Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№32 от 18 августа 2016 г.
Экспресс-недосмотры
Как происходит лицензирование медучреждений в Рязанской области – для регионального управления ФСБ тема не менее громкого расследования, чем дело рязанской строительной мафии и главного городского архитектора Н.Харибутовой. Ответственный за выдачу разрешительной документации областной минздрав и другие ведомства, видимо, настолько введены в заблуждение недобросовестными лицензиатами, что выносят порой довольно противоречивые резолюции. 

О фактах мошенничества, с которыми сталкивались читатели «Новой» при посещении частных медицинских центров, мы писали не один раз. Но в случае с фирмой «Медэкспресс», расположенной в многоквартирном доме по адресу: Рязань, ул. профессора Никулина, д.41, нареканий оказалось слишком много. О чем свидетельствуют многочисленные отзывы на профильных сайтах в интернете и это длившееся несколько недель собственное расследование.



«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. <...> Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
Конституция РФ, Статья 41

Незамеченный СПИД и окна в подвале

Санитарные правила и нормы (СанПиН) на случай ЧП категорически запрещают иметь находящимся в жилых домах медицинским центрам общую с жильцами канализацию. Если изношенные трубы прорвутся, содержащие продукты лабораторных исследований опасные стоки разольются по подвалу многоэтажки. Вот так придет в частный центр больной с патологией, диагностировать которую можно только лабораторными методами, а его анализы окажутся сначала в унитазе, а потом...

Вопиющие случаи недобросовестного отношения к лабораторным исследованиям в частных медцентрах не раз и не два описывались «Новой». Однако недавние случаи носят прямо-таки резонансный характер.

Врачи частного центра, находящегося на улице имени маститого рязанского профессора медицины Никулина, что через дорогу от альма-матер – Рязанского госумедуниверситета, дважды не обнаружили у пациентов ВИЧ. О первом случае нашей редакции стало известно совершенно случайно. Знакомый общих знакомых, не скрывающий своей болезни, хвастался полученной медкнижкой с синим штампиком в разделе VIII: «Антитела к ВИЧ, гепатиту С, австр.антигену не обнаружены». 

Собрав информацию по этому и другим рязанским медцентрам (процесс занял несколько недель) мы пришли к вводу, что не только в «Медэкспрессе» своеобразный подход к лабораторному исследованию анализов. Однако с такими заболеваниями как СПИД, гепатит С и австралийский антиген даже в самых безответственных лечебницах предпочитают не шутить: в унитаз кровь не выливать и заключения выдавать настоящие.

Но бывают и исключения из правил.

Чтобы окончательно убедиться в собственной правоте, мы решились на эксперимент. В начале августа человек с вирусом иммунодефицита по нашей просьбе отправился в «Медэкспресс» на профосмотр. Цель – пройти всех врачей и получить заполненную их отметками личную медицинскую книжку.

В то, что у него, почти десять лет стоящего на учете с ВИЧ, ЭТО ПОЛУЧИТСЯ, мы, признаться, сомневались до последнего. Но когда синий штамп в VIII разделе красовался в новенькой медкнижке, дух здорового авантюризма сменился на совсем иные эмоции.

«Теперь хоть в доноры записывайся», – грустно пошутил наш доброволец.

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ СПЕЦСЛУЖБ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ:

Господа, мы готовы предоставить вам результаты нашего, как нам кажется, общественно значимого эксперимента: личную медицинскую книжку и другие документы: «Паспорт здорового работника» и справку, свидетельствующую о заболевании. Согласие предоставившего их нам лица имеется. Полная анонимность и гарантия сохранения медицинской тайны – обязательны.

На фоне этих историй все остальные нарушения могут показаться мелочевкой. Но за каждой мелочью – и без того подорванное вредными выбросами промышленных предприятий здоровье рязанцев. 

Раз уж мы заговорили о СанПиНах, в этом же центре (подозреваем, не вполне законно) ведет безлицензионный прием врач-дерматовенеролог, что тоже категорически запрещено. В расположенных в жилых строениях медцентрах прием данного специалиста недопустим (только в отдельно стоящих зданиях). А тут прямо на сайте лечебницы прописаны цены на его услуги: 600 рублей первичный прием, 450 повторный. Понятно, что вопрос «а где же лицензия?» адресовать воротилам в белых халатах бессмысленно, поэтому «Новая» адресует его министру здравоохранения области Андрею Прилуцкому, главам региональных управлений Росздравнадзора и Роспотребнадзора Татьяне Болдыревой и Ларисе Сараевой.

