Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№06 от 18 февраля 2016 г.
Недожители
Захаровский район может остаться без медицинской помощи



В Захаровском районе приходилось бывать несколько раз. Старожилы рассказывали о своих красотах и достопримечательностях, известных земляках и «дверях нараспашку», потому что все соседи – порядочные и честные, настоящие патриоты (в хорошем смысле этого слова) родного края. О маленьких зарплатах и неустроенности быта – только так: «Все пережили и это переживем». Но совсем недавно сразу несколько людей прокричали в телефонную трубку в полной панике: «Если у нас ЦРБ закроют, где мы лечиться будем?!».

Рожать – за тридевять земель

На едином портале учреждений здравоохранения Российской Федерации можно с восторгом узнать о развитии системы здравоохранения в Захаровском районе. Так, в «Захаровской ЦРБ» функционирует стационарное отделение, в котором имеются 10 коек терапевтического профиля и 5 коек сестринского ухода на базе терапевтического отделения круглосуточного стационара. Также 30 коек дневного пребывания (из них 10 коек терапевтического профиля, 10 коек хирургического стационара, 10 коек педиатрического стационара). В переводе на русский, порядка 8800 человек могут рассчитывать лишь на палату «гостиничного типа» – круглосуточного пребывания и на 30 коек дневного стационара. Причем специалисты узкого профиля в Захарове наперечет. К примеру, нарколог и невропатолог в наличии, а вот если «прихватило почки» или начал беспокоить аппендикс – это уже в Рязань. Хочешь – на такси, хочешь – на рейсовом автобусе. Можно «поголосовать» на обочине: в отдаленных населенных пунктах до сих пор принято «подбирать» попутчиков, не спрашивая денег за проезд, – это плюс. Правда, прежде чем отправиться на поиски нужного специалиста в облцентр, нужно отстоять очередь к своему терапевту и получить заветное направление – это минус. 

Далее, на том же сайте утверждается, что в Захаровском районе функционируют семь фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов): в поселке совхоза «Смена», селах Остроухово, Федоровское, Плахино, Пупкино, Волынь, Безлычное. Доля правды в этом утверждении есть. К примеру, в поселке совхоза «Смена» ФАП имеется, но отсутствует фельдшер. Местная молодежь, получив образование, всеми силами стремится зацепиться в Рязани, а из города в село специалиста не заманить. Да и нечем: зарплаты смешные, расстояния огромные, жилья нет. А в Плахино, наоборот, имеется фельдшер, но само помещение ФАПа не соответствует никаким санитарным требованиям. 

Беременные дамы также отправляются в роддома Рязани, где им не слишком рады: своих рожениц, наблюдавшихся всю беременность в женских консультациях города, полно. Воспоминания о таких родах остаются не самые лучшие: не ко всем по первому звонку могут приехать родственники, а выход за территорию больницы (даже просто подышать на крыльце свежим воздухом) строго запрещен. Так что заполучить лишнюю бутылку питьевой воды или средства личной гигиены попросту невозможно, приходится просить городских соседок по палате, чтобы те передали просьбу своим родственникам. Но речь даже не об этом, а о том, что медицинская помощь в Захаровском районе – на вес золота. Как хорошая книга в советские времена.

К больным на тракторе

«Фельдшеры-то у нас замечательные, только почти все уже старенькие, сами часто болеют. По населенным пунктам передвигаются на чем придется: то скорая подбросит, то служебная, то на школьном автобусе добираются, а то и на тракторе – такое тоже было. И роды принимать приходилось то на дому, то в машине, но трагических случаев – тьфу-тьфу-тьфу! – не припомним. Да и дороги у нас – не всегда добраться можно. Сами фельдшеры смеются, что умирать им ни в коем случае нельзя, потому что молодых в район ничем не заманишь. Раньше у нас, знаете, какая медицина была? Знаменитый хирург Базаев очень сложные операции сам проводил, да что там – без проблем можно было к любому специалисту явиться на прием. А сейчас... Когда наши попадают в рязанские больницы, врачи поражаются, находят «букеты» болячек. Потому что тянем до последнего. Когда уже боли терпеть невозможно, выбираемся к врачу. Потому что доехать на анализы, смотаться в Рязань, чтобы посетить того специалиста, которого у нас нет, а потом еще прийти на несколько приемов к своему терапевту – это нужно с работы увольняться. А у нас и так с рабочими местами не сахарно. Кстати, и машины имеются далеко не у всех, добраться из отдаленного села даже в ЦРБ – огромная проблема», – вводят в курс дела пожилые жители, потому что молодых в районе почти не осталось.

