Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№48 от 19 декабря 2013 г.
Про коренья и груздочки
Рязанский мастер слова Евгений КАЛАКИН – об Александре Генисе, русской кухне третьей волны и здоровом сексе с… литературой


 
У меня текут слюнки и слёзки!
 
Умберто Эко не ест щей. 
 
В гостях у Александра Гениса в Нью-Йорке отказался есть настоящие русские щи из квашеной капусты, профессионально сготовленные  хлебосольным гурманом-хозяином.
 
– Что же вы, смеяться, что ли надо мной приехали? – наверное, мог растерянно спросить Генис Эко, как спрашивал Пётр Петрович Петух Павла Ивановича Чичикова.
 
Как же это можно –  отказаться! собственными фибрами, жабрами и рецепторами! – анатомически, это где-то рядом – от чего-либо специально к вашему приезду изготовленного на кухне этого гоголевского божка, Петра Петровича, чьей инкарнацией или атрибутом Генис наверняка является.  
 
Вспомните  петухово-петушистое гастрономическое камлание: «…да сделай ты мне свиной сычуг. Положи в серёдку кусочек льду, чтобы он взбухнул хорошенько. Да чтобы к осетру обкладка, гарнир-то, гарнир-то чтобы был побогаче! Обложи его раками, да поджаренной маленькой рыбкой, да проложи фаршецем из снеточков, да подбавь мелкой сечки, хренку да груздочков, да репушки, да морковки, да бобков, да нет ли ещё какого коренья?»
 
В одном городе я видел магазин с радикальным, как взмах буденовской шашки, названием «ЕДА».  Ни хренку, ни груздочков!
 
Кто читал книжку Вайля&Гениса «Русская кухня в изгнании», не хотел ли тут же в это изгнание устремиться?
 
Как профессионально пить душистый портвейн, не теряя талантливой головы, профессионально рассказывает Макаревич. Как закусывать – Генис. Впрочем, в том метафизическом измерении многие физические законы отменяются, разделения условны и специализация иллюзорна, а вот присутствие профессионала-проводника рядом очень важно, чтобы в путешествии не затеряться.  Великий русский путешественник Венедикт Васильевич Ерофеев высказался категорически-императивно: «Жизнь даётся человеку один раз и прожить её надо так, чтобы не ошибиться в рецептах».
 
Когда ученики готовы – появляется Учитель в лимонном кимоно, приносит азбуку с чу-удными картинками и посланием, типа: ну что же вы так скудно? так невкусно? так напряжённо…  из всего же этого можно сколотить аэроплан и – улететь!.. от еды ли, от секса… читайте рецепты, берите уроки. Смотрите же! Так, наверное, тысячу лет назад появились храмы Кхаджурахо.
 
В этом году вышла книга Александра Гениса «Уроки чтения. Камасутра книжника». 35 изысканных позиций! Попробуйте!
 
Надпись на моем экземпляре: от рязанского автора. А.Генис.
 
С Генисом мы расстались в Рязани, как выяснилось, году в 1958-м.
 
ОМ-М…
 
Он жил на улице Горького, я – на Сенной. Это ж рядом! Оба, как выяснилось, ни-че-го не помним о времени и о себе в том времени, как и друг о друге. Ему было 5, когда он уехал из Рязани навсегда, мне 3, когда я в ней остался…
 
Встретились в этом декабре, в Москве, в Российском гуманитарном университете на лекции Гениса «Литературный мир русской Америки: 40 лет «третьей волне»… о Бродском, Довлатове, Саше Соколове… три часа голоса Гениса… не в эфире Радио «Свобода», где звучит уже 30 лет, – живьём.
 
Фотографируясь, чего-то пошутили, что актёрам лучше ничего не знать о Станиславском и его системе, (о чём я догадался уже на 2-м курсе театрального института), что американские актёры сбивчиво поминают Станиславского в момент вручения «Оскара»…
 
Щенячьи радуюсь, что сумел сунуть в карман отъезжающему книжечку своих стихов…
 
Снова расстались.
 
В ближайшем минимаркете купил бутылку пива, пил тут же, во дворике университета, думал о русской кухне третьей волны, мальчике Саше с улицы Горького, унесённом этой волной далеко, об улётном аэроплане, о наслаждении от здорового секса со здоровой литературой…
 
Будем здоровы!
 
Евгений КАЛАКИН