Чем обернутся внутрипартийные чистки для рязанской власти?
Как известно, партия дураков у нас самая многочисленная, какой бы ни была государева кормушка, вокруг нее всегда слышно чавканье, а обещанного четыре года ждут — потом готовятся к новым выборам. В справедливость каждого из этих тезисов в ближайшее время предстоит убедиться и рязанцам.
На одном из последних пленарных заседаний Государственный думы депутат от Рязанской области Владимир ФЕДОТКИН возмутился неоправданно высокими ценами на шоколад. Хотя на отсутствие сладкой жизни должны были бы в первую очередь жаловаться не оппозиционеры, а члены правящей партии. Для них анонсировано наступление тяжелых времен.
Думская избирательная гонка должна пройти на фоне кампании по борьбе с привилегиями, обновлению элиты и повышению эффективности бюджетных трат. Тренды задает федеральный центр, справедливо полагающий, что реалии диктуют изменения, без которых поддержку населения можно растерять в стократ быстрее, чем приобрели, а тогда и до новых «болотных» недалеко. Однако если так пойдет и дальше, то у нас во власти останутся люди только двух сортов: ни на что не способных и способных на все. Потому как вместо создания условий для вызревания новых политиков — со сплавом опыта, молодости и ответственности, их пытаются вывести искусственным путем. Вместо развития подлинно демократических институтов, решают проблему вырождения управленческого блока директивными методами. Но и здесь с виду благие намерения натыкаются на суровую действительность: никто всерьез на местах к перезагрузке не готов. Остаются только безликие исполнители с «безупречной репутацией» и те, кого никакие запреты остановить не в состоянии.
В итоге отрицательная селекция рискует привести к повторению сценария прошлой перестройки. У Кремля есть понимание того, что прежние критерии отбора во власть себя исчерпали, особенно это касается профессионализма исполнительной власти на региональном уровне и качества депутатского корпуса на всех этажах. Но серьезного ослабления вожжей и радикальных реформ все боятся, так как они способны выплеснуть с водой и ребенка. То есть если устраивать реальные чистки, то будет риск потери управляемости территориями. Поэтому мы и видим лишь имитацию и отдельные показательные выступления в надежде на то, что на местах сами догадаются вовремя «переобуться». Выбран просто более комфортный вариант обновления власти — вместо эффективного, но опасного. То, что обновления нужны, никто из пребывающих в трезвой памяти не отрицает. Если что-то не развивается, оно умирает. Нельзя десятилетие и даже пять лет стоять на месте. Но если эксперимент с мягкой перезагрузкой политической элиты себя не оправдает, мы неминуемо столкнемся с эффектом отложенных потрясений. С тем, что и погубило Советский Союз.
Идет формирование новой негативной, протестной внутриполитической повестки дня. Есть спрос на «национализацию» элит, на новые лица. Растет раздражение от социально-экономической ситуации. Тут тебе и рост цен, и повышение пенсионного возраста, которое анонсировал лидер ЕдРа Дмитрий Медведев. В этих условиях властью с практической точки зрения был взят верный курс на самоограничение.
Политологи прогнозируют, что персональный состав Госдумы следующего созыва изменится более чем наполовину. Скорректировала свой подход к подбору кадров в первую очередь «Единая Россия»: теперь она провозглашает, что бизнесменам в депутаты массового хода не даст, кандидатов (без судимостей и зарубежных активов) будет отбирать только по результатам праймериз. Распространяются новые требования даже на муниципальный уровень — всех парламентариев (а не только занимающих посты и получающих официальную зарплату) обязали декларировать доходы и конфликты интересов. То есть, например, ситуация, когда депутат владеет каким-либо бизнесом и сидит в профильном комитете гордумы, должна быть исключена. Ожидается массовый исход коммерсантов из фракций правящей партии. Да и кто в здравом уме останется в рядах, когда выборы должны пройти на фоне борьбы ЕР с коррупционерами в собственных рядах?
Впрочем, не будем наивными. На практике реализация установок с большей степенью вероятности приведет лишь к деградации представительных органов: никто из местных «олигархов» от лоббизма не откажется, просто вместо себя будет наделять мандатами марионеток без гроша за душой, но зато преданных. В отсутствие конкуренции такие «куклы» будут все равно, за счет денег и административного ресурса, одерживать убедительные победы. Потому как взамен свободных выборов нам все также предлагается эрзац-праймериз. Так что править останутся, как и прежде, не личности, а наличности.
В Рязани же отделять власть от бизнеса хотя бы формально не спешат. Вот и вакантное место депутата областной Думы от «Единой России» на прошлой неделе досталось председателю совета директоров группы компаний «Доступное жилье» Александру КАЛАШНИКОВУ — несмотря на то, что большинство в региональном законодательном органе и без того держали предприниматели. И вряд ли решение посадить в кресло Калашникова было продиктовано каким-то иными интересами, кроме финансовых. Ведь он до недавнего времени и единороссом не был, а возглавлял региональное отделение «Патриотов России». Партии, в которой, к слову, снова сменился председатель: от дел отошел Владимир ТОРОПОВ, а вместо него на пост заступил Дмитрий ИЛЬИЧ.