И, наконец, «лаборатория». Лабораторией лечебного учреждения может стать только помещение с возможностью естественного освещения. Кто снова ввел областное министерство здравоохранения в заблуждение, что оно «отлицензировать» лабораторию, находящуюся... В ПОДВАЛЕ? Непонятно. 

Допустим, помещение лаборатории оформлено не как подвальное, а проходит по документам как цокольное. Но тогда все равно должно быть окно, пусть и на уровне земли. Где же окна, спросит дотошный клиент? И очень удивится: снаружи их нет, а изнутри – есть! Красуются витражи, свидетельствуют те, кому доводилось бывать в «лаборатории». Такой вид стеклопакета называется фальш-окно. Но лицензиары оказались близоруки и не разглядели подвоха...

Пока лишь некоторые из жильцов дома 41 по улице профессора Никулина начинают (да и то аккуратно) бить тревогу. «Живем ведь как на пороховой бочке, – жалуется пожелавшая остаться неназванной пенсионерка. – У меня племянница медик, говорит, что соседи наши пользуются в городе недоброй славой». 

Справка «Новой»

Общество с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Медэкспресс» зарегистрировано инспекцией ФНС №2 в ноябре 2011 года. Директор – Галина ЧЕСНАКОВА (на фото с председателем Рязоблдумы Аркадием Фоминым), единственный учредитель – ее дочь Оксана ШИПОВА, уставный капитал 25000 рублей.



Фактически медцентр с таким наименованием функционировал с 2006 года, но как ООО «Медэкспресс Р» (доля в 50 процентов принадлежала Галине Чеснаковой). По данным Федеральной налоговой службы, решение о ликвидации ООО «Медэкспресс Р» было принято учредителями в июне 2011-го, и 15 декабря того же года предприятие было снято с налогового учета. Эти события примерно совпали со скандалом с фиктивными листами временной нетрудоспособности, когда после жалоб работодателей на «медэкспрессовские» больничные в центр пришли с проверкой инспекторы соцстраха.

Курьеры с анализами из «Медэкспресса» – частые гости находящейся по соседству поликлиники №2, из чего можно сделать вывод, что полуподвальная «лаборатория» либо не справляется с объемами крови и мочи, либо ее не рискуют использовать на полную мощь. Иначе как объяснить тот факт, что во 2-ю поликлинику из платного центра доставляют анализы не только с выездных осмотров, но даже с амбулаторного приема?

Отдельная тема – вакцинация. В центре нет как такового прививочного кабинета, зато в прейскуранте на услуги два вида прививок от гриппа – отечественной и импортной вакцинами. 

Получается, Роспотребнадзор не лицензирует вакцинацию (так как площадь помещения недостаточна), а она все равно проводится? Допустим, только на выездных осмотрах. Но ведь если лицензия на эту процедуру отсутствует, то проводить ее нельзя вообще. 

Опять обманули чиновников…

Махинации с полисами ОМС и ДМС – обязательного и добровольного медицинского страхования, вообще, тема отдельного расследования. Вкратце схема выглядит так. В рамках заключенного со страховой компанией договора пациенту оказывается одна услуга. А если поднять его страховое дело, то выяснится, что он в медцентре по полису страхования не только зуб вылечил, но и прошел курс дневного стационара, сдал самые сложные анализы и вообще окунулся в бездну достижений современной платной медицины. Жаль, что только на бумаге. 

Однако в карманы владельцев частных лечебниц в результате таких мошеннических схем уходят только в Рязанской области десятки миллионов бюджетных рублей. Где прокуратура? Где УЭБиПК УМВД?

Когда в Брянске каждому застрахованному по системе ДМС создали свой личный кабинет, многие с интересом изучали свою электронную медкарту и делились друг с другом историями о том, как финансовые гении частной медицины и аффилированные с ними страховые агенты «заботятся» об их здоровье.

Известно, что у фактической хозяйки «Медэкспресса» Галины Чеснаковой был конфликт с руководством страховой компании СОГАЗ на почве страхования пациентов.

