Талант музыковеда сочетается в этой женщине с потрясающей скромностью и редким педагогическим даром
«Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением, – писал поэт-романтик Генрих Гейне. – Как предрассветная посредница, стоит она между материей и духом. Родственная обоим, она отлична от них, потому что это – дух, нуждающийся в размеренном времени, и это – материя, но материя, которая обходится без пространства».
Не только поэты и художники всех времен пытались постичь великое таинство музыки и проникнуть в святая святых ее гармонического мира.
«Из наслажденья жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия!», – воскликнул Александр Пушкин, а мы не можем не согласиться с ним. Есть среди нас и те, для которых музыковедение стало профессией, умноженной на удовольствие не просто слушать, но и слышать, потому что это не всегда одно и то же. И не каждому дано донести до зрителя услышанное.
Сегодня хотелось бы вспомнить замечательного рязанского музыковеда и преподавателя отделения «Теория музыки» Нелли Георгиевну УДОДОВУ, выпускницу Саратовской консерватории имени Л.В.Собинова, в которой ей повезло постигать вершины гармонии у известных теоретиков – семейной пары, широко известной в музыкальном мире, – Р.С. и Н.Ф.Таубе, воспитавших не одно поколение блестящих специалистов. Музыковеда Н.Г.Удодову хорошо знают не только в Рязани, а у любителей и профессионалов еще сохранились уникальные афиши с ее именем.
Оказавшись в Рязани в 1968 году, Нелли Георгиевна вела в музыкальном училище сольфеджио и гармонию, а потом, когда получила часы музлитературы, постепенно перешла только на эту дисциплину. Здесь и открылся ее необыкновенный талант, сумевшей соединить в себе блестящее знание истории и теории музыки с не менее яркими лекторско-актерскими способностями и безупречным вкусом, данным ей природой. Была Нелли Георгиевна высочайшим специалистом в профессии и, как вспоминают музыканты, работалось с ней очень легко, а на концертах, которые ей довелось вести, никогда не случалось курьезных недоразумений. На сцене она не пользовалась шпаргалкой, но при этом ничего не путала, не забывала и не ошибалась, а значит, не вносила сумятицы в работу целого коллектива оркестрантов, что не однажды случалось после ее ухода. Наверное, поэтому именно ей было предложено провести на сцене Большого зала рязанской филармонии сольный концерт народного артиста СССР, солиста Большого театра Союза ССР Евгения Нестеренко. Я помню это знаковое событие в музыкальной жизни Рязани, как помню и то, с каким достоинством, без тени провинциальности, в лучших традициях выдающейся Анны Чеховой, отработала Нелли Георгиевна, ничем не выдав своего волнения, которого, конечно, не могло не быть при высочайшем уровне солиста, оказавшегося на рязанской сцене.
«О, музыка! Вздох ангела в нашей душе!» Это признание сделал известный немецкий сентименталист и преромантик, эстетик и публицист Жан Поль Рихтер (которому, к слову сказать, принадлежит и ставшее знаменитым выражение «мировая скорбь»). Как часто Нелли Георгиевне приходилось доносить до аудитории дыхание ангелов!
В конце 60-х годов прошлого века в стенах музыкального училища стал зарождаться первый рязанский ученический симфонический оркестр, тот самый, из которого потом вырос городской, а ныне существующий, столь любимый рязанцами Губернаторский симфонический. Взял на себя создание нового коллектива духовик, преподаватель училища Наум Менделеевич Фейгин. Сначала оркестр был только студенческий, но хороших музыкантов ему не хватало, и Фейгин решил привлечь их со стороны. Так оркестр пополнился инструменталистами из числа интеллигенции, получившей музыкальное образование. С 1972 по 2002 годы, в течение двадцати лет лектор-музыковед Н.Г.Удодова была «достойным лицом оркестра», как говорят о ней музыканты. С оркестром в ту пору выступали Заслуженная артистка РФ Т.Иванишко (виолончель), пианисты: лауреат международных конкурсов С.Мартынов, В.Бороданова, С.Борисова, певцы В.Ивлев и Н.Белый, Ансамбль скрипачей под руководством Романа Комаровича. А имена композиторов на афишах: Брамс, Верди, Пуччини, Мусоргский, Сен-Санс, Бизе, Хачатурян, И.Дунаевский… Мы просматриваем афиши того времени и видим, что 3 декабря 1993 года с симфоническим городским оркестром, уже под управлением Ю.Васильева, пела Марина Чернышова – нынешний директор Рязанского музыкального театра. Программа в двух отделениях состояла из произведений П.И.Чайковского, а вела концерт музыковед Нелли Удодова.
