Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№35 от 19 сентября 2013 г.
Святой источник музыки
25 сентября хор Параскевы Пятницы отметит 15-летие праздничным концертом


 
Три вечера каждую неделю в камерном зале Рязанской филармонии собирается для репетиций хор Параскевы Пятницы. Чистые девичьи голоса слышны издалека, еще открывая дверь с улицы. Звонкой россыпью разносятся они по залам, и, правда, напоминая ангельское пение (как часто пишут об этом коллективе). А, поднимаясь в камерный зал, под самое небо, ассоциация становится еще ярче. Но видишь, что «ангелы» оказываются обычными рязанскими барышнями: джинсы, куртки… Могут и посмеяться, и пошептаться в перерывах. Вот только на перерывы времени совсем не остается: в эти дни хор активно репетирует перед серьезным выступлением. 25 сентября в 19.00 в камерном зале зрителей ждут на юбилейный концерт, посвященный 15-летию хора Параскевы Пятницы.
 
Официальный отсчет своей истории хор начинает с осени 1998 года, когда коллектив впервые выступил на сцене, как участник концерта. В январе 1999 года состоялись 12 концертов в Архангельском соборе Рязанского кремля. Выступления собирали столько слушателей, что яблоку буквально не было где упасть: люди стояли вплотную плечо к плечу, сидели на газетах.
 
– Обернешься, а лица – в слезах! – рассказывает бессменный художественный руководитель коллектива, лауреат всесоюзных конкурсов Борис Николаевич Ананьин. – Мы чувствовали, насколько эмоционально принимают нашу музыку. Наверное, именно поэтому и решили продолжить работу…
 
В мае того же года прошел первый концерт хора как коллектива, входящего в состав ГКО «Рязаньконцерт». Хор обрел официальный статус, с каждой молодой певицей были заключены трудовые договоры, что составляло предмет особой гордости (практика, к сожалению, в последние годы утрачена, и хор вынужден существовать на собственном энтузиазме).
 
Но на самом деле начиналось все еще раньше, в 1996 году в церкви Параскевы Пятницы села Панино Спасского района. Каждое воскресенье несколько девушек – студенток музыкального колледжа – собирались, чтобы помочь хоровым пением церковной службе. Борис Николаевич, смеясь, вспоминает, как в его машину, бывало, вмещалось по восемь человек!
 
– Девочки в очередь вставали, чтобы ехать, – делится воспоминаниями директор хора, музыковед Наталья Михайловна Щербакова и с гордостью добавляет, – сейчас они все – преподаватели вузов!
 
Так, одна из первых солисток хора Екатерина Рождествина, ныне преподаватель Академии хорового искусства, примет участие в юбилейном концерте: в ее исполнении прозвучит знаменитое песнопение «Да исправится молитва моя», так любимое поклонниками хора.
 
Таких номеров, популярных и всегда встречаемых аплодисментами, в репертуаре хора накопилось за эти годы великое множество. Основное направление работы коллектива – это поиск, возрождение и исполнение русской православной музыки разных эпох: знаменный распев, партесный концерт, служебная церковная музыка, современные православные произведения. В репертуаре – произведения Бортнянского, Чеснокова, Кастальского, Чайковского... Хор исполняет произведения, которые сегодня в храмах практически не поются, поскольку требуют долгих репетиций и подготовленных певиц. 
 
Особое внимание уделяется именам наших земляков, внесшим свой гениальный вклад в развитие православной музыки – талантливейший дирижер и композитор профессор Александров, отец Михаил Виноградов, талантливый и малоизвестный композитор профессор Кротков, также в репертуаре православная музыка ныне живущих композиторов заслуженного деятеля искусств Валерия Григоренко, профессора Татьяны Смирновой. 
 
Широк и светский репертуар коллектива: хоровые произведения Гайдна, Шумана, Римского-Корсакова, Рахманинова и др. Необычайный отклик у публики всегда получают произведения советский песенной классики. Юбилейная программа «Господь просвещение мое», которая прозвучит на праздничном концерте 25 сентября, представит калейдоскоп из православной музыки Византии, русского средневековья, а также современных духовных произведений.
 
Каждый концерт хора Параскевы Пятницы – это не только отдохновение души, но и работа ума. Выступления сопровождаются лекциями: Наталья Щербакова, много лет скрупулезно изучающая русское церковное пение, открывает зрителям неизвестные страницы истории музыки русского Православия. 
 
Сложные аранжировки и переложения, написанные для женского хора Борисом Ананьиным, поднимают уровень молодежного хора на серьезную профессиональную высоту. Концертное исполнение церковной музыки требует безупречного строя, тончайшей фразировки, бережного отношения к нюансам и абсолютное чувство стиля. Постоянно обновляющийся хор (костяк коллектива составляют студентки музыкального училища) выпускает из своих рядов серьезно подготовленных певиц. Конечно, далеко не все воспитанницы продолжают свой путь в профессии. Но как бы ни складывалась их дальнейшая судьба, участие в хоре становится  настоящей школой жизни.
 
– Концерт в жизни любого артиста – высшая точка отсчета, – убеждена Наталья Щербакова. – Если концертов нет, то коллектив погибает. Профессионал должны работать, напрягаться, чтобы постоянно шел физический и духовный труд. Сейчас в обществе идет очень странная политика по поводу усталости. Не трогайте ребенка: он устал! Но человек должен трудиться всегда, главное менять виды деятельности, подпитывать интерес.
 
Число концертов хора за эти годы перевалило уже за две сотни! Среди них выступления в Доме Союза композиторов России (Москва) и в Малом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, гастрольная поездка в Мюнстер (Германия), участие во всех региональных и Всероссийских фестивалях православной музыки, посвященных памяти протоиерея Михаила Виноградова. Большие и малые города, села и районные центры, монастыри, храмы, дома престарелых и колонии, школы и больницы – хор везде находит теплый прием и с первых минут выступления влюбляет слушателя в свою музыку.
 
А иначе, наверное, и невозможно. Звучание хора такое же чистое и исцеляющее, как вода в святых прозрачных источниках Параскевы Пятницы, бьющих на рязанской земле. Поэтому так и тянутся к нему люди. Не случайно каждый концерт Наталья Щербакова открывает одними и теми же словами, приветствуя зрителей, пришедших в первый раз: «Здравствуйте дорогие наши слушатели, постоянные и новые! Вы пришли слушать лучшую из всех существующих жанров музыку – живой человеческий голос!»
 
Вера НОВИКОВА