«Не смешно, не интересно!» – эти слова (в сопровождении целого потока слез!) звучали во время премьеры музыкальной сказки «Емеля – новогодняя неделя», представленной Рязанским государственным академическим русским народным хором им. Е. Попова. Но жаловалась и рыдала в три ручья лишь одна капризная царевна Несмеяна! А весь зрительный зал подпевал, пританцовывал и от души хохотал, подсчитывая, сколько ведер наплакала печальная красавица. Новая постановка одного из ведущих коллективов областной филармонии увидела свет в дни новогодних праздников и стала для публики настоящим подарком.
Фото: Андрей Павлушин
Подарком, надо сказать, долгожданным, поскольку идея родилась еще три года назад. Но по законам сказочного жанра дело сделалось не скоро: грянула пандемия, и планы пришлось отложить. В результате вынужденная пауза завершилась вполне счастливо: постановка «Емеля – новогодняя неделя» вылилась в экспериментальный проект, сочетающий лучшие традиции русской музыкальной культуры, современную энергию и творческие находки.
Сцена из сказки «Емеля – новогодняя неделя». Фото: Андрей Павлушин
Для Рязанского русского народного хора это уже четвертая театрализованная программа. Режиссером выступила Марина Есенина, художественный руководитель Рязанского ТЮЗа. Оба коллектива связывают давние отношения: в 2017 году совместно с артистами Театра на Соборной была выпущена музыкально-литературная фантазия «Родился я с песнями» на стихи Сергея Есенина. Опыт оказался удачным, и, получив новое предложение, Марина Викторовна, по ее признанию, с радостью согласилась:
– Естественно, я не могла упустить эту возможность. Коллектив уникальный! Я хорошо знакома с его участниками и высоко ценю их профессионализм. Главной особенностью постановки является то, что все роли исполняют артисты хора. Причем роли характерные, довольно сложные. И поначалу у меня как режиссера, привыкшего к работе с драматическими актерами, возникали сомнения. Но, как оказалось, совершенно напрасно. Ребята быстро все схватывали, учились. В результате на сцене можно увидеть наших любимых – поющих и танцующих – артистов в новом качестве (Дмитрий Михайлов (Емеля), Екатерина Жлобенко (царевна Несмеяна), Владимир Рогулин (Дед Мороз), Иван Мишуров (Царь), Андрей Агапов (начальник царского полка), Даниил Лошкомаев, Никита Жбанов (скоморохи) и другие, – В.Н.). Хочется верить, что эксперимент удался. Я приглашаю всех посетить эту музыкальную сказку, потому что сейчас не так часто можно увидеть подобные постановки. Это настоящий синтез песни, танца и драматического искусства.
Фото: Андрей Павлушин
Реализация такого масштабного проекта стала возможной благодаря слаженной работе большой команды. Музыкальный материал, органично соединивший аутентичные народные мелодии и авторские изыскания, написал главный дирижер Рязанского русского народного хора Александр Орешкин. Музыка сопровождает все действие, единой тканью связывает номера, рисует и подчеркивает особый образ для основных персонажей: свой лейтмотив есть у царя, царевны Несмеяны, щуки, даже у бегающих ведер.
Подбор певческой основы провела художественный руководитель хора Светлана Сухова. Настоящим украшением сказки стали хореографические номера в постановке главного балетмейстера Николая Шичкина: скоморохи демонстрируют чудеса акробатики, а неповоротливые шары-снеговики поражают, тем не менее, проворством и отнюдь не медвежьей грацией.
Фото: Андрей Павлушин
Особого комплимента заслуживает художественное решение спектакля. Шикарные, богато украшенные костюмы, фантазийное оформление сцены – все это вызывает в памяти детские воспоминания, связанные с волшебными книгами сказок. Кажется, одно желание Емели – и райские девы-птицы сорвутся с ветвей, а резные ставни распахнутся и появится мудрая сказительница… Эти ассоциации не случайны. По словам художницы Елены Селивановой, костюмы и декорации вдохновлены работами русского художника Ивана Билибина, книжные иллюстрации которого всем прекрасно знакомы с юных лет.
С особой фантазией созданы костюмы, которые диктуют необычные решения по ходу постановки. В попытке рассмешить царевну Несмеяну пышный сарафан превращается в ширму кукольного балаганчика, где разыгрывает представление неугомонный Петрушка. Волшебный посох Деда Мороза вполне логично венчает скрипичный ключ. А один из снеговиков «лепится» буквально на глазах у зрителей: артиста словно «достают» из шара-сугроба. Такими «чудесами» наполнен весь спектакль: ведра шустро катаются по сцене, печка сама отправляется в путь, а щука натурально бьется и извивается в руках артиста.
К слову, в этой интерпретации русской сказки все диковины являются не результатом знаменитой лени Емели, а порождением его пытливого ума! В основу постановки лег сценарий Владимира и Тамары Миодушевских, в котором известный лежебока предстает в новом прочтении любознательного изобретателя. На теплой печи Емеля вовсе не спит, а мучительно размышляет, как облегчить труд человека: «Хорошо бы из печи вылетали калачи, а еще бы сани двигалися сами».
Кто бы мог подумать, что пройдет не так много времени, и целые умные города будут действовать по емелиным заветам. В новой постановке филармонии для этого достаточно щучьего веленья и зрительского хотения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