должно проходить постепенно и быть незначительным».

В этой цитате из пресс-релиза прекрасно буквально все. Во-первых, следует уяснить, что в целесообразности (для граждан, а не транспортников) повышении тарифов Ахметов не сомневается. Только повышение это рязанцам введут куда надо не резко, а нежно и с любовью. То есть не сразу до 22 рублей, а медленно и плавно по паре рублей в квартал или полгода. Во-вторых, обратите внимание, словосочетание «тщательные расчеты» как обоснование повышения тарифов уведено на второй план, это выглядит второстепенным. И думается, что эти расчеты никто и не проводил, никаких расчетов не делалось. То есть транспортники поплакались на жизнь, люди из правительства покивали и согласились: «Ну да, надо повышать», при этом создается впечатление, что о существующей методике расчета платы за проезд не знают обе стороны.

А ведь есть такой замечательный документ с длинным названием: «Методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования». И вот в этом длинном документе прописаны буквально все значащие факторы для ценообразования на транспорте, приведены формулы расчета. Вполне возможно, если считать по этим правилам, тариф вообще получится еще больше, но у граждан после публикации его расшифровки появится реальная возможность проверить правильность расчетов. «Сколько-сколько там у вас по расчетам водители и кондукторы получают? А может, у них спросим и сравним цифры?» Или «Сколько-сколько в УРТ расходы на управленческий аппарат? А не зажрались ли они, может, подсократить можно персонал?» Ну и так далее. Так в чем же проблема? В области нет людей, которые могли бы собрать все данные, подставить в формулу и посчитать? А на кой черт тогда, простите, нам это министерство транспорта, если там не могут даже научиться пользоваться калькулятором, когда решается такой важный для рязанцев вопрос? Компьютер не предлагаю, он наверняка пасьянсом занят.

А что нам предлагают взамен нормальных расчетов? Посмотреть на соседние регионы! А тут ведь все зависит от того, в какую сторону глаз скосить. В Липецке, к примеру, все виды транспорта по 17 рублей, но после 8 вечера – уже 20. В Белгороде все по 15. В Орле автобусы – 12 рублей в дневное время (с 6:00 до 20:00) и 15 рублей – ночью (с 20:00 до 6:00). Трамваи и троллейбусы – днем 12 рублей (с 6:00 до 20:00), ночью 16 рублей (с 20:00 до 6:00). В Тамбове автобусы и троллейбусы – 13 рублей, маршрутки (в основном «Газели») – 14 рублей. В Курске автобусы, троллейбусы и трамваи по 12 рублей, маршрутки – по 13.

В моем любимом Воронеже только в марте этого года стоимость проезда повысили с 12 до 15 рублей, причем сопровождалось это митингами протеста, люди выходили на улицы с плакатами, собирали подписи за отмену такого повышения. И это притом, что целесообразность нового тарифа долго перед его введением обсуждалась в прессе, шла самая что ни на есть дискуссия власти и общества, где главным аргументом были цифры и расчеты, а кивание на другие регионы считалось дурным тоном.

Но что нам Воронеж? Почему-то кажется, что рязанским властям ближе опыт Вологды, где год назад плату за проезд задрали с 20 рублей до 25. И это несмотря на то, что тамошние маршрутчики утверждали, что вполне себе могут позволить и старый тариф. Фигушки, местное автопредприятие все-таки пролоббировало новые цены, не посмотрели даже на протесты прокуратуры.

Как Рязань воспримет повышение тарифа? Пока в обществе настроения скорее апатичные, главная фраза: «А что мы можем сделать, все равно ведь повысят, на сколько им надо!» Водители маршруток говорят, что для них идеальной ценой является 20 рублей. «И сейчас нормально, а тогда еще лучше будет, да и считать удобней». А кондуктор троллейбуса шестого маршрута грустно сказала: «Мне-то какая разница, сколько денег с народа брать? Ведь сколько цену ни повышали, на зарплатах наших это никак не отразилось, куда они деньги девают – не знаю. Только вот особняки у руководителей депо растут – это да! Вы из газеты? Вот и поинтересуйтесь, на какие деньги они такие домищи строят!»

Поинтересуемся, конечно, но это уже другая тема. Или нет, все еще та же самая?
 
Роман СИВЦОВ