Рязанским спортклубам совсем скоро срежут бюджетное финансирование?
Вчера домашним матчем старт в новом сезоне взял футбольный клуб «Рязань», через пару месяцев его примеру последуют хоккейный, баскетбольный и волейбольный тезки. На первый взгляд, все, как и в прошлые годы. Однако это не совсем так: вокруг профессиональных клубов Рязанской области сейчас царит ажиотаж, сопоставимый с шекспировским «Быть или не быть?» Как следствие – нервозность, слухи о скором прекращении финансирования и благодатная почва для разного рода спекуляций.
С чего все началось
Первым, кто поднял вопрос целесообразности финансирования спортивных клубов из регионального бюджета, стал депутат Рязанской областной Думы Станислав Подоль, который в одном из своих прошлогодних интервью отметил: «Четыре профессиональных клуба, выступающих за Рязанскую область, съедают половину бюджетных денег на спорт». Понять генерального директора агромолочного комбината «Рязанский» было немудрено, поскольку в последнее время из людей бизнеса именно он поддерживал спортивные проекты финансово больше кого бы то ни было. Оказывал спонсорскую помощь юной рязанской фигуристке Александре Трусовой, своими фантастическими рекордами прогремевшей на всю планету, внес свою лепту в успехи футбольного клуба (ФК) «Рязань», а в мини-футбольном «Элексе-Фаворите» Подоль и вовсе президент. Хорошо это или плохо, но сказанное им тогда широкого общественного резонанса не получило.
Однако тема уже витала в воздухе, и в начале нынешнего года «упавшее знамя» подхватила еще один депутат областной Думы – Татьяна Гусева. С присущим председателю региональной Торгово-промышленной палаты напором ею был организован «круглый стол», на который пригласили авторитетных людей из мира рязанского спорта, вот только представителей профклубов позвать почему-то не удосужились. Вопросы были поставлены правильные: почему рязанские команды наводнили легионеры (при этом места они занимают в числе аутсайдеров), и почему игроки получают приличную зарплату независимо от результатов выступлений?
Как это было
С постановкой этих вопросов народные избранники опоздали как минимум на несколько лет. К примеру, «Новая газета» борьбу с недоброкачественными явлениями в рязанском спорте начала много раньше и, без лишней скромности, уже успела добиться весомых результатов. Это касается футбольных клубов – мужского и женского. Во многом благодаря нашим публикациям в первом – львиную долю теперь составляют местные воспитанники, во втором – начали появляться доморощенные звездочки. Чтобы не быть голословными, для примера расскажем, что представлял собой ФК «Звезда» (предшественник «Рязани») всего каких-то шесть лет назад.
Итак, весна 2012-го. Перед заключительной частью первенства России команда находилась на 12-м месте без серьезных турнирных перспектив и реально могла подняться разве что на ступеньку выше. Это обстоятельство никого не смущало: подготовка команды велась с небывалым размахом, она провела три южных учебно-тренировочных сбора, в ее заявке появилось десять новых фамилий. И все это лишь для того, чтобы провести девять матчей. Итог удручил: рязанцы двенадцатые (на тот момент это третье место с конца). Может быть, в это время создавался костяк коллектива, закладывался фундамент для будущих побед, что в подобной ситуации было бы вполне логично?! Ответ отрицательный: вскоре «Звезду» покинули 12 игроков, а им на смену пришли 16 новых, то есть фактически была сформирована абсолютно другая команда.
И так из года в год. За время своего существования Государственное автономное учреждение «Звезда» представляло Рязанскую область в первенстве России четыре сезона, но так ни разу не попало даже в десятку сильнейших. При этом перебоев с финансированием спортивное госучреждение не испытывало, функционеры клуба не бедствовали, хотя их «работа» отдачи не приносила ровным счетом никакой. И подобное положение устраивало всех, включая губернатора Олега Ковалева…
Ломать – не строить
В последние годы ситуация в отдельно взятых клубах заметно улучшилась, именно поэтому болельщики всерьез озаботились заявлениями о возможном перераспределении бюджетного финансирования в пользу массового и детского спорта. Да и глава региона Николай Любимов уже не раз заявлял во всеуслышание, что профессионалов должны финансировать частники, а не государство.
