Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№46 от 19 ноября 2015 г.
Фронтовик со штыком и кистью
Один из самых уважаемых рязанских музейщиков и в 92 года полон сил и энергии



Рязанская земля исстари славится героями и подвижниками, выдающимися деятелями культуры и искусства. К этой когорте можно причислить и участника Великой Отечественной войны, художника, искусствоведа Степана Михайловича СТЕПАШКИНА.



Степан Михайлович родился 10 августа 1923 года в небольшой деревушке Жаровские Хутора в самом центре живописного Мещерского края (Клепиковский район), в многодетной семье Михаила Дмитриевича Степашкина, который по жизни был оптимистом и романтиком.

Тяжелые годы отрочества не сломили паренька, но закалили духовно. Степан рос спокойным, терпеливым, любознательным ребенком. Подобно Чехову, считал, что добрых людей гораздо больше на земле, чем ничтожных. Природное чувство юмора не раз выручало его в трудную минуту. 

Он жил с семьей в Сибири, в Кировской области, в Рязани. Приходилось менять место жительства ввиду того, что отец был репрессирован в 1932 году как «враг народа».
В школе подросток учился хорошо. Любимым предметом считал литературу. Увлекался рисованием: делал зарисовки с картин русских художников. Восхищался красотой Рязанского кремля. В свободное от учебы время охотно посещал театр. 

Грозные раскаты 1941-го прокатились вихрем по тревожной молодости. Вчерашние старшеклассники наравне с взрослыми копали противотанковые рвы, изучали военное дело. И даже готовились к ведению партизанской войны в Мещерских лесах. 

6 июля 1942 года Степана Степашкина зачислили в ряды Красной Армии. Спустя два месяца – Сталинград. По дороге на фронт Степашкина приняли в комсомол (одного из немногих детей репрессированных). 

С особым трепетом и волнением, будто это было вчера, вспоминает Степан Михайлович: «Рано утром перед рассветом секретарь комсомола роты вручил мне комсомольский билет. «Сейчас пойдем в наступление», – сказал он. И уже через минуту над нашими головами полетели ракетные снаряды «катюш». Командир батальона крикнул: «Вперед! За мной!» И мы бежали за ним: я с телефонной катушкой за спиной, размахивая комсомольским билетом, в котором еще не высохли чернила. Смешно, конечно, но это факт. Когда я заправлял вторую катушку, бойцы убежали вперед, и я их больше не видел. Бескрайняя степь, по которой мы бежали, была усеяна трупами… Два месяца был в этом кромешном аду».

Не столько было страшно, сколько тяготило Степашкина сознание крайней безысходности, особенно – от потери боевых товарищей. Во время боев за Сталинград наш герой был ранен в ногу. Четыре месяца восстанавливал душевное и физическое здоровье в бывшем санатории города Горбатов на Оке. 

В феврале 1943-го с маршевыми ротами проследовал на Северо-Западный фронт. С ожесточенными боями прошел Воронеж, Курск, Украину. В составе Первого Украинского фронта Степашкин дошел до Днепра. Форсировал Днепр в районе Белой Церкви. Повторное ранение в ногу. Госпиталь. В феврале 1944-го попал в город Бутурлиновка Воронежской области в отдельный, запасной батальон связи. Наступило длительное затишье… 

И лишь в конце 1944-го в воинских эшелонах батальон отправили в Польшу, в военный городок Замостье, в спешке оставленный немцами. На базе батальона организовали офицерскую школу связи Войска Польского. Отныне Степан Степашкин – иностранный солдат, заведовавший при штабе секретной частью. В 1945 году Степашкину присвоили офицерское звание хорунжего а/с (административной службы). Польская форма оказалась к лицу. Степашкин сносно говорил, читал и писал по-польски. На службе установилась дружеская атмосфера.

Работая, будущий художник одновременно изучал традиции, культуру польского народа. Символично, что ровно через 20 лет Степан Михайлович посетит Польшу с дружественным визитом.

