Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№40 от 18 октября 2018 г.
Ищите старосту!
 У рязанского губернатора нет достойной скамейки запасных для формирования новой власти в районах области

На заседании областного правительства во вторник, 16 октября, министр по делам территорий и информационной политики Рязанской области Анна Рослякова представила законопроект о деятельности сельских старост. Сам Любимов назвал этот закон «стержнем для местного самоуправления». Похоже на то, что у губернатора дошли, наконец-то, руки до местного самоуправления. Того самого самоуправления, что во времена Ковалева было напрочь ослаблено, а роль органов местного самоуправления принижена максимальным образом.

Создавая условия для массового появления старост в поселениях региона, Николай Любимов фактически признает факт того, что иерархическая модель управления, сформированная его предшественником, себя не оправдала. 

Бесполезные «технократы»

За девять ковалевских лет в Рязанской области были ликвидированы выборы глав районов и райцентров. Также исчезли выборы в районные думы и советы. Сами представительные органы местного самоуправления на уровне районов области остались, но депутатов туда стали не избирать жители, а делегировать советы нижестоящих муниципалитетов – поселений. Главами районов стали не руководители администраций, а председатели районных дум и советов. Но главами они были только де-юре. Де-факто же основным начальником в районе становился глава администрации района. Который не избирался депутатом даже на уровне поселения, а назначался депутатским корпусом района по итогам конкурса. 

По аналогии с губернаторами ряда регионов последнего времени, этих глав администраций можно назвать «технократами». Это абсолютно не публичные люди, не прошедшие через выборы, которые по изначальной задумке должны были являться администраторами, а не политиками. И какое-то время эта идея могла успешно реализовываться. Но в сегодняшних реалиях появились новые вызовы, определяющие иные требования к руководству районов. Как минимум, масштабная пенсионная реформа подорвала доверие народа к власти. На ее фоне, а также ряда других объективных социально-экономических проблем в стране, это потребовало от районных руководителей навыков общения с населением. Именно это позволит сохранить стабильность и не допустить радикализацию настроений на территориях. По утверждению экспертов, ментальность российского населения предполагает наличие сильного и понятного руководителя, способного нормально и открыто разговаривать. 

Ранее фильтром, отсеивающим руководителей с отсутствующими публичными компетенциями, являлись выборы. И после избрания глава постоянно был вынужден оглядываться на восприятие избирателями всех своих действий. В случае же назначения главы конкурсной комиссией, а фактически – руководством региона, у него появляются совершенно другие ценностные ориентиры. Этих бесполезных назначенцев уже мало интересует любовь или нелюбовь населения, главное — быть на хорошем счету в региональном правительстве.

Вместо аккаунта – будка

При такой модели управления местным самоуправлением в регионе, губернатор часто узнавал о проблемах в муниципалитетах далеко не первым. Главы районов были заинтересованы в сокрытии проблемной информации в первую очередь от областного руководства. И нередко о проблеме сперва узнавали на федеральном уровне в силу развитости электронных средств коммуникации. Губернатор же ставился перед фактом в момент требований разъяснений по проблеме со стороны администрации Президента страны. Не исключено, что воспринятый с насмешками проект установки по области будок, где жители могли бы записать видеообращение к губернатору, преследовал цель организации достоверного канала обратной связи из муниципалитетов. Хотя, стоит отметить тот факт, что массовое развитие социальных сетей и в отсутствии будок делало достоянием гласности проблемы в любом районе области. Например, не спадающий уровень претензий жителей Кадомского района по поводу бездействия по устранению последствий наводнения, случившегося в 2012 году. Или постоянные упреки жителей в адрес главы администрации Сапожковского района Виктора Боярченкова. А уж над неумелыми попытками руководством Рязанью со стороны Сергея Карабасова в интернете не потешается только ленивый.

Стоит отметить, что часто жители воспринимают любую власть как единое целое. И недовольство районным руководством автоматически переносится ими и в адрес руководства как региона, так и страны в целом. 

