Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№33 от 19 августа 2010 г.
Жертва жестокого времени
ОТ АВТОРА
Эта статья является напоминанием рязанцам о приближающемся юбилее писателя Ивана Ивановича МАКАРОВА – нашего земляка. Он родился 30 октября 1900 г. в селе Салтыки Ряжского уезда. Так сложилось, что в этот день поминают и погибших в сталинских репрессиях...



И.И. Макаров погиб в застенках НКВД в Москве, на Лубянке. Его долго мучили, пытали, а затем расстреляли. Это случилось 17 июля 1937 г.

Биография Макарова состоит из множества пробелов. Можно смело заявить, что рязанцы в большинстве своем не знают ни имени его, ни его произведений. Время наложило на его жизнь и творчество роковую печать.

В феврале 1937 г. он был арестован как один из идейных вдохновителей и организаторов якобы террористической организации, состоящей из крестьянских писателей, целью которой было убийство И.В. Сталина. «...Физическим исполнителем террористического акта против Сталина намечен поэт Павел Васильев, привлеченный к этому делу лично Макаровым на основании указания Бухарина...» (из протокола допроса писателя М. Карпова).

Через много лет комиссия по реабилитации установит: заговора против Сталина не было и быть не могло. Сверхсрочно надо было убрать Бухарина, авторитетного в партии и стране человека, у которого со Сталиным были тактические расхождения в вопросах о построении социализма. Некоторые «заговорщики» (в том числе и Макаров) находились, если не в приятельских, то в товарищеских отношениях с Бухариным и это сослужило им плохую службу.

Макаров признал свою вину. Как добивались признания вины у без вины виноватых «врагов народа», сегодня известно на примере В.Э. Мейерхольда. Подручный военного следователя бил молотом по фалангам пальцев и «выбивал» из него «нужные» сведения. Макаров был готов дать любые показания, лишь бы его не били.

Вот такими способами в конце 1930-х годов выкорчевывалось инакомыслие у людей, не согласных с отменой НЭП, с методами сплошной коллективизации, когда разоряли и уничтожали крепко стоящего на земле мужика-трудягу, «когда кровью и железом была вычищена прежняя избяная Русь» (М. Слоним).

Когда Макаров понял, что ему не вырваться из душных подземелий Лубянки, он высказал свое отношение к власти и проводимой ею политики: «В СССР осуществляется не социализм, а голая неприкрытая эксплуатация трудящихся. Партия оторвалась от масс. Она не выражает интересов русского народа. Она осуществляет эту политику путем полицейского террора, превращая Россию в николаевскую казарму».

Никто из подследственных вот так резко, открыто на допросах не заявлял, как Макаров. Видимо, это им выстрадано. Сравним это заявление с эпизодом из первого романа Макарова «Стальные ребра» (1929 г.). Главному герою Филиппу Гуртову – личности неординарной, энтузиасту строительства электростанции в родном селе (в условиях НЭП, когда в стране существовали рыночные отношения), товарищи по партячейке предъявили ультиматум: «Строить социализм... давай строить, становись в один ранжЕр, одначе, ни туда, ни сюда, как по линейке». Филиппу, человеку предприимчивому, такой социализм по «РАНЖИРу» показался ущербным, противным природе человека. Он возмущенно воскликнул: «Мы из противоречий, как одеяло детское, из кусков собраны!».

За какой же строй ратовал Макаров? Для краткой характеристики всего написанного им по этому вопросу я воспользовался определением, данным в конце 1960-х годов партийным лидером Чехословакии Александром Дубчеком – «социализм с человеческим лицом» отвечал бы взглядам Макарова.

Жизнь Макарова не менее интересна, чем его произведения. Современники отмечали, что в литературу пришел человек, одаренный, многообещающий в своем творчестве. Всего за 10 лет он написал 6 романов, 4 повести и множество рассказов. Макаров неоднократно премировался на литературных конкурсах: «Зуб за зуб» (1927 г., премия журнала «Мир приключений»), «На повороте» (1929 г., премия журнала «Следопыт»), «Замолк бубен» (1930 г., первая премия журнала «Мир приключений»).