Кстати, Калашников попал в облдуму благодаря стремительному переходу на федеральный уровень Елены МИТИНОЙ. К сожалению, за почти месяц работы в Госдуме она себя никак не проявила. Непривычно, но в последнее время в публичном поле больше заметны члены верхней палаты российского парламента, а не нижней. Мы-то привыкли к тому, что представляющие регион в Совете Федерации вообще никак себя не проявляют, однако Николай БУЛАЕВ и Игорь МОРОЗОВ ломают стереотипы. Правда, активничают сенаторы все больше по внешнеполитической повестке, никоим образом жизнь рязанцев не затрагивающей. К примеру, дружно возмущаются действиями сотрудников Charlie Hebdo — французского журнала, ставшего, кажется, самым популярным и обсуждаемым СМИ в России, где его никто в глаза не видел. Хотя Морозов еще и высказался за запрет полетов в Турцию и Тунис, это бы рязанцев точно коснулось. Но здесь он, кажется, встал немного впереди паровоза.
А вот оппозиционные депутаты Госдумы от области вполне себе активны. Вышеупомянутый глава обкома КПРФ Федоткин, помимо шоколада, озабочен и многими другими проблемами. Так, он официально внес поправку в бюджет страны о выделении 70 млн рублей на начало строительства новой больницы СМП в Рязани. Александр ШЕРИН (ЛДПР) постоянно выступает на думских пленарках: к примеру, с идеей повысить МРОТ до 10 тысяч или освободить от взносов малозарабатывающих ИП. Судя по всему, в награду за боевитость и был на днях по партийной квоте назначен первым замом председателя комитета по спорту. Дмитрий ГУДКОВ, единственный из рязанцев попавший в составленный экспертами ТОП-100 депутатов, пытался отменить некорректно применяемый закон об « иностранных агентах» (но пока безуспешно). Правда, Гудков уже объявил, что на следующих выборах будет баллотировать не от Рязани, а от Москвы.
Проблема действительно хорошо работающих в Госдуме оппозиционных депутатов в том, что их старания остаются незамеченными большинством рязанских избирателей. Те же Шерин и Федоткин недавно говорили и о том, что им даже не выделяют на местных телеканалах положенные по закону 10 минут эфирного времени в месяц . Оно, конечно, понятно: поддерживаемые государством СМИ для того и существуют, чтобы убеждать население в безальтернативности власти. Но у проблемы есть и обратная сторона: редко когда рязанские политики жестко поднимают местные проблемы, почти не бьют по региональным властям. Хотя на той же антикоррупционной теме в масштабах области можно было бы «выехать» так, что и телевидение не понадобилось бы. Тем более, поляна свободна: «Народный фронт», призванный держать в тонусе губернаторов и мэров, в Рязани стал совершенно беззубым.
Если в других регионах ОНФ разоблачает сомнительные госзакупки, ищет признаки хищения бюджетных средств, критикует чиновников за платный пиар в прессе и приобретение предметов роскоши, то в Рязани мы ничего этого не видим. По мнению ряда политологов, «Народный фронт» – проект, призванный бороться с условными «плохими боярами» при «хорошем царе». Он выполняет сдерживающую функцию на местах, не дает властям уж совсем расслабляться и наглеть. Но о чем говорить, если даже к качеству ремонта рязанских дорог ОНФ предъявил претензии только после инспекции в рамках федерального проекта? Рязанские «фронтовики», получается, не знали, что у нас хороший асфальт на дорогах просто так не валяется? Да даже региональный министр транспорта Евгений Межорин недавно сообщал, что более 80% рязанских дорог не отвечают потребительским свойствам.
Показательной является и реакция глава горадминистрации Олега БУЛЕКОВА, который почти сразу же после критики ОНФ заявил, что лица, принимавшие работы у подрядчиков, будут наказаны. А вот рязанский автовладелец, отсудивший у муниципалитета 60 тыс. рублей за яму на дороге, публичных комментариев мэра не удостоился. Рязанские бюрократы вообще не любят вступать с простыми гражданами в диалог, а уж тем более — идти на уступки. Вот и концессию рязанского «Водоканала» с общественностью собрались «обсуждать» уже после того, как «Единая Россия» приняла принципиальное решение о поддержке проекта. То есть в представлении рязанских властей, обсуждение должно свестись к убеждению в правильности своей позиции аудитории, готовой и без того высказать «одобрямс» любой, даже самой бредовой инициативе.
Так что федеральные веяния по обыкновению обходят рязанскую землю стороной. Вероятно, та же участь постигнет и антикоррупционные внутренние чистки. Региональные правящие элиты продолжат жить по принципу «Сколько у государства не воруй, все равно своего не вернешь».
Сергей ЕЖОВ