Бессилие «плюшевого Фила»

Жителям трудно понять статьи Конституции России, утверждающей, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Переводя на доступный язык, это означает в том числе и то, что главы районов и мэры городов не подчиняются губернатору. Опять же, это – де-юре. Де-факто же, в силу действующего бюджетного кодекса и прописанных там межбюджетных отношений, собираемые в городах и районах налоги отправляются на вышестоящий уровень – в федеральный и областной бюджеты. А затем уже по решению распорядителей этих бюджетов могут направляться обратно в районы и города. Что делает муниципалитеты зависимыми от вышестоящих уровней, а следовательно – и от их руководителей. Понимая это, редко кто из глав муниципалитетов позволит себе ослушаться губернатора или какого-либо министра, хоть и формально не является их подчиненным.

В то же время, если дело доходит до применения законов, а не понятий, то губернатор фактически не обладает рычагами отстранения главы района от должности. Наглядно это было продемонстрировано в процессе конфликта Олега Ковалева и на тот момент главы Касимовского района Валерия Лунина. Кандидат от «Единой России» Лунин был избран главой района в 2013 году. До этого он работал начальником управления автомобильных дорог областного Минтранса. В 2016-м году во время визита в район Олег Ковалев выслушал претензии жителей и раскритиковал Лунина за качество жилья, предоставляемого переселенцам из аварийного фонда. Тут же Олег Иванович пригрозил ему увольнением. В ответ Лунин выпустил обращение: «Губернатор Рязанской области Ковалев О. И. настаивает на моем уходе с должности главы Касимовского муниципального района. С обвинениями в свой адрес я не согласен, буду защищаться в суде». Сам Лунин увольняться в ответ на призыв Ковалева не стал, а законных рычагов воздействия на него у губернатора не было. В итоге глава доработал полный срок на данной должности до сентября 2018 года. За это время в регионе поменялся губернатор.

Кто-то может сказать, что бессилие Ковалева базировалось как на его персоне, так и на личности вице-губернатора Сергея Филимонова, отвечающего за вопросы местного самоуправления. Действительно, «плюшевый Фил» был не в состоянии эффективно решать возникающие вопросы. При сегодняшнем вице-губернаторе повторения подобной ситуации даже трудно представить. К тому же, на сегодняшний день поменялась и модель управления Касимовским районом, как и любым другим в области. 

Кинувший вызов губернатору Валерий Лунин являлся главой района и возглавлял районную администрацию. У него было преимущество. Он избирался на всенародных выборах. 

Смена декора

Будем объективны, претензии губернатора к Лунину были более чем обоснованными. Впервые попав на муниципальную должность, тот не смог организовать работу и совершил массу ошибок, добившись озлобленности жителей на всю власть. Но даже при наличии весомых оснований, губернатор оказался бессилен перед местным князьком. На текущий момент главой Касимовского района де-юре является председатель Касимовской районной Думы Сергей Новиков. Местный руководитель партийной ячейки «Единой России» и личный друг председателя Рязоблдумы Аркадия Фомина, но де-факто – декоративная фигура. Потому что все рычаги управления районом находятся в руках главы администрации района. А на эту должность депутаты временно назначили другого Новикова – Юрия. В бытность Федора Провоторова главой администрации областного центра он был ответственным за благоустройство Рязани. Причем, назначен он сейчас в статусе «исполняющий обязанности главы администрации». Как и Сергей Карабасов, работающий в данном статусе уже второй год. Чем характерна эта модель? Тем, что в любой момент депутаты могут собраться на внеочередное заседание и простым большинством голосов назначить нового исполняющего обязанности главы администрации. Хоть Рязани, хоть Касимовского района. Могут делать это хоть каждую неделю. 

Не погруженному в тематику госуправления читателю не всегда удается сразу уловить смысл новой управленческой модели, внедренной в регионе при Ковалеве. По той простой причине, что слова (названия должностей) – нередко расходятся с делами (фактическими полномочиями обладателей этих должностей). Например, представляется однозначным, что чиновник, занимающий должность «Глава района» должен быть и фактическим главой, то есть – главным чиновником в районе. Но это совсем не так. Глава района сегодня – это всего лишь председатель районной Думы. И все его полномочия простираются на управление несколькими клерками, обеспечивающими деятельность районных депутатов. Фактически же главным руководителем является глава администрации района. Хотя, де-юре он и подчиняется депутатам. Но де-факто чаще всего процессуально независим в своей деятельности. Та же картина и в городе Рязани.