В это время в нашей литературе было много ярких имен и среди них – наш земляк
И. Макаров. В.В. Маяковский, прочтя в рукописи повесть Макарова «Рейд Черного Жука», восхитился: «...Прочел одним махом, не отрываясь. Я был поражен дьявольской изобразительностью автора, его языком».

Некоторые проблемы, которые пытались разрешить персонажи произведений Макарова, актуальны и сегодня. События в романе «Стальные ребра» происходят в середине 20-х годов. После «военного коммунизма» НЭП приоткрыла отдушину для деловых людей. Не имея ни гроша в начале романа, Филипп Гуртов сумел-таки осуществить мечту – построить в селе электростанцию, наивно предполагая, что с включением рубильника удастся одолеть «идиотизм деревенской жизни».

Роман «Стальные ребра», помимо других достоинств, является учебным пособием в талантливом художественном исполнении для всякого человека, решившего открыто свое дело. В романе четко просматривается алгоритм поведения деловых людей, начиная с поиска первоначального капитала и кончая включением рубильника в нашем случае.

Наибольший интерес к творчеству Макарова возник в хрущевскую «оттепель», когда надо было показать все ужасы сталинизма. Предисловия к его произведениям пестрили глаголами с частицей «НЕ» или словесными штампами, такими как: «заблуждения и ошибки идейного характера...», «пафос победы над старым не стал главным...» и т.д., и т.п.

С 1970 г. произведения Макарова не печатаются. В советское время кроме неприятностей от публикаций этих произведений ничего не приобреталось. У этого писателя напрочь отсутствовала «преднамеренная расчетливость», т.е. желание втиснуть свое творение «в соответствующий ящичек с циркулярной наклейкой». Он не позволял, чтобы его произведения «кургузили, обрезали и втискивали в этот ящичек», именуемый социалистическим реализмом. «Жизнь-то шире ящичков, они ее на «ура» вроде как на штурм, на перьях, как на штыках, всунуть хотят», – это слова из романа Макарова «Миша Курбатов» (1936).

В Рязани Макаров – сирота как писатель. Его знают, почитают по-настоящему в селе Салтыки и в г.Ряжске. В 100-летний юбилей Макарова в 2000 г. на здании бывшей Ряжской уездной гимназии, которую Макаров закончил в 1919 г., установлена мемориальная доска. В Салтыках давно функционирует музей Макарова. Перед самой смертью писатель Юрий Иванович Веденин сумел переслать в этот музей один экземпляр своей рукописи о жизни и творчестве Макарова – итог многолетней планомерной работы в архивах. Юрий Иванович надеялся, что эту рукопись земляки Макарова сумеют напечатать.

В Рязани Макаров жил с 1922 г. до начала 1930-х годов. Он один из организаторов молодежного движения на Рязанщине. В конце 20-х годов был директором землеустроительного техникума. Его первые рассказы появились именно на страницах рязанских газет.

Макаров был одним из инициаторов создания Рязанской ассоциации пролетарских писателей и организаторов первой рязанской охранной конференции РАПП (сентябрь 1929 г.). В Рязани он написал свой первый роман «Стальные ребра».

Ю. Ведениным установлено, что Макаров проживал на ул. Ленина в 2-этажном доме. Дом в то время значился под номером 38.

Очень жаль, что в Рязани Ивана Макарова не почитают должным образом. Надо что-то сделать к 110-летнему юбилею земляка 30 октября.

Обращаюсь к краеведам Рязани. Нельзя ли уточнить:

1. Цело ли здание землеустроительного техникума, директором которого был Макаров?

2. Сохранился ли дом на ул. Ленина, в котором проживал наш земляк? (В 1929 г. этот дом значился под номером 38).

Может быть, как-то удастся отметить эти здания. Иначе горьким упреком нам будут слова, произнесенные персонажем повести Ивана Макарова «На земле мир» (1930 г.): «Родина, говорит, Родина! Стыдно за такую Родину. Позор один. Вы только подумайте, что на этой Родине творится. Все лучшее, все, что могло бы избавить человечество от мук невыносимых, все это лучшее погубляется. Вот мы про писателей заговорили, а ведь самых лучших-то из них извела Родина... Не Родина, а тирания, скопище и засилье подлых, захлюстанных чиновничьих душонок».

Владислав ШИБКОВ