Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№15 от 18 апреля 2013 г.
Совершенновесенняя Лера
Вокалистка «Кактуса» Валерия Руссо – о новом альбоме группы, авторстве песен и собственных стихах


 
Рязань можно поздравить: у нас появилась уже третья по счету рок-группа, которая может себе позволить не разовые поездки с концертом в соседние город-два, а полноценный гастрольный тур. Называется – «Кактус», у нее только что должен был выйти новый альбом и по этому поводу с 12 апреля и до конца месяца участники группы вознамерились объехать с концертами Самару,  Пензу, Саранск, Липецк, Краснодар, Ростов-на-Дону, сыграть в московских и питерских клубах. Собственно, когда вы все это читаете, турне «Кактуса» по городам России как раз должно быть в самом разгаре. 
 
А перед тем как ребята отправились в свое путешествие, вокалистка группы Валерия РУССО стала гостем рязанского выпуска «Новой газеты». Кстати, эта юная, милая и крайне обаятельная девушка Лера – не только «лицо» одной из самых популярных, если не самой популярной на сегодня местной рок-группы. Она еще и пишет весьма неплохие стихи: за последнее время поучаствовав буквально в нескольких литературных вечерах, заявила о себе как о незаурядном поэте, который вдобавок умеет артистично доносить свои тексты до слушателя. И как-то жаль, что в «Кактусе» этот ее дар до сих пор толком не востребован. 
 
– «Кактус» – название колючее, а группа, напротив, старается играть довольно модную музыку и нравиться публике, по крайней мере, ровесникам. Как это название родилось и почему? 
 
– Согласна, оно вызывает некоторые ассоциации, однако мы ничего конкретного не имели в виду. Все родилось спонтанно. Точнее, Артему Филимонову название приснилось. А еще в доме его бабушки на подоконнике стоял кактус, может, это навеяло. В общем, когда Тема предложил – никто не противился.
 
– У группы вот-вот должен выйти новый альбом. Где можно будет послушать? И расскажи, пожалуйста, о своих впечатлениях от этой работы. 
 
– Новый альбом выйдет в апреле текущего года. Даты точной мы сами пока не знаем, но определенные границы, в рамках месяца, наметили. Послушать можно будет, скачав в интернете, где мы планируем безвозмездно поделиться своей музыкой, или купив наш диск на одном из концертов. 
 
Впечатлений от работы много. Мы начали запись больше года назад, и тогда у меня все кипело внутри от переживаемых эмоций. Сейчас, не скрою, они немного поутихли, но и углубились одновременно. В уже неоднократно сыгранных вещах, а таковые имеют место быть на новой пластинке, я открываю для себя много нового, знакомлюсь с «прежним» «Кактусом» прошлогодней давности. Как и любая вещь, альбом уникален, не побоюсь этого слова. Уникален в том смысле, что в работу вложены особенные чувства, он создан с неповторимым для того времени настроением. Сопутствовали этому люди, окружавшие нас в то время, мысли, музыка, все, что было снаружи и внутри. И альбом – средоточие всего, что было тогда и есть в нас сейчас. Всего, чем нам хочется поделиться с любимыми слушателями.
 
– В отечественном роке, как правило, вокалист является и автором песен. В «Кактусе», видимо, не так? Дело в том, что я наблюдаю редкое противоречие: у тебя, судя по тому, что я слышал на литературных вечерах, более чем неплохие стихи, а вот о текстах песен «Кактуса» этого не скажешь. Правильно ли я понимаю, что, в основном, не ты пишешь для группы тексты? Как вообще рождаются песни «Кактуса»?
 
– Я совсем не считаю, что ранние тексты наших песен плохи. Более того, в них много душевных переживаний и ярких мыслей, довольно умело оформленных в стихотворной форме. Здесь, так скажем, все дело в личных предпочтениях. Многие из ранних песен на момент формирования группы уже были написаны Артемом Филимоновым. Мой вклад начался с придумывания последнего куплета к песне «Ядовитая жизнь» и совместного с Темой текста песни «Dancing People». Позже мы все придумывали уже вчетвером, всей группой. Песни рождались на репетиционной базе, тексты писались мной, преимущественно на английском языке. Есть, кстати, песня, принадлежащая моему отцу, точнее, не песня, а слова из нее, положенные на музыку Артема, – да-да, я не ошиблась! – песня называется «Белым снегом». Так что, в целом, по поводу текстов скажу, что это скорее коллективное творчество, чем чье-то в отдельности, и мне бы хотелось, чтобы песни оценивались как принадлежащие группе «Кактус», а не кому-то лично.
 