Именно эта казуистика и стала причиной того, что в последние дни ряд региональных СМИ насмешили читателей очерками про то, как 71-летний глава Шиловского района Василий Фомин (биологический отец главного облдумца и почитаемый за «крестного отца» сразу несколькими руководителями районов) сохранил свою должность на очередной пятилетний срок. Да, формально сейчас он был назначен главой района. Но ранее он был главой района – главой администрации района. А сегодня он глава района – председатель районной Думы. 

На должность же главы администрации будет объявлен конкурс, победитель которого и станет фактически главным человеком в районе. Естественно, клан Фоминых постарается, чтобы район возглавил кто-то полностью подконтрольный им. Ведь иначе очень быстро придет конец семейному бизнесу. Однако, не факт, что им удастся провести любую кандидатуру. (У них перед глазами пример того, как, будучи избранным главой муниципального образования – председателем Рязанской городской Думы в 2008-м году, Федор Провоторов оставил должность главы администрации Рязани. Он тогда искренне считал, что сможет спротежировать во главу администрации своего бывшего первого заместителя Анатолия Зыкова. Однако, несмотря на формальное руководство гордумой, которая и назначала главу администрации, градоначальником стал хозяин свалки, депутат Олег Шишов. Который стремительно зачистил администрацию от провоторовских ставленников, лишив Федора Ивановича реальных рычагов управления Рязанью). 

Паи местного значения

Подобная перспектива семью Фоминых не может устраивать. Появилась информация о том, что некими экспертами, предположительно по заказу Аркадия Фомина, просчитываются различные варианты развития событий в Шиловском районе. И в качестве одного из вариантов детально прорабатывается возможность назначения главой администрации района Аркадий Фомина. Только на первый взгляд данное карьерное перемещение может показаться понижением и потерями. Все зависит от того, какие ценности являются приоритетными для семьи. В настоящий момент силы и средства как самого Аркадия Васильевича, так и его команды уходят всецело на борьбу с новым областным руководством. 



Борьба идет с переменным успехом, иногда в область приезжают комиссии, портящие жизнь первым лицам. Но в целом любая война является затратной, а перспективы полной победы – то есть безоговорочной капитуляции Николая Любимова – ожидать не приходится. В то же время, уехав на 100 километров в сторону от Рязани – в Шилово, он сможет сохранить клановый контроль над территорией площадью почти 2,5 тысячи квадратных километров. Кроме того, если удастся повторить жизненный путь своего отца, то фактически это решение обеспечивает его до конца жизни. Вспомним, что Василий Фомин возглавлял район три десятилетия. С 1982 по 1991 год он избирался заместителем и председателем Шиловского райисполкома. В 1991 году назначен главой администрации, а в 1996 году избран главой Шиловского района. 

Будет ли областное руководство противиться желанию Аркадия Васильевича возглавить родной район? Очень сомневаемся. В ближайшее время предстоит подобрать достойные кандидатуры на должности глав администраций ряда районов области. И в силу реалий сегодняшнего дня, эти люди должны быть не просто хорошими хозяйственниками, но и харизматичными личностями, способными стать лидерами общественного мнения на территориях. То есть – сглаживать любые волнения и недовольства на самом близком к населению уровне, не допуская выплескивания народного гнева в адрес руководства области, а уж тем более – страны. 
Ранее таких людей выбирали сами жители на всенародных выборах. И потом сами понимали, что живут под руководством тех, за кого отдали свои голоса. Но Ковалев ликвидировал эту систему, и теперь жители отстранены от данного процесса. А ответственность в итоге несет руководство области. В этой связи не существует огромной скамейки запасных, из которых можно выдергивать качественных кандидатов на должности глав администраций районов. 

Если Аркадий Фомин и решит возглавить Шиловский район, вряд ли ему будут в этом активно мешать. Ну а дальше все будет зависеть от него самого. Сможет выстроить нормальную работу администрации – дослужится до глубокой старости по примеру своего родителя. Не сможет – будет возглавлять семейный бизнес и распоряжаться паями земли и недвижимостью, которые внезапно в огромном количестве стали собственностью их семьи.
Отдел политики