Новая газета
VK
VK
Twitter
Рязанский выпуск
№06 от 18 февраля 2021 г.
Свежие новости
500 метров беззаботности
 Посреди зимы фотограф Андрей Павлушин предлагает рязанцам провести «Летний вечер» на Почтовой

Когда мир еще не знал слово «ковид»… Когда люди с улыбкой приближались друг к другу на преступно близкую дистанцию… Когда при встрече было принято расцеловываться и обниматься… Тогда было лето, были пятницы и была улица Почтовая, которая с наступлением сумерек превращалась в один бурлящий, шумный и смеющийся поток. Окунуться в атмосферу того беззаботного времени предлагает рязанский фотограф Андрей Павлушин: его персональная выставка «Летний вечер» работает в Музейно-выставочном центре им. Е.Н. Каширина «Фотодом» (ул. Почтовая, 58) до 24 февраля.



Если верить Википедии, протяженность улицы Почтовой 500 метров. Спешащий по делам человек пробежит ее за считаные минуты.
гуляка поглазеет по сторонам чуть дольше. А настоящий фотограф готов бродить по ней часами. Точнее не бродить, а раствориться, превратиться в такую же «молекулу» пятничного города, чтобы вдруг – в нужный момент – оказаться над ситуацией и остановить момент.



Коллекция фотографий «Летний вечер» была создана Андреем Павлушиным в летний сезон 2019 года во время пятничных вечеров фестиваля «Встречи на Почтовой». Последовавшая за этим вынужденная весенняя самоизоляция наконец-то дала возможность отсмотреть огромный массив отснятого материала. Название подсказала знаменитая в советское время песня Стаса Намина (помните: «За стеклом морозных кружев будет сниться нам летний вечер»?). В итоге сложился общий цикл, который насчитывает более трехсот снимков, в экспозиции же представлено около ста. Выставка в «Фотодоме» объединила street-фотографии, репортажи эмоций с уличных концертов, романтические портреты, ироничные типажи и сценки, подсмотренные в пространстве одной улицы.



Несмотря на простоту и кажущуюся будничность сюжетов, работы Павлушина многослойны по смыслу и наполнены движением, которое способна передать только документальная фотография. За каждым кадром – целая история. Вот молодая мама объясняет что-то дочке на туристической карте Рязани. Бравый молодец в полосатой тельняшке провожает восхищенным взглядом девушку в таком же – полосатом – платье. Влюбленная парочка, обнявшись, самозабвенно подпевает уличным музыкантам. Что было перед этим мгновением и что будет дальше? Какой маршрут выберут герои? Надолго ли останется песня в их сердцах?..



Подобно тому, как фотограф всматривался в хаотичное движение вечернего города, вычленяя один-единственный кадр, зритель теперь, всмотревшись в этот снимок, может написать свою собственную версию. Отказываясь от застывших, постановочных кадров, Павлушин выбирает жанр лирической мимолетности. Зачастую сознательно отказывается от выигрышных крупных планов, чтобы передать атмосферу происходящего и взаимоотношений между людьми. И создает живой портрет одной улицы, наполняя его воздухом свободы и ощущением вечного праздника.



– Многие считают, что репортажная фотография – это обязательно сильные эмоции (причем с отрицательным знаком), боль, страдание. То есть объектив должен «ловить» человека, когда он находится на некой грани. Радость, влюбленность, беззаботность – вся эта «легкость бытия» тоже достойна быть предметом изучения репортажной съемки. У Евгения Каширина, например, в творчестве присутствует и то и другое в полном объеме, – говорит Андрей Павлушин.



…Михаил Успенский в своем полуфантастическом детективе «Три холма, охраняющие край света» вводит в оборот слово «рамблежарить» – специальный глагол, который праздношатающиеся туристы и местные бездельники придумали для прогулок по бульварам Рамбла (знаменитая пешеходная улица Барселоны, В. Н.). И пока об Испании приходится только мечтать, айда рамблежарить по Почтовой?!



«Летний вечер» Андрея Павлушина открывает фотофестиваль, посвященный 30-летию Рязанской организации Союза фотохудожников. Следующая фотовыставка цикла – «Формула спорта» Алексея Шамандрина – будет представлена в библиотеке им. Горького. Открытие 19 февраля в 12:00.