Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№36 от 19 сентября 2019 г.
Речные ворота Рязани: в чьих руках замок и ключ
 По какому пути пойдет водный транспорт региона и при чем тут фирма из Люксембурга

Современную экономику невозможно представить себе без перевозки грузов. Это основа торговли, а значит, сбыта продукции, следовательно, и самого производства. Тысячи тонн изготовленных в одном месте товаров постоянно перемещаются в другие, где они нужнее. Например, свежемороженая атлантическая рыба отгружается из Мурманска на рязанские консервные заводы, а рязанские лаки и краски отправляются за Полярный круг, чтобы раскрашивать стены утепленных северных домов.

На корабле дешевле всего

Атлас экономической географии за 10–11 классы подсказывает, что виды транспорта бывают разные: автомобильный, железнодорожный, морской, речной, воздушный и даже трубопроводный (перекачка газа и нефти осуществляется как раз им). Если сравнивать стоимость перевозок каждым из них, то неожиданно для многих окажется, что корабль потребует наименьших затрат. И хотя российские реки – не океан, по которому можно двигать напрямик суда, поднимающие на борт сотни тысяч тонн, все-таки возить грузы по воде почти всегда дешевле. Вот пример из обычной университетской курсовой работы 2009 года: доставка одного килограмма товара на 250 км автомобилем стоила 4,3 рубля, железной дорогой – 5,2 рубля, речным судном – 3,7 рубля.  

Поняли это соотношение еще в конце XIX века, когда в пределах Рязанской губернии по Оке ходило вверх и вниз около 400 самодвижущихся баркасов и пароходов, а грузовыми баржами часто владели даже сельские жители – например, дед Сергея Есенина, крестьянин Федор Титов.

Смелым планам не хватает глубины

Но почему в экономике современной Рязанской области перевозки водным транспортом занимают лишь считанные проценты? Основных причин три, и все они замыкаются на неразвитость инфраструктуры:

1. Плохая проходимость рек.
2. Неудобные места погрузки и выгрузки.
3. Старость большинства плавсредств.

В перечень внутренних водных путей региона включено 729 километров рек – в основном лишь Ока на всем протяжении от Вакина до Елатьмы (489 км), но частично также реки Мокша и Цна. Все они в последние десятилетия мелеют. Рязанцы прекрасно это видят на примере Трубежа – около городского кремля он превратился в узкий ручеек глубиной максимум по пояс.



Пляж на Оке в районе автодорожного моста на Солотчу тоже фактически соединился с соседним речным островом, хотя всего восемь лет назад между ними была глубокая и широкая протока. 

Летом 2019 года на пресс-конференции в областном правительстве губернатор Николай Любимов сообщил, что рязанские власти попытаются добиться включения рязанских рек в федеральные программы по углублению дна. Вполне возможно, что это удастся сделать. Например, в 2013 году Рязанская область уже обращалась в федеральное министерство транспорта с программой возрождения судоходства по Оке до Нижнего Новгорода. Олег Булеков, бывший тогда региональным министром экономразвития, смог выпросить субсидии на реконструкцию гидроузла Кузьминское. Что это дало? Возможность регулировать уровень воды в Оке на границе с Московской областью, то есть бороться с обмелением. 

Но юго-восточнее Рязани подобных гидроузлов со шлюзами нет. И в нескольких местах Ока под конец лета имеет летом на фарватере (то есть в самом глубоком месте) глубину около одного метра семидесяти сантиметров. Выходит, следующее поколение барж надо делать плоскодонным?  

Ржавеющая стать и засыпанные песком рельсы

Но о строительстве новых поколений плавсредств речь пока вообще не идет. Разглядывая суда, бороздящие Оку в пределах Рязанской области, можно догадаться (а то и в открытую прочитать на борту), что их возраст – более 40 лет. Это значит, что в ближайшие годы им потребуется либо капитальная реконструкция, либо полная замена. Но в 2017 году руководитель рязанского порта Сергей Калинин рассказывал в интервью, что окупаемость одной баржи составляет как раз около 30 лет, поэтому строить новые суда практически невыгодно. 



И это значит, что 42 предприятия и индивидуальных предпринимателя, которые значатся в реестре как осуществляющие грузоперевозки по Оке, пользуются в основном наследием СССР.

Оборудованных грузовых порта в Рязанской области всего два – Рязань и Касимов, плюс чисто грузовые пристани около песчаных и известняковых карьеров в Касимовском районе. Именно неразвитость инфраструктуры и стала тормозом на пути возрождения водного транспорта. Если посмотреть на состояние портов на примере рязанского, нетрудно заметить, что его оборудование представляют причалы 1970-х и подъемные краны 1980-х годов. 

Почему сегодня баржами в Рязанской области возят в основном лишь песок и щебень из карьеров по берегам Оки? Потому что порты, где могли бы осуществляться перегрузки других товаров, плохо увязаны с иными видами транспорта. Например, что с железнодорожной линией к старому рязанскому грузовому порту в Борках? Она частично засыпана песком. Где современные терминалы для погрузки товаров с автотрейлеров на суда в Касимове? В основном в мечтах и проектах.     

Порт сухой и влажный

Осенью 2018 года в СМИ заговорили про создание транспортно-логистического комплекса «Сухой порт Рязань». По идее, он должен объединить клубок автодорог и железнодорожных путей, проходящих через столицу области. Соглашение о намерениях вложить туда как минимум 4,8 и как максимум 7,7 миллиарда рублей власти подписали с инвестиционной компанией из Люксембурга. Ответ на вопрос «А она уже что-то построила в России?» выводит на догадку, что не обошлось без прежних связей губернатора – предыдущим деянием инвестора было строительство мультимодального логистического центра в Калужской области.     



Смогут ли в «сухом порте» задействовать «порт влажный», то есть речной? Уйдет ли часть средств на состыковку в Рязани железнодорожной и водной магистралей? Возродится ли перевозка грузов по Оке? Окажутся ли на выделяемых 240 гектарах земли склады компаний, готовых использовать суда в своих логистических схемах? А среди планируемых новых трех тысяч рабочих мест – рабочие места для работников водного транспорта?

Ответы на все эти вопросы стоит ждать в скором времени. По словам Николая Любимова, давшего в сентябре 2019-го интервью агентству ТАСС, первые поставки через «сухой порт» запланированы на 2020 год. 
Андрей ШАМИН
Заказ и установка откатных ворот