Ни молодых не осталось, ни мужчин – все, кто может, ездят на заработки в Москву. Только и в этом уже нет никакого смысла: вычесть из зарплаты стоимость проезда, проживания, питания – останутся жалкие 15–20 тысяч. Да и те могут не заплатить, ведь что бы там ни говорили о «выходе из тени», официально трудоустраивать вахтовых рабочих никто не спешит. Поэтому наблюдаться в платных рязанских клиниках, коих появилось великое множество, жителям Захаровского района «не светит».

Местные жители признают, что – да, к ним периодически наведывается автопоезд «Забота и здоровье». Но визиты специалистов носят, скорее, консультативно-рекомендательный характер, для постановки окончательного диагноза и на лечение все равно приходится отправляться в Рязань. 

«Что самое страшное – у нас постоянно курсируют слухи о том, что ЦРБ вообще «оптимизируют». Иначе почему нас отправляют лечиться то в Михайлов, то в Рязань, то говорят, что для нас выделили койки в больнице в Подвязье? А уж про районную поликлинику в Мервино вообще говорить страшно, там весь Рязанский район лечится, талонов не достать. Как к нам эта «Забота» приедет – так все газеты об этом пишут, словно произошло событие вселенского масштаба, а как нам тяжело получить реальную медицинскую помощь – так молчок, никто не напишет, отвечают: что вы, что вы, мы только жизнеутверждающие публикации даем. А у нас фельдшеров... не поверите. Говорят, фельдшеров заставили написать заявления, что они добровольно отказываются от 1,5 тысячи заработка. То есть срезали им зарплату «по собственному желанию». Иначе, сказали, вообще ФАПы закроют. Слова «вымирает село» перестали быть для нас какой-то метафорой, мы вымираем в прямом смысле этого слова», – говорят местные уже спокойно, просто констатируя факты. 

В Москву, в Москву!

Много рассказывают личного: у кого дети из дома уехали не по собственному желанию, а от нужды, кто-то махнул рукой на болезнь из-за возраста: мол, уже и так «срок дожития» к концу подходит. Кто-то вспоминает случаи родов на дому и в машинах. Но самое главное – то, от чего на самом деле больно, оставляют на последний момент. Потому что о таких вещах говорить сейчас не принято: над светлыми воспоминаниями и настоящем, «маленьком» патриотизме все больше насмехаются, ведь на нем капитал не сколотишь. 

«Мы стараемся привить детям любовь к своей малой родине, в школах проводятся уроки патриотизма, краеведения, мужества. Ребята готовят рефераты, доклады, выступают на олимпиадах, но при этом с малолетства мечтают переехать в Москву или хотя бы в Рязань. Потому что видят: пройти обычную медкомиссию – и то проблема. Дети еще не понимают, почему так, но прекрасно осознают, что «ловить» в районе нечего, если ты не руководитель чего-нибудь. Начальство-то не бедствует, это рядовым специалистам перепадают крохи, кто ж на таких условиях работать будет? А нашим более-менее молодым жителям района, видимо, до «срока дожития» с таким медицинским обслуживанием не дожить», – заключают жители района. 

Когда материал верстался в номер, а вопросы об укомплектованности врачами и дальнейшей судьбе Захаровской больницы были направлены в Министерство здравоохранения Рязанской области, стало известно, что Захаровскую районную больницу все же объединили с больницей Рязанского района. Как водится, «для более эффективного использования финансирования и улучшения качества обслуживания». Насколько улучшится качество медицинской помощи – «Новая» вернется к этой теме через некоторое время.

Напомним, главврач Захаровской ЦРБ Валерий Кондрашкин 7 января 2015 года сбил насмерть местного пенсионера-велосипедиста. Судя по тому, что Кондрашкин продолжает занимать высокий пост, виновным в ДТП со смертельным исходом был признан сам покойный.



ЧП 

В селе Федоровское Захаровского района Рязанской области упал в открытый люк пожарного резервуара 7-летний мальчик. Трагедия произошла, по сообщению Рязанского следственного управления, около 16 часов в понедельник, 15 февраля.

По данным следствия, подземный резервуар по назначению не использовался, доступ к нему был не ограничен, крышки на люке не было. Мальчик, оказавшийся поблизости, упал в резервуар и утонул. Ведется следствие для выяснения всех обстоятельств произошедшего и виновных лиц.

Местные жители считают, что ребенок стал жертвой поголовной халатности. 

Комментируя во вторник новость на сайте Novgaz-rzn.ru, пользователь социальной сети «ВКонтакте» Марьяна КОШЕЛЕВА написала: «Пожарным денег не дали, вот они резервуары и не закрыли, школа не смогла забор поставить, во всем районе нет ни одной детской площадки для ребятишек».
 
Нина ЛАВРОВА