Скульптор Раиса Лысенина – о предательстве, силе четырех и мягкости камня
Во Дворце Олега историко-архитектурного музея-заповедника Рязанский кремль проходит выставка известного рязанского скульптора Раисы ЛЫСЕНИНОЙ «Душа диктует мастерству», приуроченная к юбилею автора. На презентации знаковой экспозиции с автором побеседовал наш корреспондент.
справка «Новой»
Раиса ЛЫСЕНИНА родилась в Рязани. В 1975 году окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище, а в 1987-м Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Работает в станковой, монументальной и монументально-декоративной скульптуре, графике, декоративно-прикладном искусстве. Участница различных выставок. Скульптуры автора установлены в Рязани, Уфе, Азове, Казани, во Франции и Чехии. Активно занимается педагогической и общественной деятельностью, возглавляет некоммерческий фонд «Творческое достояние».
– Какой период творчества отражен на вашей выставке?
– Последние двадцать лет. Но есть знаковые произведения, выполненные еще в прошлом веке. Потому что они по теме творчества ведут своеобразную красную нить и выходят на мои последние работы.
– Темой большинства ваших работ является православие.
– Да, это большая тема. Кроме нее еще есть тема деревни. Например, работы «Утро в деревне», «Я на солнышке сижу», «Улитка на капустном листе», «Скоро в небо» из серии «Неслучайные случайности». То есть тема природы, радостной жизни. Но вопрос православия все равно проходит красной нитью. Например, одна из последних композиций «Сон в Гефсиманском саду».
– Почему православие стало знаковой темой в вашем творчестве?
– К православию многие приходят рано или поздно. Предательство, поцелуй Иуды, каждый столкнулся с подобным, я в этом уверена. Надеюсь, что не все закончили, как Иуда. Наши любимые Петр и Февронья, у них совершенно необычное житие. Никола, помогающий во многих мольбах, тоже. И его житие. Поэтому идеи для скульптур рождаются ненамеренно.
Когда стала вырезать небольшие иконы на камешках, то дарила их друзьям. Даже подобное толкает меня на какие-то православные задачи, которые решаю. Я не делаю иконописность. Через себя пропускаю эту тему, и она мне многое дает. И в то же время получается новое произведение. К примеру, «Четыре игуменьи Казанского женского монастыря». Казалось бы, довольно сложно, потому что их четыре. Обычно же делается триптих. И вдруг я поняла, что у храма четыре угла, и стул на четырех ножках. Четыре – это сила. Подобные вещи помогают рождаться новым произведениям. Поэтому православие живет во мне. И рождаются работы.
– Вы работаете, на первый взгляд, с трудоемким материалом: камнем, деревом. Сложно?
– Во-первых, я люблю известняк. Он мягкий, он наш родной с десятого века. Все храмы и резьба, выполнены на нем. Ангидрит оливковый тоже мягкий и эластичный, с ним приятно работать. Бронза...
А что тут такого? Вылепливаешь, а потом, были бы деньги, отливаешь. Тут нет огромных гранитных глыб. Даже мрамора нет. Где-то гранит проскакивает в подставках, он хорошо держит скульптуру. То есть только ангидрит и известняк. Казалось бы, материал очень твердый, но и очень теплый. Им можно любоваться, он приносит мне вдохновение, которое ни с чем не сравнить.
Взглянуть на плоды многолетнего творчества Раисы Лысениной можно ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10:00 до 18:00. Справки по телефону: 27-60-66.
Фото автора
Георгий ТИТОВ