Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№32 от 18 августа 2016 г.
Прошлое. Прямая трансляция
На месте древнего городища второй раз провели исторический праздник


Фото Андрея ПАВЛУШИНА

Уже второй год Рязанский Кремль проводит под Спасском региональный историко-патриотический праздник «Старая Рязань». И уже второй год накануне анонсированной даты городище плотно затягивается дождевыми тучами. Но если в прошлом году солнце смилостивилось и разогнало непогоду, то на этот раз оно решило испытать гостей праздника на прочность. Суббота 13 августа выдалась сырой, ветреной и хмурой. Но вопреки этому сам праздник оказался теплым, солнечным и радостным. От проливного дождя небеса уберегли, а мелкая морось не мешала развлекаться и удивляться!

Как оказалось, все дело было в магическом моление о дожде.

Поливай весь день
На наш ячмень,
На бабью рожь,
На мужичий овёс,
На девичью гречу,
На маличье просо!
Дождик, дождик, пуще,
Дай хлеба гуще!
Гой!
Радуга-дуга, принеси нам дождя!

Чародейные слова, подогнанные друг к другу долгими веками. Впитавшие мольбу миллионов крестьянских глаз, обращенных к знойному небу в ожидании воды для богатого урожая. Слова выстраданные, наболевшие. А потому даже сейчас, столетия спустя, Даждь Бог не мог на них не отозваться.

На сцене Старой Рязани их истово выкрикивала в небо актриса скопинского театра «Предел» Варвара Соловьёва. А режиссер Владимир Дель рассказывал, что еще пару недель назад в Скопине во время репетиции Варвара вызвала настоящую грозу: не успело отзвучать последнее слово, как грянул гром, блеснули молнии и на несколько часов зарядил страшный ливень. Отголосок этой грозы докатился и до Старой Рязани. Моросил по зонтам и дождевикам зрителей. Насквозь пропитывал белые рубахи артистов. Струился по тугим косичками и разноцветными лентами плясуний…

Вода и земля стали полноправными участниками скопинского преставления «По Руси гуляли скоморохи». Земля подарила сюжет действия: основой сценария стала реальная история о том, как в 1966 году рязанские археологи на месте богатой боярской усадьбы нашли два серебряных браслета-обруча. Фантазийная гравировка наручей  представляла яркие картинки русского средневековья: гусляр в колпаке, вышитой рубахе и щегольских сапожках, игрец с дудкой-свирелью, девушка-плясунья, пьющая из сосуда с пьянящим ритуальным зельем…

Эти скоморошьи забавы ожили в спектакле «Предела». «Сборище идольское» разодрало черное покрывало и ворвалось в наш XXI век. А вода, льющаяся с неба, смыла последние границы между эпохами. Со всей актерской самоотдачей артисты босиком танцевали под дождем, катались по сцене, «окропляли» себя песком и землей, не обращая внимания на грязь. И очень скоро превратились в настоящих средневековых скоморохов, взлохмаченных и диких!

Глядя на них, вспоминался знаменитый скоморох из «Андрея Рублева» Тарковского, который веселил глазеющую публику точно также – в дождь. И, как подарок, со сцены прозвучала сама песня скомороха:

Вы скоморохи все воры, да пьяницы,
Вас секут-секут, секут от пятницы до пятницы.
Ох, как вы да бродяги! Сдохнете в браге!

Эти песня, сочиненная и исполненная Роланом Быковым, вошла в литературную основу спектакля наравне с реальными текстами, взятыми из фундаментального труда академика Лихачева «Смех в Древней Руси». Увлеченно выдавая древние слова, артисты возвращали их к жизни. Поэтому и действо воспринималось не как театрализованная имитация, а скорее как прямая трансляция прошлого. И само зрелище стало скоморошьим путешествием в древнюю столицу Рязанского княжества.

Песенную ниточку подхватил специально приглашенный гость – гусляр Любослав (Александр Субботин). Благообразный, с ясными глазами и белоснежной бородой, он медитативно перебирал струны, заполняя своим умиротворяющим голосом все городище. А зрители становились в большой хоровод, чтобы магическим кольцом заколдовать свои желания на исполнение.

На городище в этот день работали интерактивные площадки от музея-заповедника «Рязанский Кремль», где можно было не только познакомиться с археологическими изысканиями, но и опробовать все своими руками. Забыв про смартфоны, зрители всех возрастов увлеченно орудовали напильниками, ножовками, кузнечными молотами в ремесленном ряду. На станции «Старорязанские яства» пытались угадать, каких продуктов в старину было достаточно, чтобы приготовить щи (забудьте про морковку, только капуста и лук!). В шатре «История сквозь таинство страниц» расшифровывали надпись на настоящей берестяной грамоте: «От Бориса к Настасье. Как придет эта грамота, пришли мне человека на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубашку – рубашку забыл». Рядом сражались за игровыми досками древних настольных игр «Мельница» и «Тавлеи». И, конечно, катались на лошадях, примеряли кольчуги и размахивали мечами.

Большой ажиотаж вызвала выставка археологических находок, где самым любопытным экспонатом стала булава начала ХIII века, найденная буквально накануне праздника 12 августа при очищении фундамента Спасского собора.

Ну а лично мне в душу запала площадка, где предлагали провести путешествие по… запахам Древней Рязани! Весь реквизит – несколько закрытых тканью баночек. И, принюхиваясь, через дырочки надо было определить, чем пахнет, и в какой части города ты находишься. На входе в древний город путника встречал запах дуба – запах оборонительных сооружений. Стоило пройти несколько метров по улицам, как вас окутывал теплый запах хлеба, который выпекали в каждом доме. Вокруг усадеб высаживался сад, наполнявший город запахом яблок. А в саду никуда не деться от сорняков – вот и запах крапивы. Хоть и сорняк, но растение полезное: и пища, и лекарство, и краситель для ткани. Восточный аромат лавра привел нас на городской торг, рядом с которым всегда располагалась церковь, благоухающая ладаном.

И если бы можно было запечатать в баночку речной запах Оки, запах скошенной травы и напитанной дождем земли, то я бы добавила его в коллекцию с пометкой «Старая Рязани».
Вера НОВИКОВА