Новая газета
VK Twitter Рязанский выпуск
№32 от 18 августа 2016 г. Политический рынок | Экономика | Общество | Культурный слой | Спорт | Блогосфера | Архив номеров
Свежие новости
Прозрели (17.01.2018)



Прошлое. Прямая трансляция
На месте древнего городища второй раз провели исторический праздник


Фото Андрея ПАВЛУШИНА

Уже второй год Рязанский Кремль проводит под Спасском региональный историко-патриотический праздник «Старая Рязань». И уже второй год накануне анонсированной даты городище плотно затягивается дождевыми тучами. Но если в прошлом году солнце смилостивилось и разогнало непогоду, то на этот раз оно решило испытать гостей праздника на прочность. Суббота 13 августа выдалась сырой, ветреной и хмурой. Но вопреки этому сам праздник оказался теплым, солнечным и радостным. От проливного дождя небеса уберегли, а мелкая морось не мешала развлекаться и удивляться!

Как оказалось, все дело было в магическом моление о дожде.

Поливай весь день
На наш ячмень,
На бабью рожь,
На мужичий овёс,
На девичью гречу,
На маличье просо!
Дождик, дождик, пуще,
Дай хлеба гуще!
Гой!
Радуга-дуга, принеси нам дождя!

Чародейные слова, подогнанные друг к другу долгими веками. Впитавшие мольбу миллионов крестьянских глаз, обращенных к знойному небу в ожидании воды для богатого урожая. Слова выстраданные, наболевшие. А потому даже сейчас, столетия спустя, Даждь Бог не мог на них не отозваться.

На сцене Старой Рязани их истово выкрикивала в небо актриса скопинского театра «Предел» Варвара Соловьёва. А режиссер Владимир Дель рассказывал, что еще пару недель назад в Скопине во время репетиции Варвара вызвала настоящую грозу: не успело отзвучать последнее слово, как грянул гром, блеснули молнии и на несколько часов зарядил страшный ливень. Отголосок этой грозы докатился и до Старой Рязани. Моросил по зонтам и дождевикам зрителей. Насквозь пропитывал белые рубахи артистов. Струился по тугим косичками и разноцветными лентами плясуний…

Вода и земля стали полноправными участниками скопинского преставления «По Руси гуляли скоморохи». Земля подарила сюжет действия: основой сценария стала реальная история о том, как в 1966 году рязанские археологи на месте богатой боярской усадьбы нашли два серебряных браслета-обруча. Фантазийная гравировка наручей  представляла яркие картинки русского средневековья: гусляр в колпаке, вышитой рубахе и щегольских сапожках, игрец с дудкой-свирелью, девушка-плясунья, пьющая из сосуда с пьянящим ритуальным зельем…

Эти скоморошьи забавы ожили в спектакле «Предела». «Сборище идольское» разодрало черное покрывало и ворвалось в наш XXI век. А вода, льющаяся с неба, смыла последние границы между эпохами. Со всей актерской самоотдачей артисты босиком танцевали под дождем, катались по сцене, «окропляли» себя песком и землей, не обращая внимания на грязь. И очень скоро превратились в настоящих средневековых скоморохов, взлохмаченных и диких!

Глядя на них, вспоминался знаменитый скоморох из «Андрея Рублева» Тарковского, который веселил глазеющую публику точно также – в дождь. И, как подарок, со сцены прозвучала сама песня скомороха:

Вы скоморохи все воры, да пьяницы,
Вас секут-секут, секут от пятницы до пятницы.
Ох, как вы да бродяги! Сдохнете в браге!

Эти песня, сочиненная и исполненная Роланом Быковым, вошла в литературную основу спектакля наравне с реальными текстами, взятыми из фундаментального труда академика Лихачева «Смех в Древней Руси». Увлеченно выдавая древние слова, артисты возвращали их к жизни. Поэтому и действо воспринималось не как театрализованная имитация, а скорее как прямая трансляция прошлого. И само зрелище стало скоморошьим путешествием в древнюю столицу Рязанского княжества.

Песенную ниточку подхватил специально приглашенный гость – гусляр Любослав (Александр Субботин). Благообразный, с ясными глазами и белоснежной бородой, он медитативно перебирал струны, заполняя своим умиротворяющим голосом все городище. А зрители становились в большой хоровод, чтобы магическим кольцом заколдовать свои желания на исполнение.

На городище в этот день работали интерактивные площадки от музея-заповедника «Рязанский Кремль», где можно было не только познакомиться с археологическими изысканиями, но и опробовать все своими руками. Забыв про смартфоны, зрители всех возрастов увлеченно орудовали напильниками, ножовками, кузнечными молотами в ремесленном ряду. На станции «Старорязанские яства» пытались угадать, каких продуктов в старину было достаточно, чтобы приготовить щи (забудьте про морковку, только капуста и лук!). В шатре «История сквозь таинство страниц» расшифровывали надпись на настоящей берестяной грамоте: «От Бориса к Настасье. Как придет эта грамота, пришли мне человека на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубашку – рубашку забыл». Рядом сражались за игровыми досками древних настольных игр «Мельница» и «Тавлеи». И, конечно, катались на лошадях, примеряли кольчуги и размахивали мечами.

Большой ажиотаж вызвала выставка археологических находок, где самым любопытным экспонатом стала булава начала ХIII века, найденная буквально накануне праздника 12 августа при очищении фундамента Спасского собора.

Ну а лично мне в душу запала площадка, где предлагали провести путешествие по… запахам Древней Рязани! Весь реквизит – несколько закрытых тканью баночек. И, принюхиваясь, через дырочки надо было определить, чем пахнет, и в какой части города ты находишься. На входе в древний город путника встречал запах дуба – запах оборонительных сооружений. Стоило пройти несколько метров по улицам, как вас окутывал теплый запах хлеба, который выпекали в каждом доме. Вокруг усадеб высаживался сад, наполнявший город запахом яблок. А в саду никуда не деться от сорняков – вот и запах крапивы. Хоть и сорняк, но растение полезное: и пища, и лекарство, и краситель для ткани. Восточный аромат лавра привел нас на городской торг, рядом с которым всегда располагалась церковь, благоухающая ладаном.

И если бы можно было запечатать в баночку речной запах Оки, запах скошенной травы и напитанной дождем земли, то я бы добавила его в коллекцию с пометкой «Старая Рязани».



 
реклама  |  редакция |  пресс-релизы