Художественный руководитель квартета «Парафраз» – о юбилейных событиях, новом взгляде на классику и игре в кромешной темноте
О судьбоносном влиянии слов, имен и названий в жизни человека можно спорить, но вряд ли кто-то будет его отрицать. Сорок лет назад, в 1980 году, четверо исполнителей, объединившись в квартет «Парафраз», выразили в этом названии свое творческое кредо, которое определило их музыкальную судьбу на долгие годы.
Квартет русских инструментов «Парафраз» – один из ведущих профессиональных коллективов России, работающих в жанре камерно-инструментального исполнительства. Каждый концерт ансамбля превращается в особое музыкальное событие. Собственные аранжировки, сделанные музыкантами, поражают оригинальными трактовками, фантазией и блестящим исполнением.
В сегодняшнем составе «Парафраза»: засл. артист РФ, художественный руководитель Александр Рождествин (домра), засл. артист РФ Виктор Колупаев (балалайка), засл. артист РФ Владимир Иванов (баян), Андрей Кулигин (балалайка-бас). Музыкантам квартета подвластен любой репертуар: отечественная и зарубежная классика, народная музыка, пьесы в джазовых ритмах, произведения советских композиторов.
Коллектив является лауреатом многих музыкальных конкурсов. Мастерству «Парафраза» аплодировали в Германии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Мальте, Бразилии, Аргентине, США, Северной Корее, Китае и др. Перечень заслуг можно продолжать еще долго, но, пожалуй, главным достижением квартета является его преданность музыке. В этом причина и долголетия коллектива, и его высокого признания. Это в свое время стало и импульсом к созданию ансамбля.
О том, как все начиналось, рассказывает один из основателей «Парафраза», его художественный руководитель Александр РОЖДЕСТВИН.
– Во время создания коллектива мы все работали в Рязанском музыкальном училище. Педагогическая деятельность требует полной самоотдачи. Но все равно после окончания высшего учебного заведения было ощущение, что не хватает творческого эмоционального всплеска. Наш ансамбль организовался в 1980 году, когда мы втроем: Александр Ермаков (баян), Виктор Колупаев (балалайка) и я – решили сделать несколько номеров для поездки во Францию. Но, начав репетировать, поняли, что в партитуре чего-то не хватает, и решили добавить балалайку-бас. На этот инструмент мы пригласили Юрия Кузнецова. Так определился состав квартета. В 1983 году на место Александра Ермакова приходит баянист-виртуоз, лауреат Всероссийского конкурса Владимир Иванов. Важным событием в развитии коллектива становится конкурс «Сочи – 1984», где мы стали дипломантами как лучший аккомпанирующий коллектив. И здесь мы уже всерьез стали задумываться о том, что надо переходить в филармонию.
– В училище стало «тесновато»?
– Да, было понятно, что потенциал квартета высокий, сложилась большая концертная программа, и она требовала реализации на широкую аудиторию. В этот переходный момент в начале 1985 года происходит еще одна смена состава: из ансамбля уходит Юрий Кузнецов, и на балалайку-бас мы берем Евгения Чиркова. Он окончил Воронежский институт искусств, причем как баянист. Вообще, на бас очень трудно найти человека. И Женю нам пришлось фактически учить заново. Хотя у него и был опыт игры на балалайке-прима, но балалайка-бас – это совершенно другой инструмент, многоплановый. Он и функции баса выполняет, и педали, и гармонической фигурации. В итоге Евгений Чирков, пройдя «курс молодого бойца», прекрасно влился в наш коллектив. В таком составе в 1985 году мы приняли участие в грандиозном событии: XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. В феврале 1986 года в жизни «Парафраза» происходит главное событие: мы становимся лауреатами I премии в III Всероссийском конкурсе исполнителей на русских народных инструментах в городе Тула. И в это же время переходим в Рязанскую областную филармонию. Очередная смена состава квартета происходит в 2010 году, когда у нас вновь оказалось вакантным место балалайки-бас. К нам присоединился талантливый музыкант, выпускник Московской консерватории по классу композиции Андрей Кулигин. Такой командой мы играем уже десять лет. Честно говоря, каждый уход музыканта и приход нового дается нелегко. Что значит один человек для квартета? Четвертая часть! Надо искать, пробовать, начинать все сначала. Но при этом новый человек всегда приносит свежие интересные идеи.
