Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№02 от 18 января 2018 г.
Бескорыстная терапия Сергуновой
 Педагог редкого дарования в начале XXI века стала одной из спасительниц Рязанского музучилища

Надежда Леонидовна Сергунова – Заслуженный работник культуры РФ и Почетный – среднего профессионального образования. Выпускница Саратовской консерватории (1973г.), вернувшаяся в родное музыкальное училище сразу же после окончания вуза по приглашению тогдашнего директора Р.А.Комаровича и Н.М.Пантелеевой – педагога и завотделом хорового дирижирования, чье имя и по сей день произносится бывшими учениками с благоговейным трепетом. «Вот о ком надо написать, а обо мне-то что говорить…», – удивляется Надежда Леонидовна.



Не часто можно услышать подобное в творческих кругах, поэтому такая настойчивость написать о ком-то (и целый список имен) поразила очень. А между тем столетие колледжа (училища), круглая дата дирижерско-хорового отдела, на котором Сергунова – старейший преподаватель, без всякого сожаления «отдавшая» свой собственный юбилей (семидесятилетие все же!) коллегам, потому что искренне считает, что они – больше достойны публикации. И это нисколько не показная скромность. Она действительно считает, что о ней «можно и подождать говорить, потому что так много в нашем коллективе людей творческих, ярких, достойных». И чем больше она старалась меня в этом убедить, тем сильнее хотелось рассказать именно о ней, потому что…

Не один человек говорил мне, что при Надежде Леонидовне, когда она тридцать лет была заместителем директора (1975–2005) сначала – А.Ф.Грущина, потом – С.В.Нилова, прекратились в коллективе сплетни и склоки. Из воспоминаний очевидцев: «Сначала и к ней, как только она стала замом, ходоки пошли. Это уж, как водится. Шествие гномов. У каждого – свой интерес. Одни – ходят, другие – наблюдают. И вдруг понимают все, что не работает стукачество. Не клюет Сергунова на это. Репрессий нет. Не гнобит тех, на кого «сигналы» идут. Еще подойдет и скажет что-то хорошее. Даже странно, святая что ли?» 

В ее детстве царила какая-то правильная атмосфера. И это притом, что родители были очень полярных мировоззрений: выросшая в семье священников, истово верующая мама и столь же истовый атеист отец, которому не нравилось, что мать тайно водила дочерей-близнецов в храм. И ни разу это не стало поводом для семейных распрей, но примером того, как можно сохранить мирные отношения даже тогда, когда есть все предпосылки для конфликта, – было.

Может быть, потому так долго продержалась на своем месте Надежда Леонидовна, сумевшая вместе с директором Ниловым отстоять училище, не дав свершиться местному беззаконию. Речь идет о том времени, когда РМУ им. Пироговых хотели объединить с институтом культуры. Многие из коллег готовы были поддержать эту чудовищную акцию. И снова пошли ходоки до начальства в городе, и подписи собирались, и главное – было не жаль им Аlma Mater. Сегодня музыканты города с большой болью говорят о том, что училище висело на волоске, рискуя раствориться в заочном профиле московского филиала. «Нилов, – говорит Надежда Леонидовна, – сохранил для города и области статус среднего учебного заведения, которое и по сей день входит в когорту лучших специальных средних учебных заведений России».

Она родилась в Ранненбурге (ныне Чаплыгин Липецкой области), когда он относился к Рязанской. Но потом перекроили земли, и теперь она признается: «Даже и не знаю, кем меня считать будут – липецкой рязанкой или рязанской липчанкой».