На сегодняшний день в Рязанской области функционируют пять так называемых профессиональных клубов (при этом по-настоящему серьезные зарплаты лишь в хоккейном и женском футбольном). Возможно, число это в самом деле несколько завышено и без каких-то из них запросто можно было бы обойтись. Но что поделать – так исторически сложилось и решать судьбу каждой финансируемой из бюджета команды лучше не келейно, а коллегиально. При этом детально проработав все возможные варианты и изучив общественное мнение.
Инициаторы спортивной оптимизации, похоже, пока не представляют всей полноты картины, сложившейся в профессиональных клубах, и не готовы к публичному обсуждению ими же поднятых вопросов. Пока вроде бы никого не закрывают, но поэтапное снижение затрат на профессиональный спорт непременно приведет к тому, что клубы (потеряв даже незначительную часть финансирования) окажутся не в состоянии доказывать свою эффективность со всеми вытекающими последствиями. Неудивительно, что первой в набат забила наиболее активная болельщицкая прослойка – ветераны спорта, которые не понаслышке знают, что такое потерять команду и сколько потом нужно времени, сил и финансов, чтобы хотя бы вернуть ее на прежние позиции в турнирной таблице (последний яркий тому пример – хоккейный клуб «Рязань»).
Ставка на своих
Ситуация складывается парадоксальная. Отовсюду настоятельно звучат пожелания: в профклубах должны играть свои воспитанники (депутаты областной Думы этот вопрос обсуждали в ходе «правительственного часа» еще в феврале). И это абсолютно правильно. Но если взглянуть с другой стороны, то вдруг выяснится, что ни у футбольной, ни у хоккейной дружин собственных детско-юношеских спортивных школ для подготовки этих самых воспитанников нет. Областная ДЮСШ по футболу, которая вроде бы как должна стать главной кузницей талантов, для их взращивания надлежащих условий не имеет. Ее базой планировали сделать футбольный центр с манежем, начало строительства которого все ждали с таким трепетом, но, похоже, в ближайшем будущем этому проекту осуществиться не суждено.
Еще одно заблуждение, что клубы могут зарабатывать сами (не какие-то мифические, а именно наши). И на чем же, если не секрет: на продаже телевизионных трансляций, билетов, атрибутики или тех самых воспитанников, которых пока нет? Им даже болельщиков пригласить толком некуда (ледовый дворец «Олимпийский» – приятное исключение). Баскетболисты (и мини-футболисты тоже, хоть и непрофессионалы) домашние игры большей частью проводили в городе Рыбное в 20 км от Рязани. Спортзал Рязанского госуниверситета, где принимают соперниц волейболистки, для проведения массовых мероприятий попросту не предназначен. Родной дом мужской и женской футбольных команд – стадион «Спартак» – не в состоянии защитить в непогоду, что не способствует увеличению зрительской аудитории...
В подобном положении неудивительно, что спортивных меценатов в регионе как-то не наблюдается. Хотя привлекать частные инвестиции, безусловно, надо. Из последних примеров – это создание по инициативе бывшего губернатора Ковалева попечительского совета ФК «Звезда». В его состав кто только не входил, а в работе первого заседания даже приняли участие вице-губернатор и первый заместитель председателя правительства области. Однако дальше этого дело, кажется, так и не пошло.
Что делать
Остается разве что искать компетентных менеджеров, готовых вывести работу на новый уровень, но их во всем российском спорте – единицы. Минспортом была введена система баллов, полученных за сезон, которая призвана определить эффективность каждого клуба. Правда, по каким критериям ее оценивать, не совсем понятно: у всех команд имеются как плюсы, так и минусы.
Исходя из этого будем надеяться, что региональное руководство примет мудрое решение, чтобы, как говорится, и овцы были целы, и волки сыты. И массовый спорт не был ущемлен, и профклубы не забыты, поскольку пока без бюджетного финансирования им попросту не выжить.
Юрий МАТЫЦИН