Сможет ли Рязань догнать Томск по умению сохранять культурное наследие?
В конце октября стало известно, что гордума одобрила передачу в аренду за один рубль за квадратный метр на 49 лет «Доходного дома купца Овсянникова» Рязанскому отделению Всероссийского общества охраны истории и культуры (ВООПИиК). Взамен общество градозащитников обязано подготовить проект использования здания и отреставрировать его за пять лет. Программа «Аренда за рубль» изобретена не сегодня и не в Рязани – в Томске она работает с 2016 года. За это время по программе отреставрировано пять домов, заключены договоры на аренду с условием реставрации еще 34-х. Всего в Томске около 100 отреставрированных зданий, многие приведены в порядок в рамках других программ. Корреспондент рязанской «Новой» прогулялся по томским улицам с фотоаппаратом, чтобы показать рязанцам некоторые шедевры деревянного зодчества и просто красивые старинные дома. У нас, с вероятностью на 99%, их традиционно назвали бы «никому не нужными гнилушками».
100 домов в «городе интеллигенции»
– Непременно погуляйте по центру, у нас есть программа «Аренда за рубль», по ней реставрируют деревянные здания. Мой друг по этой программе отремонтировал дом – правда, все деньги в него вложил, зато какое дело для людей, города и истории сделал! – сходу сообщил таксист, который вез меня из аэропорта к дому томского журналиста.
Позже выяснилось, что о программе знает чуть ли не каждый второй томич, а каждый пятый вскользь слышал о других программах реставрации – к примеру, «Том Сойер Фест», который в Рязани, можно сказать, провалился. Не по вине волонтеров, но это совсем другая история. Всего в этом сибирском городе по разным программам и инициативам отреставрировано порядка 100 домов в центре, на второстепенных улицах и окраинах. То есть не обязательно ехать на какую-то конкретную улицу, чтобы увидеть образчик деревянного зодчества. Если просто прокатиться по городу – все равно что-то «эдакое» попадется на глаза.
Томские образцы деревянного зодчества горели так же ярко и часто, как и рязанские, но в список охраняемых объектов культурного наследия в сибирском областном центре входит около одной тысячи деревянных домов, а в Рязани – всего 538 зданий, большинство которых кирпичные. Томск называют «городом интеллигенции», Рязань же до морковкина заговенья останется «городом заслуженных строителей». К слову, о Рязани в Томске не знают почти ничего, кроме «грибов с глазами», и никакие «припарки» типа создания брендов и установки модульных домиков в Константинове не помогают. Пришлось изъясняться как с иностранцами: «У нас же Есенин! Салтыков-Щедрин, Солженицын, Паустовский, Рязанский кремль, Мещёра! Всего в 200 километрах от Москвы!» «А, типа Подмосковье? Понятно, сочувствуем», – отвечают. Вот и поговорили.
По Красноармейской пойдешь – дом с жар-птицами найдешь
Одно из самых известных аутентичных восстановленных зданий в Томске – дом с жар-птицами.
Оно находится на улице Красноармейской, 67/1 и видно издалека. Построен в 1896 году по проекту архитектора Петра Федоровского, предназначение – флигель в усадьбе отставного фельдфебеля, позднее – купца Леонтия Желябо. В усадьбу входили еще два дома, они существуют и сейчас, но являются реконструированными зданиями. Дом с жар-птицами – отреставрированный оригинал. Будучи памятником архитектуры федерального значения, пережил реставрацию в 2011 году, позднее неоднократно переделывали резных птиц, которые «улетали» с крыши при сильном ветре.
Дом жилой, и живут в нем самые рядовые томичи. В городе не все были согласны с намерением властей отреставрировать флигель («лучше бы снесли развалюху и новый дом построили»), затем обвинили подрядчика в некачественно выполненной работе и замене резных элементов на новодел… Однако, увидев его впервые, замираешь и начинаешь кружить вокруг него, разглядывая деревянное кружево.
