Надежда СЕЧКИНА – о Шри-Ланке, белых стихах и детском фитнесе
Когда открываешь нового талантливого поэта, тем более, имеющего отношение к родному городу, – это маленький, но праздник. Надя Сечкина, правда, с некоторых пор уже не рязанка, теперь она живет и работает в Москве. Но в Рязани продолжает иногда бывать. Очень надеюсь, что ее недавно вышедшая книга «Иметь крылья» появится в обозримом будущем и в рязанских книжных магазинах.
– Надя, я довольно внимательно слежу за литературной жизнью Рязани, но вас как-то пропустил – фамилия Сечкина была совсем незнакома до того, как мне в руки попал ваш сборник стихов «Иметь крылья». Вы что, специально прятались и шифровались, нигде не печатались и не выступали? Расскажите, как это возможно: писать неплохие стихи и в то же время быть в родном городе невидимкой, человеком, о способностях которого мало кто подозревает за исключением близких друзей?
– Даже некоторые близкие не подозревают. Специально, конечно, не прячусь, но и не афиширую свое творчество. Оно очень правдиво, честно, интимно в некотором роде.
Не печаталась, не выступала. Читала только близкой подруге. Потом создала группу с хорошими стихами в одной из социальных сетей. Иногда выкладывала там и свои стихи, но под псевдонимом. Появились постоянные читатели – люди, которым было созвучно мое творчество. И тогда я решила издать книгу, чтобы больше людей имели возможность увидеть, прочитать, найти для себя что-то свое.
– Книга почему-то издана в Минске. Туда-то как занесло?
– Совершенно не знала, как издают книги и где. Как-то мне посчастливилось общаться с певицей, поэтом Ульяной Ангелевской, она мне подарила свою книгу, которая была издана в Минске ее подругой. Я подумала: «Люди хорошие, книги хорошие – надо брать». Ну, издавать, в смысле. Издала. И ничуть не пожалела.
Я вообще люблю Минск, люблю Беларусь, люблю путешествовать. Была в 14-ти странах. Китайская пословица гласит «Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был раньше». И это так. В каждой стране, в каждом городе не только своя история, но и своя энергетика. И чувствуешь ее в воздухе, в лицах, в сооружениях. Особое впечатление на меня произвела Шри-Ланка – оказавшись там, будто переносишься на сотни лет назад, когда природа была еще не тронута человеком, а люди еще не научились причинять друг другу боль.
– В книге удивительно мало рифмованных стихотворений. Откуда взялась такая тяга именно к белым стихам? Что, рифма кажется ненужным ограничителем свободы?
– Мне очень нравится определение верлибра, которое дала Соня Шаталова: «Верлибр – стих, который может не подчиняться законам стихосложения и не станет от этого хуже». Мысль оформляется ритмом, особой музыкой. Я не работаю над стихами, «тысячи тонн словесной руды» не извожу. Как правило, стих рождается внезапно и уже в готовом виде – я его только записываю. И считаю не вправе дорабатывать что-то, ведь неизвестно, кто и как долго трудился, чтобы это пришло мне в голову. И про свободу вы верно сказали: рифма – это ограничитель свободы стихов, как, к примеру, общепринятые мнения – ограничитель внутренней свободы человека. На эту тему у меня есть стихотворение:
Снежинки падают с неба.
Каждая, красивая в отдельности,
Уникальная, неповторимая,
Сливаясь с другими,
Превращается в сугробы,
В белое покрывало,
В снежную массу,
в грязную кучу,
И, в конце концов,
Умирают под ногами прохожих.
....
Жертвы кучности.
Как человек – жертва общества.
– Есть среди собственных стихов «любимчики»? И, если есть, насколько этот выбор обычно совпадает с мнением читателей?
– «Любимчики» есть, куда ж без них. Выбор совпадает часто, что и удивительно, и приятно.
– Книжка уже появилась, значит, период «невидимости», можно сказать, заканчивается. Может, и на какой-нибудь из сцен можно будет вскоре вас увидеть? Были уже опыты публичного чтения своих стихов?
– Да, в скопинском молодежном театре «Предел» в июне прошла презентация моей книги. Это для меня был своего рода экзамен. Зрители театра очень много добрых теплых слов сказали, а могли бы и не говорить. Режиссер Владимир Дель даже сам почитал несколько стихотворений и тоже очень хорошо отзывался. Я думаю, все было по-настоящему, искренне. К слову сказать, я родом из села Горлово Скопинского района.
14 октября в уютном «МумиКафе» в центре Москвы состоится выставка современных художников, пригласили там почитать тоже. И предложили там же устроить презентацию книги в конце октября.
Еще я недавно записала диск со своими стихами. Есть такой замечательный московский композитор Евгений Слабиков и у нас совместное творчество получилось: его музыка и мои стихи. Он играет на фортепиано – я читаю. Получилось красиво.
– Это все в Скопине и Москве, а в Рязани вы часто бываете или окончательно стали москвичкой?
– С Рязанью у меня не много общего, к сожалению. В 2005 году я окончила физмат Рязанского педагогического университета. Училась заочно, потому что уже работала в деревенской школе учителем математики. Приезжала в Рязань два раза в год – на сессию. После окончания вуза приезжала крайне редко, если только на концерт Розенбаума. И так было до этого лета, когда мы с подругой придумали литературно-музыкальную постановку и участвовали в творческом вечере поэта, исполнителя собственных песен Ирины Поликарповой – читали ее стихи. Это было в июне в художественном музее. А в последний день лета побывала на концерте «Песни года» в «Старом парке» – очень уютное место и хорошие концертные программы. Теперь, пожалуй, буду приезжать чаще, потому что рязанские музыканты – очень талантливые, интересные люди. Для меня вообще было открытием, что в Рязани есть своя бардовская среда.
– В Рязани, если вы не в курсе, еще и довольно много талантливых поэтов. Причем есть некие «официальные» структуры вроде провинциальных отделений различных писательских союзов, но там, в основном, кучкуются графоманы, которые готовы душу дьяволу продать за членскую «корочку». А те, кто действительно талантлив, как писателей и поэтов обычно себя не позиционируют, работают совсем в других областях – актер, бизнесмен, ученый, инженер, преподаватель вуза и так далее. Любопытно, как себя реализует вне поэзии такая симпатичная и прямо-таки лучащаяся светом девушка.
– Путь к самореализации – самый важный путь в жизни человека. Я очень долго искала себя, порой шла по уже проложенному, но не моему пути. А ощущение своего появилось, когда я начала работать с детьми. Сейчас я инструктор детского фитнеса, организовываю и провожу детские праздники. Это дарит мне необыкновенное чувство присутствия какого-то волшебства. Ты приходишь – и даришь детям радость, несешь свет, творишь добро. Даже дети, которые воспитываются в семьях, испытывают недостаток любви. А я им могу ее дать. Это чудо.
Между строк
***
Ничего личного,
Ничего лишнего,
Только музыка,
Кофе и ты.
И еще какая-то
нежность,
Забытая нежность,
Бывшая прежде в плену,
Всплыла в памяти,
Накатила лавиной...
Принимаю,
как неизбежность,
Задыхаюсь,
Тону.
***
Объехать полмира,
чтобы стать к тебе ближе.
Не писать ни строчки,
чтобы много потом написать...
А мне без тебя
не летать в Париже,
А мне без тебя
до звезд не достать.
А мне без тебя
тревожно и колко:
Иду осторожно –
не сбиться б с пути.
А мне без тебя –
не то что иголку –
Себя не найти.
Анатолий ОБЫДЁНКИН