Почему в Рязани возник дефицит лекарств
С лекарствами в России постоянно что-то происходит: то их закупают в больницы по завышенным ценам за бюджетный счет, то находятся партии подделок, то на них собирают всем миром из-за нежелания государства брать на себя ответственность за лечение онкологических и орфанных заболеваний. В период второй волны коронавируса все эти проблемы вытеснила одна: часть препаратов просто пропала из аптек и клиник.
В соцсетях и личных разговорах рязанцы жалуются друг другу на отсутствие в аптеках препаратов «Метипред», «Азитромицин», «Арбидол», «Гриппферон», «Цефотаксин», «Клексан», «Глево», «Зитролид» и многих других. Рядом с такой проблемой даже как-то неудобно говорить о кратном повышении цен на медицинские маски и обычные градусники: большинство заболевших и рады бы купить препарат по завышенной стоимости, да негде. Вполне оправданную панику, охватившую рядовых рязанцев, усугубляют «ковид-диссиденты». Во все обсуждения проблемы они вставляют свои «пять копеек» о бесполезности ношения масок и применения антибиотиков, которые только убивают естественный имму¬нитет организма. Все это – с язвительными насмешками и оскорблениями. Плюсуем сезонное ОРВИ и осеннюю хандру. Как тут не запаниковать, не впасть в истерику?
Причины отсутствия лекарств так же банальны, как исчезновение гречки весной 2020-го: с одной стороны, поставщики придерживают товар первой необходимости на складах, чтобы создать дефицит и взвинтить цены, с другой – здоровые сограждане сметают случайно завалявшиеся в аптеках антибиотики «на всякий случай». И не беда, что заниматься самолечением так же опасно, как не лечиться вовсе. Но – опять же, скорая может приехать на третьи сутки, участкового терапевта можно совсем не дождаться… Со второй волной пандемии вылезли все проблемы здравоохранения и фармацевтики: нехватка врачей и машин скорой помощи, мест в терапевтиче¬ских палатах и реанимациях, недостаток квалификации терапевтов (или приказы «сверху» диагностировать ковид через раз), неумение или нежелание регулирования рынка лекарств и многое другое. Именно поэтому россияне сметают с прилавков аптек все препараты подряд и лечатся самостоятельно, пока не становится слишком поздно.
Но дефицит медикаментов в российских регионах связан не только с высоким спросом на них в период пандемии, но и со сбоями в системе обязательной маркировки, в результате которых сотни тысяч упаковок лекарств хранятся на складах и не могут быть реализованы в аптеках. А некоторые препараты из списка жизненно необходимых просто не могут попасть в Россию.
В начале ноября губернатор Николай Любимов заявил, что региону выделено 42 млн руб. на лекарства от коронавируса. Они будут закуплены для рязанских стационаров, в которые не так просто попасть.
В аптеках антибиотиков по-прежнему нет. Только проверенные временем грудной сбор, сушеный подорожник и настойка валерианы – мечта стремящихся назад, в СССР. Молодому поколению рекомендуется погуглить значения слов «дефицит» и «оторвал по блату» – пригодится. А может быть, и жизнь спасет.
Нина ЛАВРОВА