Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№11 от 19 марта 2020 г.
Есенин с бельгийским акцентом
 Один из лучших саксофонистов Европы подарил знаменитым мелодиям новое звучание

Нынешний год на Рязанщине проходит под знаком 125-летия Сергея Есенина. И первой в этой юбилейной симфонии прозвучала джазовая нота. Причем с бельгийским акцентом. 5 марта на сцене Рязанского театра кукол совместно с группой «Feelin’s» выступил выдающийся саксофонист Франк ВАГАНЭ. 



О Франке Ваганэ говорят и пишут только с самыми высокими эпитетами. Исполнитель, входящий в топ европейских джазовых музыкантов. Руководитель Брюссельского международного джазового оркестра (BJO). Виртуоз-саксофонист и композитор, в наградном портфеле которого престижная премия «Оскар» (за саундтрек к знаменитому оскароносному фильму «Артист»), две номинации «Grammy» (за альбом «Wild Beauty» совместно с BJO), а также огромное количество почетных международных наград, среди которых «Премия фламандской культуры»

Франк Ваганэ родился в 1966 году в бельгийском городе Мехелен. Музыку изучал в Королевской консерватории в Антверпене и оттачивал мастерство в Нью-Йорке. Является лидером и художественным руководителем Брюссельского международного джазового оркестра с момента его основания (1993 год) – сборной Европейского джаза, – для которого пишет значительную часть репертуара. Помимо этого, Ваганэ руководит несколькими группами, а также продолжает интенсивно записываться и под собственным именем. Музыкант активно гастролирует в Европе и Японии, тесно сотрудничает с альянсом выдающихся русских музыкантов – братьев Ивановых – заслуженных артистов России.



С рязанским джазменом Геннадием Филиным и его командой Франк Ваганэ познакомился во время совместного концерта в Брюсселе в 2011 году. Франку понравились аранжировки Геннадия, и особенно он был очарован мелодией «Отговорила роща золотая». Во время экспресс-репетиции бельгийский музыкант остановился именно на этой теме и сказал, что ее он бы хотел не просто импровизировать, а исполнять. В 2015 году Франк записал этот трек для альбома «ЕсенинJazz». А услышать живое исполнение посчастливилось рязанским зрителям на концерте 5 марта. И это было поистине виртуозно: с
аксофон Ваганэ звучал так проникновенно и трепетно, что казалось, из него «выливаются» знаменитые есенинские строки!..



Совместный концерт стал своеобразной репетицией в преддверие крупного Международного музыкального фестиваля «ЕсенинJazz 2020», который пройдет в Рязани летом при поддержке Министерства культуры и туризма Рязанской области и Фонда президентских грантов. Открытие состоится 25 июля на сцене, расположенной на берегу Оки в селе Константиново, в день 55-летия знаменитого музея-заповедника С.А. Есенина. Далее фестиваль будет перемещаться по другим площадкам, а в самой Рязани перетечет в традиционные летние дни джаза и продлится до праздничного концерта в День города.



Среди музыкантов, которые проявили интерес к фестивалю, – Бенни Бенак III (США), Борис Саволделли (Италия), Игорь Бутман, Антон Горбунов, Сергей Клевенский, Виталий Кись. Желание вернуться к прекрасной рязанской публике выразил и Франк Ваганэ, наглядно продемонстрировав, что русские мелодии так же хороши для импровизационного развития в джазе, как и известные американские стандарты.

Открытый и вдохновенный на сцене Франк оказался таким же и в общении, не отказывая в автографах, фотографируясь и охотно отвечая на вопросы.



– Франк, что собой представляет Брюссельский джазовый оркестр? Каких музыкантов он объединяет?

– Брюссельский джазовый оркестр работает на международном уровне. Мы, конечно, выступаем с концертами в Бельгии, но активно концертируем и за рубежом: в Канаде, Южной Африке, Сингапуре, США, даем концерты по всей Европе. Большинство музыкантов BJO родом из Бельгии, хотя у нас есть французский трубач и голландский саксофонист.

– Над какими проектами сейчас работаете?

– В настоящий момент мы готовим несколько новых программ Брюссельского джазового оркестра. «WOW (We orchestrate words)» – нечто среднее между джазовым биг-бэндом, рэпом, DJ и соулом. Программа будет представлена на концертах, и помимо этого в следующем апреле мы запишем новый диск. Еще один проект – «Night 352» – сплав джаза и музыки Ближнего Востока, где биг-бэнд сочетается с кануном, перкуссией и арабским вокалом. «Будущее – это настоящее» – так мы назвали программу, которая нацелена на поддержку молодых музыкантов, открытие новых таланты. BJO приглашает одаренных музыкантов играть свою собственную музыку. «In the Pines» – это кроссовер проект, в котором BJO сочетает биг-бэнд с комиксами. Проблеме защиты прав человека посвящена программа «У нас есть мечта», в рамках которой Брюссельский джазовый оркестр сотрудничает с южноафриканской вокалисткой Tutu Puoane. И, конечно, оркестр не мог пройти мимо самой знаменательной джазовой даты нынешнего года: 29 августа исполняется 100 лет со дня рождения величайшего джазового музыканта Чарли Паркера. Поэтому сейчас также идут репетиции новой программы, приуроченной к этому вековому юбилею. Наконец, в планах оркестра сотрудничество с одним из самых известных фламандских артистов Коммилом Фу. И совместно с французской певицей Камиль Берто мы работаем над новой программой, посвященной легендарному французскому поэту, композитору и исполнителю песен Сержу Генсбуро.

– Сейчас в джазе выделяют очень много направлений. Как бы вы обозначили стиль, в котором работаете сами? И насколько это близко музыке, которую вы играли в Рязани с «Feelin’s»?

– О себе я бы сказал, что это современный джаз для большого джазового ансамбля, который, однако, «обеими ногами» опирается на традиции биг-бэндов. В композициях Геннадия, насколько я могу судить, ощущается влияние русской традиционной музыки. В мелодиях звучат узнаваемые русские темы, и мне это очень нравится. Собственно, в этом и вся разница между нами: моя музыка больше исходит из современного джаза, иногда под влиянием народной музыки Фландрии и ближайших стран.

– На каких инструментах вы играете?

– Я играю на альт-саксофоне и сопрано-саксофоне, а также на флейте, альтовой флейте и пикколо-флейте. Но мой главный инструмент – альт-саксофон. Играю на нем с семи лет.

– Европейский и русский джаз – можно ли вообще говорить о различиях?

– Я думаю, что подлинное звучание джаза и в Европе, и в России одно и то же. Базовые знания у всех одинаковые, а границ в музыке сегодня не существует.

– Ваше мнение о «ЕсенинJazz»?

– «ЕсенинJazz» – это весьма достойный проект: красивая музыка, оригинальные аранжировки, талантливые музыканты, причем из самых разных стран. Мне приятно принимать в нем участие, и я уверен, что его ждет успех. Русская музыка наполнена нежностью, она очень мелодичная. Ее очень интересно играть, она проникает в сердце и сразу ложится на душу.

Фото Андрея ПАВЛУШИНА
Вера НОВИКОВА