– Мы не можем отсюда выехать, – сообщали пассажиры маршрутного такси № 41, стоящего на конечной остановке. – Какие-то железные ворота из труб упали на поезд, и этот поезд перекрыл дорогу.
Удар, направленный по рельсам
Оказалось, что по железнодорожной колее, проходящей с топливной базы аэродрома «Газпромнефть-Аэро» на территорию отдельной бригады железнодорожных войск, локомотив толкал ремонтную платформу со стрелой крана. Рельсы проходили под воздушной теплотрассой, поднимавшейся над железной дорогой, словно ворота. Их и задело стрелой, а поскольку поезд – транспорт массивный, от удара трубы сломались и завалились. Из них начала хлестать теплая вода.
Теплотрасса, как и все другие, снабжающие жилой сектор, принадлежит МУП «РМПТС», но к другим городским теплосетям она не подсоединена. По этим трубам котельная 360-го авиаремонтного завода отапливает 27 соседних жилых домов военного городка Дягилево, детский сад № 14, детскую школу искусств № 9 и торговый центр.
– Аварийщики приехали быстро, но у них какой-то вентиль не повернулся, – рассказывают местные жители.
Вода из труб перестала течь, когда на заводе котельную отключили.
Недолгое царство холодных батарей
Отключение котельной привело к тому, что радиаторы начали постепенно остывать во всех соседних пяти- и девятиэтажках. Люди, готовясь к падению температуры в квартирах, нагревали воду на плитах и заливали ее в пластиковые бутылки, а также доставали припрятанные электрические обогреватели. Беспокоились не только за себя, но и за домашних животных.
– Барсику-то ничего, он в шубе, – поясняла бабушка внучке около подъезда. – А вот птичкам нашим холодно будет. Надо обогреватель под клеткой поставить.
Чтобы узнать о сроках ремонта, десятки людей направились к месту аварии. Уже в сумерках они подходили туда, где рассыпала искры электросварка и стояла тяжелая техника – автокраны, бульдозеры, грузовики. Злополучный поезд, кроме одной платформы (на ней лежали упавшие трубы), уже стоял поодаль у гаражного кооператива. Металлический завал резали на куски и автокраном оттаскивали эти куски в сторону.
Работы продолжались в восемь, девять, одиннадцать вечера… Ремонтные бригады менялись, но работу не прекращали.
– В котельной говорят, что неизвестно, когда снова начнут работу, – переговаривались выходящие из проходной рабочие авиаремонтного завода. – Может быть, завтра на работу придем, а в помещениях будет, как на улице.
Еще ночью одна из труб снова пролегла над железной дорогой, в 3:00 котельной завода дали указание опять начать работу, и трубы в квартирах прилагающего микрорайона начали теплеть. А уже около 8:00 утра пошла в квартиры горячая вода.
Альтернативная труба
На схеме теплоснабжения Рязани, размещенной для всеобщего обозрения на сайте городской администрации, видно, что помимо двух огромных территорий, которые обеспечивают теплоэнергией Ново-Рязанская и Дягилевская ТЭЦ, по всей карте натыканы небольшие розовые многоугольнички – зоны ответственности небольших котельных. Одни возводятся застройщиками вместе с новыми жилыми комплексами, другие остались от еще советских ведомств и предприятий.
Схема теплоснабжения Дягилева
Авария лишний раз заставляет задуматься, какой вариант теплоснабжения надежнее защищает людей от замерзания.
Например, при выходе из строя новой котельной (в самом доме или в отдельной постройке во дворе), без тепла остается от 100 до 900 квартир. Немного. Но что, если ремонт не удастся провести быстро? Придется либо эвакуировать (в какой-нибудь ДК) людей, либо доставлять на место генераторную установку МЧС (такие существуют) и подключать ее к трубопроводным системам дома.
Если же прерывается снабжение теплом по теплотрассе, то все дома за местом обрыва вдруг оказываются замерзающими. Что надо иметь на этот случай? Правильно, лучше всего вторую, альтернативную трубу. Обходной путь поставок энергии через соседний квартал.
О проблеме «закольцовки» теплоснабжения в Рязани говорят с середины 1990-х годов. Это позволило бы и с монополизмом покончить, и безопасности прибавило бы. Но кто возьмет на себя такую ответственность? Это же значит найти где-то сотни миллионов рублей, и не для героической борьбы с трудностями или «распила», а для смены системы, не менявшейся уже лет семьдесят…
Фото: пресс-служба администрации Рязани