В мае 1946 года демобилизовался. С чистой совестью, с осознанием исполненного долга по защите Родины. На всю жизнь остались щемящие воспоминания о самой бесчеловечной войне. Война, считает Степашкин, – это тяжелый непрестанный труд. Хождение по краю смерти.

За мужество и отвагу, проявленные на полях сражений, Степан Степашкин был удостоен звания младшего лейтенанта а/с. На груди бойца засияли награды – орден Красной Звезды, орден Великой Отечественной войны 1-й степени, медали.

Наступила мирная весна 1945 года. Весна Победы. Весна созидания. Как жить? С чего начать? – озадачивал себя Степашкин. По совету отца поступил в Рязанское художественное училище, которое окончил с отличием. Учиться по специальности дальше не стал, так как не считал себя даровитым художником. Решил выучиться на искусствоведа. Но кисти и холсты не забросил.

Посчастливилось Степашкину встретить и свою судьбу – красивую девушку, учителя русского языка и литературы – Светлану Федоровну Костину. Впереди – работа в Липецкой области и учеба на заочном отделении ленинградской «Репинки», куда поступил в 1951 году.

В 1954 году Степан Михайлович с семьей прибыл в Рязань. Приступил к работе в Рязанском художественном музее. Не отпускала мысль, как поднять престиж музея, как привить людям любовь к искусству. Известно ведь, что под лежачий камень вода не течет. Степан Михайлович подружился с художниками. Стал организовывать занимательные экскурсии, привлекать к работе экспозиции из Русского музея, из частных коллекций, из Фондов Союза художников, министерства культуры. Вышел на связь со СМИ, с комсомольскими организациями, где проводились беседы, лекции об искусстве. Так, постепенно, музей прирастал многочисленными друзьями. Степашкин вместе с художниками с большим энтузиазмом занялся просвещением сограждан: организацией фестивалей искусств на селе, созданием передвижного автомузея.

С сотрудниками музея совершал научно-исследовательские экспедиции по Рязанской области, собирая по крупицам образцы традиционного русского искусства. Ряды сотрудников пополнялись молодыми талантами.

Большая заслуга Степана Михайловича в реализации его светлой мечты – создания Храма искусств на Рязанской земле. Степашкин заручился поддержкой Н.Н.Чумаковой (председателя исполнительного комитета Рязанского городского Совета народных депутатов) в создании музея в здании памятника архитектуры XVIII–XIX веков, в Доме Рюмина. Посильную лепту в создание Храма искусств внесли зампредседателя Совета Министров РСФСР В.И.Кочемасов, министр культуры России Ю.С.Мелентьев.

Апрель 1980 года. Открытие зональной художественной выставки в Рязани. Рязанский художественный музей вошел в число лучших периферийных музеев России! Сбылась заветная мечта Степашкина.

30 лет работы директором Рязанского художественного музея Степана Степашкина – это целая жизнь. Его преемником стал Председатель Союза художников, Заслуженный деятель искусств России Владимир Александрович Иванов. Человек увлеченный, независимый, с душой альтруиста.

Степашкин считает важным жить в гармонии с природой. А потому с семьей и друзьями нередко отправлялся на байдарках и каноэ по реке Оке, запечатлев чудесную красоту Мещерского края на полотне.

По стопам родителей пошла дочь Елена: стала учителем и искусствоведом. Вторая дочь Ксения – врач, открыла свой медицинский центр. У Ксении два сына: Дмитрий – кандидат юридических наук и Илья – врач. 

В настоящее время Степан Михайлович проживает в деревне Исток близ Спас-Клепиков. Поддерживает связь с художниками, искусствоведами. 

23 октября исполнилось 75 лет Рязанскому отделению Союза художников России, и Степашкина наградили юбилейной медалью за многолетний подвижнический труд в сфере культуры и искусства. Можно только порадоваться, что жизнь Степана Михайловича сложилась, как в русской пословице: «Жизнь дана на добрые дела».
 
Майя МАРТОЛИНА