Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№02 от 18 января 2018 г.
Инженерный романтизм Натальи Косухиной
 Самый тиражный фантаст города – о магии декретного отпуска, рекорде скорострельности и сетевых восторгах

Рязань – это город фантастов. Наверное, вы знаете, что писатель-фантаст и основоположник современной космонавтики Константин Циолковский родился в селе Ижевское недалеко от Спасска, а детские годы провел в Рязани. Отсюда же родом мифотворец Сулакадзев, придумавший летающего подьячего Крякутного. Да и «Архипелаг ГУЛАГ», написанный бывшим учителем рязанской школы №2 Александром Солженицыным, – чем не фэнтези? Если читать эту легендарную книгу внимательно – степень достоверности там ничуть не выше, чем в «Игре престолов» или «Властелине колец».

Можно еще вспомнить, что в позднесоветские времена в Рязани жил Валентин Новиков – автор нескольких научно-фантастических повестей, которые были востребованы далеко не только местными издательствами. («Повести Валентина Новикова – это повести, в которых ветер будущего шелестит страницами», – писал в предисловии к одной из книг Булычев). 

Хватает в Рязани писателей-фантастов и сейчас. Лично мне из всех доморощенных наследников Толкина и Стругацких наиболее симпатичен первый в жизни начальник – Юрий Манов, в 1990-е возглавлявший службу информации газеты «Вечерняя Рязань». Давным-давно он написал отличный сборник рассказов и небольших повестей «Кошизофрения», который «АСТ» раздергало по своим многочисленным ежегодникам «Фантастика года», вместо того чтобы выпустить отдельной книжкой. А жаль: возможно, это не только лучший сборник фантастики местного автора, но вообще лучший сборник рассказов, написанный в Рязани нового века и тысячелетия. С тех пор Манов написал сразу несколько коммерческих фантастических романов (а еще заполонившие киоски «Роспечати» путеводители по Рязани и области с яркими обложками), но, на мой вкус, малые формы даются ему лучше, именно в них он явный лидер. 

А вот Владимир Голубев может похвастаться тем, что, видимо, чаще всех (не только рязанцев) печатался в журнале Бориса Стругацкого «Полдень, XXI век» – у него там было 17 (!) публикаций. 

В книжных магазинах города среди прочего фэнтези неплохо раскупаются книги Галины Романовой: за 20 лет работы вышло больше 30-ти романов. Подросли и конкуренты. Например, еще быстрее, пока не распался, пек свои новые книжки плодовитый дуэт Олега Шелонина и Виктора Баженова – на его счету почти два десятка романов. Похожее на творчество этой «сладкой парочки» юмористическое фэнтези писал одно время Сергей Панарин. 

Можно еще добавить, что в Рязани живет и работает Юлия Моисеенко – переводчик Стивена Кинга, Дэна Симмонса и десятков менее именитых авторов, не только фантастов. Хотя фантастика у нее в приоритете: Юля – ученица Владимира Баканова, создателя журнала фантастики «Если», в чьих переводах мы познакомились с десятками произведений классиков «золотого века» англоязычной фантастики.

Но в последние годы среди местных фантастов явный лидер по тиражам – еще один «питомец» издательства «АСТ», симпатичная молодая женщина Наталья КОСУХИНА. Буквально за пять лет издано около двадцати романов – сольных и в соавторстве. Пишет Наталья так называемое «романтическое фэнтези», являющее гремучую смесь любовного романа с фантастическим антуражем, поэтому читают книги этого жанра, в основном, женщины (глянул по ее весьма многочисленной группе во «ВКонтакте» – ну да, женщин больше 90%). Сегодня Наталья Косухина – гость «Новой газеты». 



– Как стали писателем? Почему в один прекрасный день девушка по имени Наталья Косухина вдруг решила, что надо стать еще одним человеком из тех, чьи имена стоят на обложках книг? И почему захотелось, условно говоря, стать наследником именно Толкина, а не Василия Яна, к примеру, или Дэшила Хэммита?  

– В том, что я стала писателем, виноват декретный отпуск. Идеи ситуаций и книг вертелись в голове чуть ли не с подросткового возраста, а тут появилось время их записать. Я выложила роман в интернет, людям понравилось, я продолжила и в один из дней решилась отправить роман в издательство. Ответили через семь дней, предложив опубликовать книгу. Вот так и начался мой путь в литературе. А почему именно этот жанр… Просто я люблю читать книги именно этого жанра, а еще именно он дает больше всего свободы писателю в его фантазии. Вот я и не смогла устоять.

– И кто среди любимцев? Вот почти у всех советских рокеров 1960–70-х регулярно встречается в интервью одно и то же заявление: услышали «Битлз» и решили заниматься рок-музыкой. А кто были ваши «Битлз»?

– Кир Булычев! С него началось знакомство с жанром, и он мой кумир. 

– Обычно ваши книги относят к «романтическому фэнтези» – это такие сказки для взрослых девочек, которым хочется примерить на себя приключения героинь в необычном антураже, когда вокруг драконы и оборотни или, например, звездолеты и галактические императоры. Интересно, часто ли попадаются мужчины среди ваших читателей? Муж, например, ваши книги читает? И насколько вы сами согласны именно с таким определением «романтического фэнтези»?  