Семья не была музыкальной: папа – ветеринарный врач, окончивший ленинградский ветеринарный институт, прошедший Великую Отечественную войну от начала до последнего дня. Мама – аптекарь, дожившая до девяносто семи лет. Надя, окончившая школу с медалью, хотела стать врачом, но в музыкальном училище экзамены были раньше, и она решила попробовать поступить. На всякий случай, потому что музыку полюбила с тех самых пор, как мама отдала ее в детскую музыкальную школу учиться играть на фортепиано. Девочке повезло, потому что ее педагог по специальности – И.В.Вартанесъянс смогла сделать так, что музыка глубоко запала в душу ребенка. Девушка поступила на дирижерско-хоровое отделение к Н.М.Пантелеевой. Сейчас Надежда Леонидовна вспоминает: «Она меня как магнитом притянула. Столько всего интересного рассказала о нашей специальности, говорила о ее универсальности: дескать, хоровик – это и теоретик, и пианист, и дирижер. И через хоровое искусство мы пропагандируем прекрасную музыку, – в этом наша задача и сверхзадача. Так я и осталась в училище, не пошла поступать в мед, хотя готовилась к нему. Но до сих пор иногда жалею. Кажется мне, что получился бы из меня врач». Судя по тому, как умеет ладить с людьми Надежда Леонидовна, как внимательно выслушивает собеседника, стараясь помочь ему, как врачует душевные раны, – нет никакого сомнения в этом, пусть и не знает история сослагательного наклонения. 

С большой любовью вспоминает сегодня Надежда Леонидовна своих рязанских педагогов. Они смогли разглядеть рвение студентки к учебе и не жалели на нее ни сил, ни времени: А.С.Романова – преподаватель по вокалу, О.Н.Вертутина (Бабий) – педагог по фортепиано, О.Н.Воронова и Э.К.Святославская – теоретики училища. О каждой из них Надежда Леонидовна может говорить часами, для всех находит добрые искренние слова. И снова возвращается к выдающейся хормейстерской школе Н.М.Пантелеевой, чьи выпускницы Н.М.Щербакова и З.В.Щербакова, а через них – Ирина Антонова и Наталия Куликова стали прекрасными музыкантами, хорошими педагогами и славными продолжателями тех традиций, которые были заложены их учителем.

Среди учеников Надежды Сергуновой – выпускницы Саратовской консерватории Н.Куликова, В.Панина, М.Пахомова. Московскую консерваторию окончила Н.Плесовских, Российскую академию музыки им. Гнесиных – Ю.Хабарова. Всех и не перечислить, но каждая из них благодарна Надежде Леонидовне за то, что научила их не только будущей профессии, но еще и чему-то более важному, без чего не может быть человека хорошего, даже если тысячу раз будет он разумным.

Послужной список Сергуновой внушителен. Она дважды являлась членом Государственной аттестационной комиссии при Министерстве культуры Российской Федерации – курировала Борисоглебское музыкальное училище Воронежской области и Шацкое – в Рязанской. В течение 20 лет (1985–2005) входила в аттестационную комиссию Совета по культуре Рязанской области.

Сегодня Надежда Леонидовна находит отдохновение в работе с той категорией людей, которые вырваны из ритма обыденной жизни тяжелыми заболеваниями, ограничивающими их физические возможности. Она проводит выездные лектории в Областной библиотеке для слепых и в пятой детской на улице Татарской, не только продумывая эти мероприятия как руководитель исполнительской практики студентов РМК, но и выступая как лектор-музыковед. Ею организован музыкальный лекторий в Художественном училище им. К.Вагнера, в школах №№ 3, 16, 44. Под ее пристальным вниманием проходит в городе областной фестиваль «Солнышко в ладошках» для детей-инвалидов.

Однажды на очередном из таких мероприятий состоялась знаменательная встреча Надежды Леонидовны и пианистки Майи Наумовны Фейгиной – дочери выдающегося Н.М.Фейгина, создавшего в Рязани симфонический оркестр. Общение переросло в тесную творческую дружбу, которая сегодня связывает нашу героиню с Еврейским культурным Центром города. Он стал еще одной благодатной концертной площадкой для исполнительской практики студентов РМК им. Пироговых, которой руководит Сергунова.

И самое, пожалуй, интересное и значимое дело, которому Надежда Леонидовна отдает все свободное от основной работы время. Она по крупицам собирает летопись Рязанского музыкального колледжа (училища), а в настоящее время готовит материал для издания книг «История хорового отделения РМК им. Г. и А.Пироговых» и «Очерки о директорах» (которых в Рязанском музыкальном училище было одиннадцать). 
 
Ольга МИЩЕНКОВА