«Новая газета» выступает с инициативой к областному министерству здравоохранения – создать электронные кабинеты всем застрахованным по ОМС и ДМС пациента региона. А заодно и прозрачные условия для конкурентной среды на рынке частной медицины и страхования.  

Две двери в один кабинет

На условиях анонимности нам удалось поговорить с сотрудничающими с Галиной Чеснаковой и Оксаной Шиповой медицинскими работниками (ст.41 закона «О СМИ» позволяет нам не раскрывать источники, тем более, все что вы прочтете ниже относится к категории общественно значимой информации, так как касается здоровья людей):

– Вам известно о регулярных нарушениях закона «О лицензировании...» в медицинском центре?

– Да, но такие случаи в Рязани не единичны.

– Но это же не является определяющим фактором, почему вы там работаете?

– Всем нужны деньги. «Не хотите вы – на ваше место придут другие». Это распространенный ответ.

– Какое из нарушений вы считаете наиболее вопиющим?

– Детский и взрослый приемы ведутся в одних кабинетах. (Категорически запрещено законом, как и общий для взрослых и детей вход в лечебное учреждение, – ред.) Два разных входа, а кабинеты – общие. Хотя «детство» всегда должно быть изолировано от взрослого приема (дальше – оправдывающие начальство интонации), но это, поверьте, общепринятая практика. Так у многих...

– А еще?

– (Вижу, собеседницы мнутся и переглядываются) А еще... У многих из нас есть подозрение, что акушер-гинеколог N (фамилия редакции известна), по субботам, когда никого нет... ну, вы догадываетесь...

Не совсем понимаю.

– На рабочем месте у N видели инструменты, которые (пауза)...

– Для абортов?

– Да. 

– У вас разве есть операционная?

– Только перевязочная. Операционной, с тамбуром и специальной системой вентиляции, как положено, у нас нет.

Как нет на сайте центра – в списке из тридцати четырех видов услуг акушера-гинеколога – хирургического прерывания беременности.

Неосмотрительные доктора и обманутые бюджетники

20 июня 2016 года в Единой информационной системе в сфере госзакупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение №0859300019616000619 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению выездного периодического медосмотра сотрудников Дирекции благоустройства города Рязани (ДБГ). Начальная (максимальная) цена контракта составила 1034213 рублей. К участию в аукционе были приняты три медицинских учреждения. 

По итогам состоявшегося аукциона победителем признано ООО «Медицинский центр «Медэкспресс» в связи с минимальным предложением цены контракта – 765318 рублей 10 копеек. 20 июля 2016 года между дирекцией благоустройства, являющейся муниципальным бюджетным учреждением, и «Медэкспрессом» был заключен контракт №Ф.2016.171157* на оказание услуг по проведению выездного периодического медосмотра сотрудников МБУ «ДБГ». Снижение цены произошло на целых 30%, что повергло в легкий шок других участников аукциона.

Еще один подозрительный тендер был выигран «Медэкспрессом» в подмосковной Коломне, тоже на проведение выездного медосмотра предприятия. Номер контракта 03482000023416000038. При его внимательном изучении насторожило следующее. Стоимость обследования одного человека выходила не более, чем одна тысяча рублей. При этом у «Медэкспресса» нет собственной бак-лаборатории, да и лицензии на лабораторную деятельность в сфере бактериологических исследований тоже нет. В таких случаях выход один – нести анализы пациентов в стороннюю организацию. Ничего противозаконного в этом нет. Но расчете стоимости стандартного бактериологического анализа, сделанном главным врачом Коломенского филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в Московской области» (ну, не возить же из Коломны сотни анализов в Рязань!), фигурирует сумма в 700 рублей.

Получается: цифра 1000 рублей с человека – мягко говоря, сильно заниженная. А если говорить открытым текстом – просто нереальная. Ведь есть же еще накладные расходы на покупку вакуумных пробирок, бахил, реагентов, транспортировку врачей до мест осмотра и обратно. Их зарплата, наконец. Прибыль предприятия. 

Иначе все это попахивает даже не благотворительностью.

Есть, конечно, еще одна не менее правдоподобная версия. Анализы делаются формально. История с незамеченным у двух пациентов «Медэкспресса» ВИЧ – вряд ли на финальной стадии этого расследования убедит нас в обратном.