– Как ни удивительно, среди моих читателей есть и мужчины. Некоторые из них комментируют романы в Сети, а несколько приходили на встречу с читателями, организованную издательством. Книги жанра «романтическое фэнтези» направлены больше на женскую аудиторию, но и у них есть внутренняя градация. В каких-то, помимо любви, много приключений и интриг, а какие-то основываются только на любовных отношениях между героями. Может, этим объясняется, что у некоторых авторов есть немного и мужской аудитории. 

Супруг мои книги не читает, говорит, что обязательно это сделает, как только мне дадут почетное удостоверение писателя. Он часто подшучивает над моим творчеством, так как предпочитает мужское фэнтези и снисходительно относится к женскому. Но зато часто помогает с сюжетами, когда у меня в книге тупик. 

С определением «романтического фэнтези» полностью согласна – очень тонко подметили жанровую особенность. Сейчас книги такого направления много издают и читают не только в России, но и за рубежом. Правда, предпочтения читателей в разных странах разные. Возможно, из-за менталитета или других факторов. К примеру, в России популярна фантастика про «попаданцев», магические академии или приключения в иных мирах. А за рубежом находятся в топе городское фэнтези и «постапокалипсис». 

– Сколько на сегодня вышло книг и какая из них годится на роль «визитной карточки», с которой можно начать знакомство с вашим творчеством человеку, вдохновленному сочетанием слов «романтическое фэнтези»? 

– На данный момент у меня вышло 19 книг и один сборник. А насчет «визитной карточки» – тут вопрос не ко мне, а скорее к моим читателям. Судя по их отзывам, они предпочитают романы «О вкусах не спорят, о вкусах кричат» и «Мужчина из научной фантастики».

– Судя по заявленным «АСТ» тиражам, последние два-три года вы самый издаваемый среди местных писателей. При этом Рязань вообще можно назвать городом фантастов. Тут живут Владимир Голубев, Юрий Манов, Сергей Панарин, Галина Романова, дуэт Олег Шелонин и Виктор Баженов, переводчик Юлия Моисеенко. Встречались с кем-то из местных «коллег по цеху» или с их творчеством? 

– Не знала, что в Рязани столько замечательных писателей – еще один повод для гордости любимым городом. Лично я не встречалась ни с кем. Как-то мы с Галиной Романовой списывались, чтобы увидеться, но я приболела, и встреча сорвалась. Я много общаюсь с коллегами из других городов и теперь уж точно встречусь с писателями из Рязани. Я знакома с творчеством Галины Романовой, дуэта Олег Шелонин и Виктор Баженов. Последних, кстати, читает и мой супруг. Ну и, конечно, с переводами Юлии Моисеенко.

– Всякий писатель мечтает зарабатывать собственным творчеством, фантасты не исключение. Но если твоя фамилия не Пелевин или Лукьяненко, заработать на жизнь литературой, мягко говоря, проблематично. Чем заняты, кроме придумывания и описания миров? Как на жизнь зарабатываете? 

– Работаю инженером-конструктором на машиностроительном предприятии.

– Такая не слишком романтическая работа не тяготит? Или там тоже есть место творчеству?

– Конструктор – это тоже в своем роде создатель, только в несколько иной плоскости. В какой-то мере мне повезло, я люблю обе свои профессии. Они позволяют мне «отдыхать друг от друга» – это же разные направления, техническое и гуманитарное.

– «Надежды юношей питают…» А девушек, видимо, питают еще больше. Каковы были надежды и ожидания, когда начали писать самый первый роман, и как реальность эти ваши надежды и ожидания скорректировала? 

– Когда я только-только начала записывать первые сценки из книг, надежд не было никаких. Когда выложила свою книгу в Сеть, было настороженное ожидание неизвестно чего. Там, скорее, было больше страхов, чем надежд. Первая надежда пришла, когда роман взялись издать – надежда, что людям он понравится, что хорошо распродастся. 

С первыми романами все прошло на удивление гладко. Но в дальнейшем мои надежды неизбежно корректировались реальностью в направлении маркетинга, успешности книги, рекламы и т.д. Чем дольше писатель издается, тем больше погружается в жизнь издательства, и эти понятия входят в его жизнь. Зато появляются новые надежды и стремление к новым вершинам. Думаю, это и есть для писателя движение вперед.

– Судя по количеству вышедших за последние годы книг, пишете вы быстро, даже очень быстро. Каков личный «рекорд скорострельности» по написанию новой книги? 

– В среднем, если удается, пишу примерно три книги в год – издательские сроки очень дисциплинируют. Рекорд по скорости поставила во время написания первого романа – примерно полтора месяца. Правда, я его потом еще полгода правила и редактировала, но это уже детали.

– В Рязани ваши книги где-то можно купить? И что испытываете, когда встречаете в магазине книжку с собственной фамилией на обложке?

– В любых книжных магазинах или на книжных лотках. Продукция издательств, с которыми я сотрудничаю, довольно широко представлена. К примеру, романы можно найти в «Читай-городе» и книжном «Барсе», в интернет-магазине «Лабиринт». Когда вижу свои книги на полке, меня переполняет радость и немножечко гордость. И еще целая гамма разных чувств, в которых не разобраться. Однажды ехала в маршрутке, а рядом сидела женщина, читающая мой роман. Эмоций было так много, что до сих пор вспоминается этот эпизод.
 
Анатолий ОБЫДЁНКИН