Алиса Селезнева (Даша Верещагина) живет в 2124 году со строгим отцом (Константин Хабенский), изучает экономику Плутона в школе. В ее инклюзивном классе учатся существа с разных планет, похожие на экзотические растения, грибы и животные. Ее мама (Виктория Исакова) по смутным причинам застряла в прошлом, в 2024 году. И теперь преподает в обычной чертановской школе физику. Той самой школе, где учится Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) – мечтательный задрот, влюбленный в надменную первую красавицу класса, не интересующийся технологическим миром будущего. Зато отлично сочиняющий фристайл.
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
Но когда Алиса решает отправиться в прошлое, чтобы маму вернуть, придется Коле вместе с друзьями отвоевывать Вселенную у космических пиратов, нежданно-негаданно явившихся в наши дни. А заодно порвавшуюся связь времен зашивать с помощью «космиона» – частицы неведомого происхождения (это черная переносная микродыра, позволяющая перемещаться во времени).
Хотя новый фильм и не ремейк, а скорее вольная интерпретация книги Кира Булычева (не случайно авторы возвращают фильму оригинальное название повести «Сто лет тому вперед»), его базис и надстройка – в популярнейшем в СССР сериале «Гостья из будущего».
Образ будущего предъявлен в двух вариантах: как розово-салатовая благолепная утопия и грязно-коричневая безнадежная дистопия. Алиса живет в прекрасном далеко. В экологическом мире будущего всегда солнце, нет вредоносных машин, вместо зоопарков – клиника для животных, газоны упорядочены ландшафтными дизайнерами в японском стиле. Рядом со школой – Древо жизни (похожее на Эйву из «Аватара» или «Древо жизни» Малика).
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
Альтернатива миролюбивому великолепию – будущее, которое захватил Глот. В книге он был метаморфом Крысом, в новом фильме это гуманоидоподобный злодей с позвоночником наружу (Юра Борисов), способный внушать волю другим вкрадчивым, тусклым голосом. В том числе – повелевать людям душить и убивать друг друга. Характерная эволюция убийц: не надо самому – пусть другие.
В будущей межгалактической войне вроде бы победила гуманистическая коалиция. Но у разбитых в космической войне пиратских силах остались в живых предводители Весельчак и Глот. Весельчак помогает Глоту бежать из тюремного изолятора – и теперь они намерены вернуться в прошлое, дабы изменить результат будущей войны. Их родина – война, отец родной – Армагеддон, а любимый пейзаж – грязные обшарпанные сумерки, исчерканные рваными проводами.
В фильме дождем льются цитаты и ссылки на Вселенную Марвел, «Гарри Поттера», «Армагеддон», «Властелина колец», «Брата» и «Притяжение». Что вовсе не удивительно: Федор Бондарчук, снявший «Притяжение» о явление инопланетян в Чертаново, – сопродюсер и новой картины.
«Сто лет тому вперед» – микс жанров: помимо фантастики и приключений – семейная драма. И даже конфликт поколений (но щедро засахаренный к финалу).
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
Актеры с видимым удовольствием купаются в жирных, несколько картинных образах приключенческого кино и сай-фая. Совершенно неожиданная Виктория Исакова в экшен-роли участвует в жестоких боях с космическими пиратами… внутри школы. Тут же она еще и училка, со знанием законов физики защищающая своих учеников.
Коля Герасимов Марка Эйдельштейна – несуразный и обаятельный лирик, пытающийся казаться брутальным. Алиса Даши Верещагиной, ученицы Кудряшова, – нежная девочка, скучающая по маме, но осознающая, что добро должно быть с кулаками. Особенно в противостоянии со злом в космических масштабах. Она постоянно тренируется в поединках на мечах, сражаясь с виртуальными монстрами. Если не тренироваться, монстры окончательно победят, хоть в нашем времени, хоть сто лет тому вперед. Хорош Юра Борисов в роли текучего и прыгучего Глота.
Тот самый актуальный, концентрированный образ зла, которому и убивать не нужно, главное – внушать свою волю другим. От мерзостей, которые он творит, у него буквально чернеют руки.
Для того чтобы Юра Борисов был узнаваем в комиксовом ярком образе Глота, был сделан полный 3D-скан актера, и уже на скане был создан дизайн этого существа. Пластический грим для Борисова занимал более четырех часов каждый день.
Весельчак Александра Петрова превратился в трикстер в духе Джокера и поначалу раздражает постоянным (временами навязчивым) смешком. Но как только Весельчак перестает смеяться… жди беды.
Печальный андроидный робот Вертер был создан при участии нейросетей, его озвучил Федор Бондарчук.
Самая неубедительная – пунктирная линия взаимоотношений родителей, словно на нее не хватило текста: она словно эскиз, сильно политый розовым сиропом.
Несколько раздражает продакт-плейсмент Сбера. Но куда массовому кино от него деваться.
И судя по всему, новый фильм станет бестселлером.
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
Это точно рассчитанный сплав модной сегодня «ностальгии по прошлому», упакованной в отличную компьютерную графику межгалактических приключений, подростковой влюбленности, экшена и битв с комиксовыми космическими пиратами.
К тому же главных злодеев ярко сыграли козырные звезды отечественного кино Александр Петров и Юра Борисов.
Все-таки сильная вещь – детские впечатления. Последние поколения советских детей фанатели от приключенческой саги Павла Арсенова «Гостья из будущего», натурально прилипали к телевизорам. Их привлекал даже не столько фантастический антураж (довольно бедный и не слишком убедительный в затянутом старом фильме Павла Арсенова), сколько интонация советского романтического школьного кино.
Один из продюсеров картины Михаил Врубель, инициировавший эту историю, и не скрывает, что в детстве бесконечно пересматривал любимый сериал с инопланетянами, космическими пиратами и сверстниками-школьниками. Советский кинематограф со своим конфликтом хорошего с прекрасным был патологически оптимистичен, внушал веру в светлое завтра. Сегодня оптимизма сильно поубавилось, а запрос на него есть. Как и запрос на будущее. Хотя бы в кино.
В прокате с 18 апреля.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как Горбачев с Януковичем стали героями нового эпоса