Помните Визбора, боготворившего музыку: «Наполним музыкой сердца, Устроим праздники из буден, Своих мучителей забудем…»? Нелли Георгиевна старалась наполнить музыкой и сердца тех, кто учился в специальной школе для детей с особенностями развития. Возможно, никогда бы не услышали эти ученики даже имен великих композиторов, а уж о том, чтобы узнать об операх, послушать арии из них, не могло быть и речи. Много лет приходила к ребятам Нелли Георгиевна, чтобы рассказать об операх-сказках Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка», «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане». И снова Визбор: «Какая музыка была, Какая музыка звучала, Она совсем не поучала, А лишь тихонечко звала. Звала добро считать добром, А хлеб считать благодеяньем, Страданье вылечить страданьем…». И лектор-музыковед Нелли Удодова лечила детей, у которых, возможно, ее уроки остались в памяти самым сильным впечатлением не только школьных лет.
– Я любила приходить к детям, – вспоминает Нелли Георгиевна. – Мы ведь много ездили по разным школам, и всегда хотелось помочь ребятам открыть дверь в мир музыки, показать его необычайное богатство и глубину, потому что язык музыки – язык универсальный, доступный всем, а музыка способна сделать жизнь человека духовно богаче. Я всегда помню слова великого Шостаковича: «Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». И это действительно так. А Шопен… «Музыка не имеет отечества; отечество ее – вся вселенная…» Его гениальная музыка – это музыка мира, потому что она не имеет границ!
Редкий случай, когда коллеги в один голос говорят о Нелли Георгиевне:
– Она – святая, это – правда.
– От нее свет исходит! Она – очень благородный человек, а сегодня это – редкость большая.
– Нелли Георгиевна ни с кем никогда не поссорилась, живет по совести, никому не завидует, не желает зла.
– Безупречная сценическая речь, стать, культура во всем – вот что отличало Нелли Георгиевну и чем она навсегда нам запомнилась.
– Ее гостеприимство не знает границ, об этом многие скажут.
– Очень скромный человек, очень... Ни одного юбилея своего не отметила на сцене филармонии, как это делают сегодня, хотя по ее профессиональному уровню вполне могла бы.
– Понимаете, она напрочь лишена тщеславия и всего мелочно-наносного, потому что больше себя Нелли Георгиевна всю жизнь любила музыку и дело, которому служила, никогда не опускаясь до образа шаржированного конферансье.
– С ее уходом рязанская филармония потеряла многое. Ведь это очень важно, кто выходит к публике перед исполнителями, что и как он скажет. У Нелли была высочайшая культура сценической речи.
– А еще наша Нелличка Георгиевна много лет была музыкальным обозревателем в «Приокской правде», много писала о культурной жизни города. И таким талантом ее Бог не обидел. Очень много ее статей хранится в архиве библиотеки РМК.
В жизни она действительно человек скромный и тихий, щедрый и гостеприимный, прекрасная хозяйка, удивляющая своими кулинарными изысками. Нелли Георгиевна любит импрессионистов и в музыке, и в живописи, а в ее маленькой квартирке, что на Весенней улице, висит над креслом репродукция портрета актрисы Жанны Самари Огюста Ренуара, а над пианино – портрет любимого ею Бетховена. И, конечно, хорошая библиотека в доме, а книги, как и ноты, – повсюду, потому что ко всему она обращается, все в работе, ничто не лежит просто так, в беспорядке.
Однажды дочь Ольга принесла в дом котенка, подобранного на улице. С тех пор красавица Бомка стала любимым членом семьи, очень любит запрыгивать на пианино и наблюдать за движением пальцев, когда хозяйка садится к инструменту помузицировать.
Как и в жизни Ады Лаврентьевны Соболевой, о которой мы писали в самом конце уходящего года («Новая» №51Р от 29.12.16г.) и с которой Нелли Георгиевна многие годы дружна, она не мыслит себя без поэзии Пушкина, Фета, Тютчева, Блока. Они часто звонят друг другу и обмениваются впечатлениями о прочитанном, услышанном или увиденном на канале «Культура». Перед уходом из училища обе оставили библиотеке РМК имени братьев Пироговых прекрасную музыковедческую литературу, «чтобы книги были в помощь и педагогам, и учащимся», – в один голос заявляют подруги.
Они такие разные, музыковеды А.Л.Соболева и Н.Г.Удодова, но роднит и объединяет их одно – музыка, «выраженный в звуках праязык природы» (Э.Т.А. Гофман), которой обе беззаветно служили и остаются верны до сих пор.
Ольга МИЩЕНКОВА