15 апреля ушла из жизни Жанна ВИНОГРАДОВА. Ей было 66.
Творческие люди не любят слово «последний». Применительно к своей работе они предпочитают слышать слово «крайняя», оставляющее место для будущего и вселяющее надежду на то, что последуют еще новые и новые. Вот только, увы, как бы мы не отодвигали финальную точку, рано или поздно наступает момент, когда крайняя работа становится на самом деле последней.
Народная артистка России, заслуженный деятель искусств России, член Общественной палаты Рязанской области, Почетный гражданин города Рязани, Жанна Владимировна на протяжении 18 лет (с 1994 по 2012 гг.) являлась художественным руководителем Рязанского областного театра драмы.
Вся ее жизнь была связана с этим театром. Как она признавалась, именно Рязанский театр драмы заставил ее серьезно задуматься о профессии режиссера. Попав на его сцену еще в 1970-м, она начинала как актриса, но, отработав всего лишь год, поняла, что это не ее стезя: какой бы ни была роль, она всегда только и подмечала, как работают другие.
Все замечания, что профессия режиссера, дескать, не женская, она решительно отвергала. Ее неукротимая энергия позволяла держать в руках все нити сложного театрального организма, а звучный голос во время репетиций был хорошо слышен даже в дальних уголках второго яруса.
К профессии режиссера Жанна Виноградова шла целеустремленно, закрепляя мастерство у лучших мастеров: окончила Ленинградский государственный институт культуры им. Крупской, режиссерский факультет Высшего театрального училища имени Б.В.Щукина, проходила стажировку на высших режиссерских курсах в Московском Академическом театре имени В.В.Маяковского под руководством народного артиста СССР Андрея Гончарова.
В 1992 году Жанна Владимировна была приглашена в Рязанский театр драмы. От своей первой режиссерской работы на этой сцене («Веер леди Уиндермир» О.Уайльда) до последней («Горе уму» А.Грибоедова) она оставалась верной главному принципу – пониманию театра как сосредоточения духовной жизни человека. По этому же принципу формировала и свой репертуар, отдавая предпочтение вечной классике. «Лев зимой» Д.Голдмена, «Смерть Иоанна Грозного» А.К.Толстого, «Играющие на закате» А.Касоны, комедии А.Н.Островского «Волки и овцы», «Дикарка», «Бешеные деньги», «Последние» М.Горького, «Пиковая дама» А.Пушкина, «Дядюшкин сон» Ф.Достоевского, «Маскарад» М.Лермонтова, «Дядя Ваня» А.Чехова – ее спектакли запоминались и были любимы зрителями.
Нынешний сезон стал для Жанны Виноградовой последним в родном театре. Еще осенью она выходила на сцену вместе со всей труппой, отмечая начало театрального года. Открывала сезон своим новым спектаклем по Грибоедову. Праздновала 225-летний юбилей театра... Зная при этом, что в декабре ее контракт с театром истекает.
Контакт не был продлен, как принято говорить, по обоюдному согласию сторон. Каковы бы ни были мотивы этого решения, это вовсе не означало, что Жанна Виноградова рассталась с Мельпоменой. Она просто сменила сцену, успев за это время выпустить оперетту в Рязанском музыкальном театре и приступить к работе над «Маскарадом» в Ростовском академическом театре драмы им. Горького, где и прошли ее последние часы.
…Творческие люди не любят слово «последний». И это верно, потому что в сфере искусства это слово никогда не подтвердит своего категоричного значения. Имя Жанны Виноградовой навсегда вписано в историю рязанского театра, а названия ее спектаклей еще долго будут украшать театральные афиши.
Отдел культуры
Коллектив рязанской редакции «Новой газеты» выражает глубокие соболезнования родным, близким и всем почитателям творчества Жанны Владимировны Виноградовой.
Отдел культуры