– Вы собирали деньги на выпуск альбома через сайт «Планета.Ру», заточенный как раз под сбор средств на различные творческие проекты. И собрали в итоге около 100 000 рублей – ваши поклонники оказались неожиданно щедрыми людьми. Сами вы ожидали такого успеха? 
 
– Мы верили, что это возможно. Знаем, что наша музыка многим полюбилась, и все, что мы делаем, – делаем искренне, от души. И мы рады тому, что люди помогли нам в достижении реальной цели. Теперь я понимаю, что многим действительно очень хочется услышать этот альбом. Что наше творчество вызывает интерес. Это греет и вдохновляет, как и люди бескорыстные.
 
– Интересно, отделяешь ли ты свою «поэтическую ипостась» от пения в группе «Кактус»? Хочется ли свои «полноценные» тексты, а не только родившиеся в качестве дружеского капустника, со временем запеть под музыку, а не только читать на литературных вечерах? Или они, по-твоему, совсем «немузыкальны»?
 
– Если честно, мне действительно хочется, чтобы это было воспринято отдельно от творчества группы. Потому, наверное, что иногда это слишком личное. Здесь замечу, что многие стихотворения никогда не были мной освещены публично, и я не уверена, что будут. Это выплеск эмоциональный, где я не думаю о том, как это будет выглядеть после, – я просто пишу. В то время как над песней необходимо «покорпеть». Ее услышат люди, в ней существует определенный посыл и в какую сторону он будет направлен – крайне важно и зависит от нас.
 
Это сложнее и гораздо более ответственно, чем, возможно, кажется на первый взгляд. А стихотворения – эмоции в чистом виде. И пусть остаются таковыми. 
 
– А вариант Веры Полозковой ты никогда не рассматривала? Она ведь очень удачно выступает не с песнями, а именно с декламацией своих стихов, но с музыкальной группой за спиной. Или, вот, еще более симпатичная мне Аля Кудряшева тоже выпустила целый диск своих текстов под музыку, причем к замечательному стихотворению «Мама на даче, ключ на столе...» музыку написал по своей инициативе Александр Васильев из «Сплина». Ближе к «нашим широтам» можно вспомнить еще и Антона Новикова с его проектом «Среда обитания», который, наверное, тоже тебе знаком. 
 
– Знаком, конечно! Мне хочется создавать музыку, слова вплетать в стихотворную форму, писать картины, просто жить. Рядом чудесные друзья-музыканты, художники и просто безгранично талантливые люди, и когда у нас получается создавать вместе что-то прекрасное, разве это не здорово?! Пусть все будет. Нет ни первого, ни второго плана, ни так называемых «сайд-проектов» (не люблю американизмы!). Все просто есть и сейчас все, что происходит, мне нравится. 
 
– Прости за откровенность, но мне кажется, что так не будет, во всяком случае, не будет долго. Когда я вижу на сцене группу «Кактус», не покидает ощущение, что именно ты со своими магнетизмом и обаянием – самое главное звено этого проекта. Убери тебя от микрофона – и у группы сразу все развалится похлеще, чем у «Дорз» без Моррисона. В связи с этим крайне интересна твоя оценка перспектив группы. Вот сейчас, в середине апреля, вы едете в большой гастрольный тур по десяти или около того городам, чего давно уже не было ни с одной рязанской командой. То есть клубная популярность у «Кактуса» уже есть и не только в Рязани. Но мне кажется, что это ваш «потолок», потому что для того, чтобы выйти на следующий уровень популярности, одного твоего обаяния уже не будет хватать – для этого нужен еще и качественный песенный материал, которого пока нет, и, разумеется, умение хорошо играть, с чем тоже заметные проблемы. Я думаю, в силу этих противоречий вы можете быстро упереться в тупик, и у тебя одной окажется больше перспектив, чем у коллектива в целом. А ты что думаешь по этому поводу? 
 