Какие же сделаны областными чиновниками минздрава, Росздравнадзора и Роспотребнадзора выводы? Пока, видимо, никаких. Думают, само рассосется? Как рассосались по карманам 765 тысяч рублей федерального контракта, предназначавшихся на медицинские осмотры работников муниципальной службы по благоустройству. «Новая» обращается ко всем официальным лицам, чей порог ответственности позволяет вмешаться в ситуацию: все очень серьезно, люди даже за деньги не могут получить качественные медицинские услуги, нарушено «право на охрану здоровья и медицинскую помощь» (см.эпиграф) – это раз; в городской канализации могут находиться возбудители смертельно опасных заболеваний – это два. 

Странно другое, почему молчат спецслужбы и правоохранители: ни выемок документов в контролирующих частную медицину ведомствах, ни проверок в «Медэкспрессе». Хотя допускаем, что от руководителей региональных управлений ФСБ и МВД Александра Лазнова и Николая Пилюгина эту информацию до сегодняшнего дня просто тщательно скрывали. 

* Буква «Ф» в названии означает статус контракта – федеральный.


Я НЕ WWW RU

Из десятков отрицательных и положительных отзывов о «Медэкспрессе», размещенных на сайтах www.rubrikator.org, www.yell.ru и других мы выбрали именно этот по ряду причин. 

Во-первых, это едва ли не единственный негативный отклик, оставленный без комментариев самой лечебницей (во всех остальных случаях – «мы пересмотрели работу», «усилили требования» и т.п.), здесь – тишина.

Во-вторых, в истории Павла все правдоподобно: и личность самого пациента, и адрес электронной почты, и место его работы. Мы сохранили даже авторский стиль письма. 

Чуть не отправили на тот свет

Врач гастроэнтеролог назначил ФГДС. Я от своей организации получил полис ДМС, в качестве рекомендуемой клиники, где можно пройти обследование, был рекомендован МЦ Медэкспресс. Записался на прием 09.07.2015 г. к 8.30 (пишу точную дату и время, могу доказать записями в журнале и записями в карточке ОКБ в Канищево – по тексту поймете почему в ОКБ) на ФГДС к (ФИО врача – редакции известны). При проведении процедуры этим с позволения сказать горе врачом (хотя такое определение как врач к ней не подходит) у меня произошел заворот трубки аппарата ФГДС в гортани. Вы вдумайтесь, не в желудке, а в гортани!!!!! Ужас!!! Была вызвана скорая помощь, ждали 20 минут (отдельная история). Все это время я лежал с трубкой в гортани, и максимум что мне оказывали из помощи, это типа лежи и успокойся, не паникуй. Меня доставили в ОКБ. Правда сказать (ФИО врача), связалась с врачами отделения эндоскопии Безяевым С.И и Агапкиным И.И. (дай бог им здоровья, удачи и долголетия). К тому моменту я уже был с трубкой в гортани в районе одного часа. В ОКБ меня отвезли на 5 этаж в рентген-кабинет. И началось «колдование» и совещание. Путем многократного облучения меня на рентгене пытались установить возможность извлечения безоперационно. Слава богу и спасибо огромное указанным врачам (не буду описывать весь процесс – он ужасен и просто страшен) мне смогли извлечь трубку приблизительно в 10ч 35 минут.

В это время моя жена пыталась узнать, что со мной произошло. Имела разговор с директором клиники (пожилая дама по имени Галина), которая пыталась сказать, что это типа спазм по моей вине (из-за неадекватного моего поведения при процедуре) – ладно, не об этом речь. 

Люди, остерегайтесь прохождения таких процедур в таких шаражках. Пусть вам будет предостережением моя пренеприятнейшая ситуация. Проходите такие процедуры только в стационарных клиниках. При разговорах с врачами ОКБ (у которых стаж 26 лет) подобного случая они не наблюдали с 1998 года...

P.S. Фото опубликовывать не буду. Зовут меня Павел. Являюсь работником «Интеркомп», полис ДМС* от «Ингострах».

*Пациент проходил процедуру в медцентре по программе ДМС – добровольного медицинского страхования.
 
Алексей ФРОЛОВ