Чуть дальше пройдешь – в дом с драконами попадешь
Дом № 68 на той же Красноармейской – это дом с драконами, построенный в 1917 году по проекту архитектора Викентия Оржешко.
Разительно отличающийся от «нарядного» дома с жар-птицами строгими формами и тонами, заставляет гостя города снова задрать голову вверх: семь голов сказочного животного расположены по углам крыши и на козырьке над входной дверью. Шесть голов неких чудовищ с раскрытыми пастями, седьмая – с хвостом и жалом на кончике. Вероятно, элемент украшения пришел из скандинавской архитектуры.
Дом с драконами с 1974 года числится памятником культурного наследия, масштабная реставрация была проведена в начале 1980-х. Сейчас в нем работает Центр медицинской профилактики.
Дворец «Волшебника Изумрудного города»
Дворец Великого и Ужасного Гудвина, который творит свои чудеса в Изумрудном городе из сказки Александра Волкова, списан с резного дома на Белинского, 19 – такая легенда прижилась в Томске.
В 1907–1909 гг. Волков действительно был студентом в Томском учительском институте, и в это время «изумрудный дом» был уже построен. Правда, «Волшебник Изумрудного города» появился на свет только в 1939 году, да и автор не написал его самостоятельно, а сделал литературный перевод «Удивительного волшебника из страны Оз» с добавлением своих фантазий, но прототипом дворца волшебника вполне мог стать томский дом архитектора Станислава Хомича.
С 1914 года здание переходило из рук в руки, к концу прошлого столетия оно пришло в аварийное состояние, и власти нашли выход: они передали «изумрудный дом» лицензионной палате с условием полной реставрации. С 1996 года за состоянием дома следит именно эта организация. Что удивительно, к 90-м годам внешний вид здания оставался безупречным, в негодность пришли только коммуникации и состояние комнат.
От Лигачева до Жвачкина
Секрет сохранения томского деревянного зодчества в том, что исторический облик города был дорог его руководителям. В советские годы за реставрацию деревянных зданий взялся первый секретарь Томского обкома КПСС Егор Лигачев, в 2000-е работу по восстановлению объектов культурного наследия курировал лично губернатор Виктор Кресс. Из областного бюджета он выделял деньги не просто на реставрацию домов, а на восстановление целых улиц. С 2005 по 2012 гг. по поручению губернатора были восстановлены целые комплексы на улицах Кузнецова, Белинского, Дзержинского, Гагарина и Красноармейской. Губернатор Сергей Жвачкин не поддержал такое «расточительство», но «точечная» реставрация домов еще продолжалась несколько лет за счет федеральных программ и выделения средств на аварийные работы.
Теперь за сохранение деревянного зодчества Томска взялись добровольцы. В их движениях возникают свои мелкие скандалы и недопонимания, но почему-то кажется, что все это временное, и оставшиеся дома все же будут отреставрированы. Потому что выражение «теряем культурно-историческое наследие» у томичей и рязанцев имеет разный смысл. В Томске это значит, что дом непригляден на вид, в Рязани – что здание рассыпалось в труху, и его можно только полностью снести и отстроить реплику. И – да, оказавшийся в Томске турист может получить полное представление о деревянном зодчестве этого сибирского города рубежа XIX–XX веков. Турист, приехавший в наш древнейший город, может увидеть лишь останки деревянных строений на улицах Щедрина и Садовой, а также прочувствовать, как «похорошела» Рязань при Ковалеве и Любимове.
Вот рязанскому отделению ВООПИиК, надеюсь, удастся сохранить хотя бы дом Овсянникова. Но сможет ли он «заиграть» в нынешнем окружении: среди помпезных зданий жилого элитного дома, Банка России и часовни Георгия Победоносца с крышей цвета «вырви-глаз», за прикрытыми разноцветной занавеской руинами дома сестер Хвощинских?
Фото автора
Екатерина ВУЛИХ