– У искусства и совершенства нет потолка, в него невозможно упереться. Вы не правы, говоря о том, что у меня перспектив больше – это не так. Ребята очень талантливы и любят музыку. При желании, они добьются всего, чего хотят. Однако я согласна с вашим мнением по поводу общего мастерства – его действительно каждому музыканту в отдельности следует улучшать, работать над собой. Это, несомненно, замечательно, что нам удалось выступить на таком масштабном фестивале как «Кубана», однако для каждого из нас крайне важно сделать все от него зависящее, чтобы подняться чуть выше. Особенно это касается персональной игры каждого из нас на своем инструменте. И потому сейчас мы планируем двигаться вглубь, познавая себя, свои возможности и дарования, раскрывая их на всю мощь; готовы много работать над собой и над сыгранностью в целом. Что же касается иного уровня, то все приходит с опытом. Внимательное, осознанное и трезвое отношение к самим себе и музыке в целом, я верю, в нас есть, а посему бояться нам нечего.
 
– Я правильно понял: ты считаешь «Кубану» главным фестивалем страны?  
 
– Я считаю «Кубану» громким и престижным фестивалем в России. По поводу первенства ничего сказать не могу. Мероприятий много и некоторые не так хорошо освещены, как вышеупомянутое, но, тем не менее, не теряют от этого ни в оригинальности, ни в качестве. Однако выступить там – означает добиться некой планки, подняться на уровень выше, чем мы и гордимся.
 
 – Альбомы «Кактуса» уже материальны, их можно послушать в интернете и даже приобрести на диске, а вот твоих поэтических книжек пока нет. Они ожидаются в обозримом будущем? И как ты думаешь, нужны ли они вообще? Может, достаточно того, что стихи представлены в интернете? 
 
– Книгу стихов мне хотелось бы выпустить. Все-таки приятно, если есть печатное издание, «живое», – это как распечатанные фотографии. Ими можно делиться, их можно показывать близким людям. Рассчитывать на то, что сборник будет «необходим», я не могу и не думаю об этом. Знаете, мне просто хочется собрать самое лучшее, что я написала на сегодняшний момент, в одном месте. Не на многочисленных листочках и салфетках, бесконечных word-овских документах, разбросанных по всему компьютеру, а в книге, которую я смогла бы назвать «своей».
 
 
Я пою. У меня есть отличная музыкальная группа, 
песни все о любви, только музыка очень простая
 
* * * 
 
мы сравниваем близких людей с реками и городами, 
с самими собой. с тем, кем являемся сами 
или хотели бы стать. я начала узнавать 
твои настроения по количеству недопитого чая. 
я крупных твоих недостатков не замечаю. 
наверно, их нет. и не жду подвоха. 
не думаю даже ждать. 
думать – плохо.

половина второго. не спим. 
не хочется спать. говорить бы с тобой подольше. 
и не делиться тобою ни с кем другим. 
погружаясь в тебя все глубже и больше 
не написав ни одной из картин, 
понравившихся нам в Польше.

и чтобы как в сказке, – солнце не торопилось с восходом. 
чтобы мысли роились, кружились в мозгах хороводом, 
и опадали. и больше не приходили. 
думать – больно. 
об этом уже говорили.

я бы смотрела в твои глаза звездные 
и мне бы хотелось летать. бессловесно-счастливой. 
и каждый раз когда вспоминала б, ночью морозной 
или в субботне-воскресный вечер дождливый – 
всегда улыбалась. 
я чувствовала бы твое присутствие четко и ясно, 
и не постеснялась бы к телу прильнуть страстно 
и целовать. 
но я постеснялась бы думать. 
думать опасно.
 
* * *
 
напряжение растет и множится. 
я внутри как изюм скукожилась. 
каждым словом твоим подытоживать 
неправоту. 

огорчаюсь, сама не ведая 
отчего все сомненья и беды и 
не пойму почему выбор сделанный 
в пользу не ту. 

