Ликбез по духовым инструментам провел в Рязани музыкант-виртуоз Аркадий Шилклопер
Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Гримерка Аркадия Шилклопера перед концертом в Рязанской филармонии напоминала лавку древностей. Из кофров всех мастей и размеров доставались и раскладывались на столе самые экзотические музыкальные инструменты. Нежно розовел перламутр морской раковины. Глиняным драконом свернулся в кольцо диджериду. Соревновались в длине альпийский рог, карнай и фогельхорн. Блестели медью валторна и флюгельгорн. Все это пиршество духовых инструментов 14 марта представил в нашем городе уникальный музыкант, мультиинструменталист Аркадий Шилклопер в совместной программе с Рязанским губернаторским симфоническим оркестром.
Открывая концерт, Аркадий Шилклопер с улыбкой поблагодарил рязанскую публику за то, что она «не боится музыканта со странной фамилией, не боится странных инструментов и экспериментальных программ». На самом деле, это имя в городе уже знакомо и с энтузиазмом встречается зрителями. Увидев его на городских афишах, можно быть уверенными: будет нечто новое и необычное.
Предыдущий визит музыкального экспериментатора запомнился концертом «Вокруг Моцарта», где было все, кроме самого Моцарта, – только реминисценции на тему. И авторской программой «Tribute to «Yes»» – трибьют английской арт-рок-группе «Yes», соединивший роковую эстетику и симфоническое звучание.
К слову, эта программа скоро появится в виде диска. Средства на создание альбома были собраны на краудфандинг-платформе в интернете. И счастливый музыкант поделился радостной новостью с рязанцами: буквально на днях от компании Warner Brothers было получено разрешение на издание дисков.
Необычные сочетания стилистических направлений – то, что отличает творческие проекты Аркадия Шилклопера. По его же признанию, сам он уже давно перестал думать о стилях, придя к убеждению, что сегодня ценятся универсальные музыканты, которые могут играть всё. «И такие музыканты сейчас на сцене», – такой изящный реверанс сделал прославленный гость в сторону Рязанского симфонического оркестра и его руководителя Сергея Оселкова.
– Я очень люблю краски симфонического оркестра, – рассказал Аркадий Фимович в интервью перед концертом. – По-моему, до сих пор ничего ярче и богаче не создано. Никакие биг-бэнды, духовые оркестры не заменят симфонического звучания. У симфонического оркестра очень много возможностей на стыке направлений, соединения классического наследия с фольклором. Поэтому у меня и появляется так много аутентичных инструментов: ракушки, диджериду, альпийский рог… Они могут быть и деревянные, и керамические, и медные, но все относятся к одной семье духовых инструментов, и всех их объединяет техника исполнительства. При этом каждый инструмент отличается своим тембром, своими красками, что дает возможность реализовывать самые невероятные идеи, выражать их более выразительно и подробно.
«Диалоги с оркестром» – так называется программа, привезенная на этот раз в Рязань. Концерт не академический, как сразу и предупредил музыкант. Это и на самом деле оказались диалоги на самые неожиданные темы: авторские произведения Аркадия Шилклопера и сочинения современных композиторов – где солистами выступили экзотические духовые инструменты.
– Сегодня будут представлены композиции, через которые состоится полноценный разговор с оркестром. Музыка – это не словесное искусство, но в каждом музыкальном произведении есть своя история. И если эта история считывается со сцены, то и публике интересно. А что такое история? Это интрига. Найти такое взаимоотношение с оркестром – это очень важно и, мне кажется, у нас это получилось. По крайней мере, мы почувствовали, что нам есть о чем поговорить и чем обменяться.
О чем поговорить нашлось и со зрителем. Появление нового инструмента музыкант сопровождал ликбезом и комментариями. Поясняя принцип звукоизвлечения раковины, где высота звука регулируется правой рукой, Шилклопер сравнил его со старинной традицией игры на валторне. Сейчас валторнисты играют левой рукой, а правая исполняет вспомогательную функцию. Но изначально инструмент был без клапанов, и играли на нем правой рукой. Четыре концерта Моцарта, например, были написаны именно для такой валторны. Продолжая тему, музыкант упомянул о пятом и шестом концертах, которые были утрачены, но восстановлены по черновикам композитора. И поделился планами, что собирается сыграть эти неизвестные произведения, освоив для этого непривычную технику игры.
Своя легенда досталась и диджериду. Самый древний в мире – такой статус сохраняется за этим музыкальным инструментом австралийских аборигенов. И сакрально он символизирует мужскую силу. Поэтому женщинам, предупредил Шилклопер, прикасаться к диджериду запрещено, не говоря уж о том, чтобы играть. Николь Кидман, которая осмелилась выдуть несколько нот из диджериду ради рекламы своего фильма «Австралия», аборигены предрекли бесплодие. «Правда, наверное, сжалились, поскольку у Кидман ребенок все же есть», – успокоил музыкант, но женщин призвал все-таки не рисковать. А вот мужчинам, чтобы укрепить мужской дух, наоборот, пожелал чаще играть на диджериду.
Своеобразная премьера прошла для фогельхорна: нигде в России, кроме Москвы, Шилклопер на нем еще не играл. Зрители, подбадриваемые музыкантом, долго пытались придумать название этому странному, с квадратными коленцами, инструменту. Дойдя до «рупорфона», соревнования было решено закончить. «Птичий горн» – так на самом деле переводится с немецкого фогельхорн. Свое название инструмент получил в честь изобретателя Роберта Фогеля. «Но вообще-то фогельхорн похож на птицу тукан, – заметил Аркадий Шилклопер. – Он также не имеет никаких клапанов, дополнительных отверстий, так что вся техника игры – это губы музыканта, его дыхание. И мозги», – подвел итог музыкант.
– Появление нового инструмента – это всегда случайность. Диджериду я случайно купил на фольклорном фестивале в Германии. Инструмент уникальный – керамический и выполненный в форме валторны. Прямые и деревянные (так традиционно выглядят диджериду) у меня тоже есть, но на них играть менее интересно. Раковину мне подарили друзья-французы. Сейчас из Бали я привез еще одну, большую по размерам. Первая раковина пролежала у меня без дела довольно долго. Пока не раздался звонок из Гамбурга от организатора некой конференции по водным проблемам, который предложил выступить на открытии. До этого я на раковине не играл, но освоил за два дня, и выступление прошло весьма удачно. С тех пор я ей загорелся и часто использую как необычную краску в своих концертах.
И традиционно самый большой восторг вызывает появление на сцене альпийского рога. За популяризацию этого народного инструмента (редчайшего для импровизационной музыки!) швейцарское правительство вручило Аркадию Шилклоперу именной альпенхорн. Трехметровый, изящный, он создает медитативный, насыщенный звук, заполняющий собой все вокруг. А удерживать этот звук Шилклопер, кажется, может до бесконечности!
Секрет – в особом циркулярном дыхании. В свой прошлый приезд Аркадий Фимович поделился, что даже хотел установить рекорд по перманентному дыханию на альпийском роге для книги Гиннеса.
– Пока не вышло, – признался он на этот раз. – Всё не случается выйти на эту организацию. Даже Денис Мацуев предлагал мне поспособствовать, но пока «руки не доходят». Честно говоря, меня уже это мало занимает. Это не самоцель. К творчеству не имеет никакого отношения, скорее, к спорту. А я все больше и больше отхожу от «спортивных» достижений в искусстве: кто быстрее, кто выше, кто громче. Мне интересней рассказывать.
Вера НОВИКОВА