Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№44 от 19 ноября 2020 г.
Плата за плато
 Важно отделять человеческие эмоции и реальные проблемы от глобальной озлобленности на всех и вся

19 ноября с видеообращением к жителям Рязанской области обратился губернатор Николай Любимов. Он объявил, что на «веерный карантин» отправляются школы Рязани. Младшеклассники, а также учащиеся 9 и 11 классов продолжат обучаться очно. Ученики среднего звена переходят на дистанционное обучение по веерному принципу. Также губернатор сообщил, что в регионе не будут проводиться новогодние елки и торжества. Любимов подчеркнул, что для сегодняшней ситуации это максимально мягкие меры. 

Что касается складывающейся ситуации с ростом числа заражений, то с ним не поспоришь. Количество заразившихся ковидом в стране превысило 2 миллиона, больше половины приходится на регионы. 



По информации оперативной рабочей группы правительства Рязанской области, в четверг, 19 ноября, в регионе выявлено еще 117 случаев заражения коронавирусной инфекцией, что соответствует 10,41 на 100 тыс. населения (по РФ – 16,08 на 100 тыс. населения). Темп прироста за сутки – 0,9%. 

С начала пандемии в Рязанской области COVID-19 подтвердился у 12 772 человек. Показатель заболеваемости 1136,19 на 100 тыс. населения (по РФ – 1372,63 на 100 тыс. населения). 

Ковидная статистика в стране идет на взлет с середины сентября. Число заразившихся коронавирусом в России за сутки возросло на 23 610, это максимум за все время пандемии. Общее количество инфицированных увеличилось до 2 015 608. 

Ситуация осложняется двумя печальными медицинскими факторами. Это нарастающий кадровый голод в региональном здравоохранении и последствия «оптимизации» отрасли 2000–2015-х годов. 

Во многих населенных пунктах просто нет медиков, которые могут оказать качественную помощь при коронавирусе. Из-за оттока медработников приходится привлекать студентов-медиков. Да и функции младшего медперсонала зачастую выполняют студенты. С одной стороны, у многих специалистов идет профессиональное и моральное выгорание. Но, с другой стороны, врачи из регионов, особенно близлежащих к столичным, перебираются на работу вахтовым методом туда. 

Медучреждения Рязанской области только официально потеряли за полгода 274-х сотрудников — врачей и медсестер. 

Еще в начале апреля Москва начала активно набирать на работу медиков из регионов в новый инфекционный центр в Коммунарке. В объявлениях о вакансиях планка зарплат поначалу достигала 450 тыс., но затем была снижена на 75–100 тысяч. В больницах Москвы и Московской области и сегодня есть вакансии с зарплатой 170–250 тыс. руб. Врачей трудно осуждать. В текущих напряженных условиях они стараются подумать и про перспективное материальное обеспечение себя и своих близких. Может быть, даже улучшить жилищные условия и построить дачи, о которых раньше могли только мечтать. 

Помимо того, по подсчетам Центра экономических и политических реформ, проведенным в 2017 году на основе данных Росстата, с 2000-го по 2015-й количество больниц в России уменьшилось в два раза – с 10,7 тысячи до 5,4 тысячи. Поликлиник стало меньше на 12%. Вслед за больницами за 15 лет сократилось и количество больничных коек – в среднем на 27,5%, до 1,2 млн. Сильнее всего оптимизация сказалась на состоянии медицины в сельской местности – количество больничных коек сократилось там на 40%. 

Кстати, еще в 2018 году Владимир Путин критиковал эту «оптимизацию» здравоохранения. «В ряде случаев… административными преобразованиями явно увлеклись: начали закрывать лечебные заведения в небольших поселках и на селе. <…> Оставили людей практически без медпомощи, ничего не предлагая взамен. Это абсолютно недопустимо. Забыли о главном – о людях. Об их интересах и потребностях. Наконец, о равных возможностях и справедливости», – говорил президент. 

Региональному руководству приходится бороться с пандемией в этих условиях, которые от них совершенно не зависят. Проводимая с подачи Кремля экс-губернатором Олегом Ковалевым реформа здравоохранения в области до сих пор не позволяет выстроить эффективную работу по спасению жизней и здоровья рязанцев. 

Но при этом наш регион все же попал в список тех немногих субъектов Федерации в России, которые близки к выходу на плато по заболеваемости. Такой вывод сделал эксперт по статистике и моделированию Центра экономических исследований Агаси Тавадян. Ученый строит свои прогнозы, опираясь на карту регионов России по распространенности COVID-19. Она создана на основе официальной статистики. И стабильное положение наблюдается в следующих регионах: Рязанская область, Республика Калмыкия, Брянская, Кемеровская, Магаданская, Пензенская области, Алтайская Республика, Амурская область, Камчатский край, Орловская область, Ямало-Ненецкий автономный округ. 



И это не может не радовать, хотя можно представить, ценой каких неимоверных усилий медиков, власти и жителей удалось этого добиться. Также нетрудно догадаться, что впереди еще предстоит сделать немало. 

Под упомянутым в начале статьи видеообращением губернатора сразу же стали появляться комментарии в большом количестве. Среди них, например, были изложены факты о проблемах в различных медицинских учреждениях области. И такие вести со всего региона являются бесценным подспорьем в работе как Минздрава, так и областного правительства в целом. Ведь в режиме реального времени можно получать действенную обратную связь от жителей. Были и откровенно критические, даже оскорбительные комментарии. И тут важно отделять человеческие эмоции и реальные проблемы от глобальной озлобленности на всех и вся. 

В своем видеообращении Николай Любимов употребил слово «сборище». В разных словарях оно имеет различные толкования. Собрание людей, толпа, стечение, скопление людей, множество чего-либо, сходка для бесед, развлечений и т.п. 

Не знаем, какой именно смысл вкладывал в него губернатор, но он напомнил нам бессмертную фразу Виктора Гюго из «Человека, который смеется»: «Беда, когда сборище тупоголовых начинает изощряться в остроумии». 

Рязанское бюро «Новой газеты» – за полную открытость и возможность для жителей доносить до власти информацию о сбоях в системе функционирования: как медицины, так и остальных отраслей госуправления и жизнеобеспечения в области. Но иногда складывается впечатление, что эмоциональные комментарии, не несущие фактов и конкретики, могут помешать восприятию и реагированию на действительно важные и злободневные сообщения рязанцев. 

Впереди, по всем прогнозам, предстоит не меньше 7–8 месяцев пандемии.  

Чтобы пережить это без катастрофических последствий, у регионов должны быть ресурсы, прежде всего денежные. На одном человеческом факторе героизма и самоотверженности медиков уже не продержаться. Нам, например, представляется разумным воспользоваться Фондом национального благосостояния, в котором сегодня примерно 10 трлн рублей. Время для этого уже пришло.
Галина САМОЛЕТОВА