– Как складывался репертуар ансамбля?
– С репертуаром были связаны главные сложности, не было партитур, все приходилось делать самостоятельно, самим сочинять музыку. Это очень непросто, особенно когда нет специального образования. В Академии музыки им. Гнесиных я учился инструментовке у знаменитого композитора Юрия Николаевича Шишакова, и параллельно композиции. Но все это было от случая к случаю, серьезного багажа не было. Наш квартет стал для каждого своеобразной школой, где мы воспитывались, подсказывали и учились друг у друга. В таком совместном творчестве рождались интересные произведения, которые впоследствии исполняли другие коллективы в самых разных городах России и за рубежом.
– Каким образом проходит процесс репетиций?
– Изначально версию приносит композитор, а дальше начинается обсуждение. Дело в том, что произведения классиков, которые у всех на слуху, мы переделываем, оставляя основной замысел композитора. Само слово «парафраз» в переводе с греческого означает «пересказ». В музыке парафраз – это виртуозная пьеса на знакомую мелодию. Так что это понятие как нельзя лучше соответствует сути нашего творчества. Оно иллюстрирует и репетиционный процесс, когда мы вместе что-то придумываем, изобретаем и даже «обманываем». Да, без этого никак нельзя! Взять, например, симфоническую партитуру на сотню человек, а нам ее надо уложить на четверых, – как тут без выдумки? И при этом надо, чтобы все звучало и вызывало интерес у зрителя.
– В одном интервью вы приводили слова Михаила Плетнева о том, что квартет – это один их самых сложных музыкальных жанров. Как думаете, почему именно квартет?
– Мне кажется, причина в уживчивости музыкантов, и в конечном итоге все определяется какими-то психологическими причинами. Трио – меньше людей, меньше идей, а значит, меньше споров. Мы, бывает, спорим очень много, но здесь и рождается истина. Это нормально, нет таких коллективов, где тишь, гладь и Божья благодать. Безусловно, любой творческий человек всегда хочет выделиться, показать себя. Но при этом надо помнить, что рядом твой товарищ, который тоже мечтает об этом. Должна быть взаимосвязь и взаимопомощь. Это сложный процесс, его не описать словами. В квартете очень важно чувство локтя. Мы можем отвернуться друг от друга, но все равно сыграем! Был у нас в этом плане показательный случай. В восьмидесятых-девяностых мы очень часто выступали по районам Рязанской области. Времена были тяжелые: холодные гостиницы, неотапливаемые залы, разбитые дороги. Так что мы не только по заграницам разъезжали, как это может показаться. И пережить довелось многое. Однажды мы выступали в таком районном клубе, и вдруг погас свет. Темнота кромешная! Зрители заволновались, стали шуметь. А мы играем! Все потихоньку успокоились, притихли. Мы доиграли пьесу, будто ничего и не было. И тут такие аплодисменты раздались, зал просто взорвался! Потом принесли свечи, и мы провели концерт до конца. Но суть в том, что отсутствие света нам никак не помешало, настолько мы друг друга чувствовали.
– Нынешний год для квартета «Парафраз» – юбилейный, и наверняка для вас, как и для всего мира, он оказался непростым. Но, полагаю, были и приятные моменты. Давайте их вспомним.
– Самое приятное в том, как к 40-летию «Парафраза» отнеслась администрация Рязанской филармонии. Выпущен сборник наших пьес. Купили электропьяно в наш репетиционный класс и сделали там ремонт. Отремонтировали инструменты, приобрели струны (их редко можно найти хорошие). В общем, для квартета делается достаточно много. Юбилейный концерт состоится в феврале, и для него мы выбрали, на наш взгляд, самое интересное. Будут и приглашённые артисты, и известные вокалисты, с которыми мы давно сотрудничаем. Остается лишь надеяться, что к тому времени ситуация наладится, зритель придет и отметит вместе с нами наш праздник.
Вера НОВИКОВА