расстояние это формальности. 
мне удастся с тобою нас спасти. 
многокилометровые пропасти 
на счету. 

оставайся внимательно слушающим, 
чутким, истинным, правду ищущим, 
а всю зыбкость бесед о будущем 
я учту.
 
маме
 
мама. 
я никогда не писала тебе писем. 
мы всегда были рядом, но вначале так далеки. 
мама. 
я не чувствовала себя твоей, истинно, 
а сейчас меня рвет на куски. 

я так многих обидела. давала надежду, 
говорила, что очень люблю, и врала, мама. 
а как часто говорила это тебе? 
ты помнишь как было прежде? 
да. я не обманывала. 

расскажи, как и чем ты жила, когда 21 с хвостом, 
в голове бардак и вся жизнь карусель и пляски? 
как ты вышла замуж, повстречалась с моим отцом, 
и каких цветов в твоем мире водились краски? 

расскажи как быть, когда больше нет сил терпеть 
бесполезность, отсутствие сил и желания жить? 
расскажи, как бы мне все знать и везде успеть. 
если я ничего не хочу давно, как быть? 

когда все таким легким кажется, таким несущественным. 
и медленно приближаешься к сути, почти вдыхаешь. 
и в ту же секунду все тает, все так посредственно, 
все сразу теряет смысл. и ты в нем исчезаешь. 

меня уже нет. я – не я и теряю веру. 
почему ты хотела родить именно Леру? 
почему все как есть, не иначе, и в чем суть? 
мама, расскажи мне о своих полуночных страхах когда-нибудь. 

объясни, почему все так зыбко и так глубоко порой, 
что теряешься в домыслах, перевернешь с ног на голову, 
чтобы найти, и важность становится детской игрой, 
и уже не имеет значения что было и что есть главное. 

мама. почему я сначала делаю, 
а думаю только потом, это глупо. 
но и у тебя случалось. я точно знаю. 
я пою. у меня есть отличная музыкальная группа, 
песни все о любви, только музыка очень простая. 

ты не рада этому. но ты меня все-таки чуешь. 
принимаешь такой, как есть, иногда с помарками. 
я боюсь тебе сделать больно, и я ревную, 
когда время ищу для беседы и мчусь с подарками, 

а ты медленно куришь в окно и тебе не до спешки 
ты не хочешь будней. тебя раздражают люди. 
я тебя понимаю. но мы не из тех, кто пешки, 
мы с тобой полноценно-свободные, были и будем. 

делай так, как ты хочешь, всегда, это очень просто, 
если этим свободу другого не нарушаешь. 
и не бойся. сейчас твой самый прекрасный возраст, 
я тебя поддержу. я рядом. ты это знаешь. 

не хотела на тебя быть похожей. ревела, ныла. 
повзрослела. сейчас не хочется отличаться. 
мама скажи, чтобы стать счастливой, 
мне нужно одной остаться? 

мне нужно терпеть обиды, не делать больно, 
тому, кто только того от меня и хочет? 
и где та грань, когда нужно сказать «довольно» 
и выбрать «того одного» из списка «прочих». 

скажи, если я не ошиблась и верной иду дорогой, 
должна ли я чувствовать правду душой и сердцем? 
и если я бросить хочу все на свете, остаться «с Богом», 
то буду ли я возвращаться к тебе по инерции? 

я теперь буду рядом. мама. и я не хочу умирать. 
осознав это, хочется лучше, честнее стать. 
у меня еще нет дочери. мне не будет легче. 
завяжи свои нервы потуже. завяжи крепче, 
я ведь только начинаю жить. только пробую. 
и превыше всего вознесу твою правду особую. 
я так думала долго. так долго во мне рождалось. 
но связь неизменной осталась. 
ты внутри. 
и кроме тебя нет ничего. 
мама. 
в этом слове вселенная растворялась. 
 
громкое одиночество
 
и грянет гром средь тишины 
и низвергаясь, водопады 
очистят все, чему не рады 
остались те, кто вновь одни. 
убеждены, что в одиночку 
способны истину постигнуть, 
беспечны те, кто смог воздвигнуть 
в конце пути тире. не точку
 
Анатолий ОБЫДЁНКИН