Пока в Рязани идет спор, кто и как защитит интересы предпринимателей, малый бизнес получает новые неприятные сюрпризы
8 мая вступил в действие федеральный закон о защите прав предпринимателей, который предусматривает достаточно широкие полномочия федерального омбудсмена. В частности, он может запрашивать любые документы и информацию у государственных органов, принимать участие в проверках, обжаловать в судебном порядке ненормативные правовые акты, нарушающие права предпринимателей и даже(!) приостанавливать их действие на период обжалования своим решением.
Все это, однако, напрямую касается лишь федерального уполномоченного, коим сейчас является Борис Титов. На региональном уровне законом также предусмотрены уполномоченные – но они должны действовать в рамках уже региональных законов, принятых с учетом федерального.
В Рязанской области уполномоченным еще до принятия федерального закона была назначена (пока что на общественных началах) Людмила Кибальникова – председатель местного отделения «ОПОРы России». Трудно утверждать, что все рязанские предприниматели были довольны таким назначением – госпожа Кибальникова известна также как идейный сторонник Путина, ОНФ и всего оттуда вытекающего, что делает представительство ею интересов бизнеса как минимум сильно ограниченным, а как максимум не всегда адекватным.
Тем не менее, определенная работа все же велась, что выгодно отличает этого рязанского омбудсмена от другого, специализирующегося на правах человека, господина Гришко, который и вовсе не запятнал себя ничем полезным с момента своего назначения. Здесь же, в пределах куцых полномочий, определяемых статусом «общественника», было кое-что сделано, например, налажено взаимодействие со многими проверяющими структурами, такими, как МЧС, Роспотребнадзор и природоохранная прокуратура; отменены или сокращены несколько масштабных проверок, инициирована целая кампания против незаконного выдавливания последних соков из мелких районных предпринимателей…
Конечно же, можно было бы сделать намного больше, особенно, если бы омбудсмен не был настолько сильно связан с властью и правящей партией и не зависел от них. Поэтому принятие областного закона об уполномоченном ожидалось с большим нетерпением и вниманием – он мог бы придать омбудсмену и его полномочиям совершенно другой статус. Но не тут-то было – какая же власть потерпит ограничения самой себя!
Господин Булеков, бывший министр экономического развития Рязанской области, недавно доросший до целого первого зампреда правительства, давно мечтал увидеть бизнес-омбудсмена вместе с всем его аппаратом в составе своего любимого министерства, и всячески проталкивал эту идею, обеспечивающую полный организационный и финансовый контроль над оным. Но тогда эта светлая идея не прошла.
И вот теперь, когда на основе федерального закона об уполномоченном надо срочно принимать его региональную версию, в недрах комитета облдумы по экономическим вопросам стараниями свежеиспеченного зампреда правительства безо всяких обсуждений не только с бизнес-сообществом, но даже с верным идейным сторонником, назначенным губернатором(!) и работающим(!) бизнес-омбудсменом Кибальниковой, втихую рождается проект этого закона.
В отличие от других законопроектов, он не опубликован на сайте облдумы, хотя уже рекомендован к принятию профильным комитетом, и следует ожидать, что принятие это произойдет максимально быстро (прямо как закон о реформировании РАН), чтобы противники не успели опомниться. И все это благодаря одной маленькой, но очень важной детали – законопроект предполагает работу уполномоченного по защите прав предпринимателей и его аппарата в Рязанской области без образования юридического лица. А значит, про все широкие (относительно, конечно) полномочия придется забыть: на каждое свое действие омбудсмен будет вынужден испрашивать санкции высшего начальства. Этакий Гришко номер два.
Если принятие закона в таком виде все же произойдет, можно с уверенностью предположить, что это не устроит не только многострадальных рязанских предпринимателей, но даже и стойкого борца ОНФ Людмилу Кибальникову. А ведь не бывает ничего хуже, чем бывшие союзники…
P.S. В Рязанской области учреждена должность уполномоченного по защите прав предпринимателей. Областная Дума приняла соответствующий закон в среду, 17 июля, именно в том виде, о котором мы пытались предупредить в данной публикации.
ПОД ТЕКСТ
Пока в Рязани решается вопрос с омбудсменом, на местных предпринимателей свалилась очередная головная боль: многократное повышение ставок арендной платы муниципальных площадей. Текст обращения представителей малого бизнеса, под которым уже подписались более полусотни предпринимателей, публикуем ниже.
Открытое письмо предпринимателей Рязани
Управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани в одностороннем порядке в 5-20 раз увеличило размер арендной платы за муниципальное недвижимое имущество. В связи с этим арендаторы муниципального имущества, субъекты малого предпринимательства столкнулись с непреодолимой преградой в осуществлении своей деятельности, что может вызвать крайне негативные социально-экономические последствия:
– прекращение деятельности (закрытие) малых и средних предприятий, в том числе работающих в режиме шаговой доступности;
– сокращение рабочих мест, свертывание обслуживание населения в сфере бытового обслуживания;
– закрытие уникальных малых производств;
– повышение цен, прежде всего на товары первой необходимости, и как следствие – повышение уровня инфляции и снижение уровня жизни жителей города Рязани.
Покупательская способность жителей города Рязани не позволяет вести торговую или иную деятельность, которая способна обеспечить вновь установленную арендную плату. Данная мера по увеличению арендной платы не может способствовать улучшению благосостояния города, поскольку она приведет к тому, что 80-90% арендаторов будут вынуждены освободить данные помещения. Такое непродуманное решение приведет к разорению многих предпринимателей, в связи с чем более 10 тысяч граждан (предприниматели и сотрудники) останутся без рабочих мест и средств к существованию (а также это коснется членов их семей). Управление земельных ресурсов и имущественных отношений Администрации города Рязани своим действиями ставит под угрозу сам факт существования цивилизованного легального малого и среднего предпринимательства в городе Рязани. По данным сайта Правительства Москвы на 2013 год минимальная арендная плата за нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне города Москвы, установлена в размере 3500 рублей за 1 кв. м. в год. А в городе Рязани на 01. 06. 2013 года, согласно решению Администрации, 7800 рублей за 1 кв. м. в год!
И все это происходит не смотря на то, что в городе Рязани действует долгосрочная целевая программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в г. Рязани на 2011-2013 годы», утвержденная постановлением Администрации г. Рязани от 20.09.2011 № 4059.
Арендная плата за муниципальное имущество ниже коммерческой, но следует отметить, что за годы аренды помещений предприниматели вложили немалые средства в замену коммуникаций и ремонт, улучшающие эти помещения и тем самым повышающие их рыночную стоимость.
Помимо арендной платы предприниматели обязаны платить НДС, страховые взносы за арендуемые помещения, коммунальные платежи, за услуги управляющих организаций. Большинство помещений находится в жилых домах, в связи с чем арендаторы данных помещений вынуждены платить членские взносы ТСЖ.
Предприниматели г. Рязани просят установить законность действий Управления земельных ресурсов и имущественных отношений Администрации г. Рязани и принять меры прокурорского реагирования.
Соглашение было активировано в односторонним порядке и уже наложены штрафные санкции.
Галина САМОЛЁТОВА